Методразработка по вопросу духовно-нравственного воспитания молодежи


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий»
(ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
в помощь кураторам
по духовно – нравственному воспитанию студентов
Разработчик:
Бронюшкина Татьяна Семеновна
должность: преподаватель
Чебоксары – 2017
Оглавление
1. Пояснительная записка ………………………………………...........3 стр.
2. Содержание ………………………………………………............4– 13 стр.
3. Список использованных источников………………….…….……...14стр.
 
 
 
Пояснительная записка.
Методическая разработка предназначена для использования кураторами групп при составлении планов воспитательной работы.
Цели разработки:
Расписать о духовно-нравственном кризисе в российском обществе
Напомнить об общечеловеческих ценностях
Ознакомить принципами организации духовно – нравственного развития и воспитания
 Задача методразработки:
Помочь молодым кураторам в вопросах духовно – нравственного воспитания студентов
Содержание
Концепция духовно-нравственного воспитания
«Доктрина Даллеса»
Общечеловеческие ценности
Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Примеры применения притч, сказок, рассказов для детей и родителей
Оснащение: компьютер, проектор, притчи
1) Духовно-нравственное воспитание
Концепция духовно-нравственного воспитания детей в России разработана и подготовлена Общественной палатой РФ, Общественным советом Центрального Федерального Округа, и депутатами Государственной Думы. В этой Концепции проанализированы негативные последствия отказа государства воспитывать своё подрастающее поколение, приведены страшные цифры вырождения нации.
О духовно-нравственном кризисе в российском обществе свидетельствуют, в частности, следующие показатели:
• по уровню самоубийств Россия в последние годы занимает стабильно второе место в мире;
• Россия в настоящее время занимает одно из первых мест по потреблению наиболее тяжелых и смертоносных наркотиков;
• в России самый высокий в мире процент социальных сирот;
• с начала 1990-х гг. Россия на первом месте в мире по уровню абортов и является единственной страной мира, где до недавнего времени на 100 рожденных младенцев приходилось 120 абортов;
• последние 10 лет России неизменно принадлежит одно из первых мест в мире по уровне разводов;
• смертность от убийств в России – самая высокая в Европе;
смертность от алкогольных отравлений в России – самая высокая в мире.
Ситуация с детьми:
• критическое снижение уровня общей культуры и нравственности подрастающего поколения; оторванность подрастающего поколения от традиций и ценностей культуры своего народа и разрушение его национально-культурной традиций;
• высок процент сексуально распущенных несовершеннолетних; 45,5 % юношей-девятиклассников и 48,2 % девушек-девятиклассниц считают, что сексуальные контакты в их возрасте вполне допустимы; аборты у несовершеннолетних составляет значительную часть от общего числа производимых в России абортов – на девушек до 19 лет приходится около 10 % всех производимых в России абортов;
• катастрофически высокий уровень употребления несовершеннолетними наркотиков; средний возраст начала употребления наркотиков за последнее десятилетие снизился с 18 до 14 лет; Россия сегодня занимает одно из первых мест по уровню потребления несовершеннолетними наиболее тяжелых и смертоносных инъекционных наркотиков;
• высокий уровень употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, пива, табачной продукции; более 80% российских подростков потребляют алкоголь, более 60% курят; за последнее десятилетие средний возраст начала употребления алкоголя снизился с 16 до 13 лет; табака с 15 – до 11 лет; на январь 2006 года были официально признаны алкоголиками около 60 тыс. детей;
• высокий уровень детской и подростковой преступности и насилия в среде несовершеннолетних; фиксируется устойчивый рост количества насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
• среди молодежи, около 55 %, готовы преступить через моральные нормы для того, чтобы добиться личного успеха; огромные масштабы приобрело распространение детской порнографии, детской и подростковой проституции.
Серьезной проблемой для российского общества стали социально-негативные молодежные течения (сообщества подростков, формируемые организованными преступными группировками в качестве будущего кадрового резерва, а также скинхеды, готы, эмо и ряд др.). Эти молодежные течения дают существенный вклад в преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних, они несут серьезный риск детских суицидов.
В Концепции сделан следующий вывод:
«В настоящее время ситуация в сфере общественной нравственности и нравственности несовершеннолетних в значительной мере находится вне контроля российского государства и общества и серьезно угрожает национальной безопасности Российской Федерации. Если в ближайшее время не будут приняты необходимые антикризисные меры, то Россия как единое самостоятельное государство, сохраняющее свою культурно-историческую идентичность, столкнется с риском исчезновения в исторически недалекой перспективе (при сохранении имеющихся тенденций).
Российское общество нуждается в осуществлении эффективной государственной политики в области духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей на основе традиционно присущих российской культуре ценностей, от которой напрямую зависит будущее страны, ее сохранение и развитие, экономическое и социальное благополучие российского народа…»
С древнейших времён воспитанием подрастающего поколения в России занимались церковь, семья, общество, государство. Что же случилось с нашей великой Российской империей за последние примерно 30 лет?
Духовное воспитание было утрачено, но оставалось ещё высокая нравственность людей, позволившая выиграть Великую отечественную войну и заново отстроить страну после её окончания. В годы Великой Отечественной войны немецкий врач, обследовавший угнанных из СССР в Германию девушек в возрасте 16-20 лет, был поражён, обнаружив, что 90% из них были девственницами. Он обратился к Гитлеру с призывом немедленно начать мирные переговоры с СССР, убеждая его, что невозможно победить народ с такой высокой нравственной чистотой. Куда же и когда исчезла эта нравственность?
На западе поняли, что оружием Россию не победить?
2) Вспомним «доктрину Даллеса», составленную ещё в 1945 году:
«Окончится война, всё как-то устроится и мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, его сознание способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих сторонников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Литература, театр, кино – всё будет изображать, и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать всех, кто станет насаждать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом всякую безнравственность. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности.
Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, предательство, национализм и вражду народов – всё это мы будем культивировать в сознании людей.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться, что происходит. Но таких людей мы будем ставить в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением. Мы будем бороться за людей с детских и юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать и растлевать её. Вот как мы это сделаем»
Определение понятия «воспитание» Министерства образования РФ: «Воспитание – это есть создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей».
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
3) Общечеловеческие ценности
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются общечеловеческие ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
4) Основные принципы организации
духовно-нравственного развития и воспитания
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнёрства;
- индивидуально-личностного развития;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания
Вот слова Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла «right0… Русское слово «образование» происходит от слова «образ». Обучая и воспитывая детей, наши предки возделывали в них образ Божий, который присутствует в каждом человеке. Это то, что составляет наш внутренний стержень, то, что составляет наше «я». Этот стержень можно укрепить, а можно изломать. Но даже искореженный и изуродованный, он все равно будет оставаться в человеке. И задача семьи, школы, общества, задача Церкви и государства — вырастить не морального калеку, а человека, достойного своего высшего призвания…»
Я люблю читать притчи, сказки и рассказы на нравственные темы. Именно эти рассказы дети слушают с интересом и удовольствием. Наши предки пользовались языком символов и образов. Народный живой ум создавал притчи, сказки, рассказы, передававшиеся из поколения в поколение. Соберётся детвора в кружок, а дедушка расскажет ей сказку, да такую, что посеется в детской душе зёрнышко, которое даст добрый плод. Дети легко и просто входят в яркий и красочный мир сказок, в глубине которых скрывается вековая народная мудрость, потому, что воспринимают этот мир не умом, что свойственно для взрослых, а чистым детским сердечком.
Это неотъемлемая часть человеческой культуры, попадающая прямо в сердце не только детям разных возрастов, но и взрослым, потому что они побуждают интерес к самому главному, что есть у человека – к его душе, которая жаждет Истины.
Эти притчи передавались из поколения в поколение, из уст в уста.
ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРИТЧ, СКАЗОК, РАССКАЗОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.
Дети часто оскорбляют, обзывают, унижают друг друга…. Как им объяснить, насколько это плохо? Как их научить оценивать свои поступки? Как сделать их воспитанными? Как научить добрым взаимоотношениям в коллективе, умению думать о других? Например, «Сказка о хороших манерах». Всё наше современное воспитание построено на запретах: «Нельзя то, нельзя это…»Так учим мы учителя. А как учит мудрец? В этой сказке показано, как одним правилом заменяются все эти запреты. Кто знает это правило и научится им пользоваться, тот станет воспитанным.
Сказка о хороших манерах.
У одного короля был сын. Звали его принц Фредерик. Было ему уже 10 лет, но он до сих пор не умел себя вести. Его очень избаловали мамки-няньки, потому что мать-королева умерла, а других детей у короля не было. От природы принцу досталось доброе сердце, он ничего особенно плохого не делал, а просто никогда не думал о других, да и держать себя не умел: сидел развалясь, перебивал старших, брал со стола всё, что ему хотелось, надменно говорил с придворными, а при случае мог кого-то из них и ударить.
В то время король получил известие, что его сосед, король, владеющий огромным государством, созывает к себе молодых королевичей, принцев на смотр. Наследника у него нет, поэтому он хочет при жизни выбрать для своей внучки, принцессы Эльзы, жениха, который через несколько лет после обручения с Эльзой сможет править его страной.
- Боже мой! – вскричал король-отец,- до смотра всего 10 дней. Я сам понимаю, что мой сын Фредерик так плохо воспитан, что его сразу забракуют! А так хочется соединить свою страну с соседней! Скорее созовите лучших учителей хороших манер, и пусть Фредерик учится с утра до вечера!»
Главный церемониймейстер созвал лучших учителей, и они стали говорить принцу наперебой: «Этого нельзя, нельзя так сидеть, нельзя так ходить, нельзя громко разговаривать, нельзя перебивать собеседника. Нельзя, нельзя, нельзя….» У принца была плохая память, он не смог запомнить и сотой доли этих запретов, но ему и самому хотелось понравиться Эльзе, так она была прекрасна. Но разве можно за 10 дней запомнить то, что другим детям вдалбливали 10 лет? Отчаявшись, принц спросил:
« Сколько же правил я должен запомнить?»
- Мы их не считали, но несколько тысяч!.
Тогда принц страшно рассердился, затопал ногами : «Я не буду учиться, пусть всё пропадает!»
Король был вне себя. До смотра оставалось всего 3 дня, а манеры принца по-прежнему никуда не годились. Тогда король созвал совет министров. На этом совете решено было обратиться к одному мудрецу и спросить его: «Нельзя ли уменьшить число правил хотя бы до пятидесяти самых главных. И вот мудрец явился во дворец. «Нельзя ли уменьшить число правил?»,- спросил у него король. На этот вопрос мудрец ответил так: «Можно сократить число правил даже до одного. Кто знает это правило и умеет им пользоваться, тот знает и всё остальное, хотя бы число их было 100 тысяч. Я научу принца Фредерика за один час». Все были поражены. Король с надеждой отвёл мудреца к сыну.
Мудрец сказал ему: «Чтобы быть воспитанным, как полагается принцу, ты должен только считать, что все другие лучше тебя и поэтому их надо уважать и любить. Если будешь думать, прежде всего, о других, а потом о себе, то не сможешь сделать ничего плохого или неприятного, а это и будет хорошим поведением. Все правила, которые ты не смог запомнить, будут исполняться сами собой!»
- Это всё-таки очень трудно,- сказал принц,- как же я смогу, например, думать, что наш шут, горбатый мерзкий карлик, лучше меня? Как я смогу его полюбить? Даже моего камер-юнкера с его длинным носом, который гораздо лучше карлика, я не смогу никогда полюбить.
- А ты поступай вот как,- сказал мудрец, помни, что это вовсе не карлик, а прекрасный принц, которого заколдовала злая колдунья. Когда ты будешь говорить с ним, не обращай внимания на его горб, и говори не с карликом, а говори с принцем, который в нём заколдован.
- А лакей тоже заколдован? - спросил Фредерик.
- Да, и лакей, и все другие,- ответил мудрец.
Принц очень удивился и обещал попробовать.
- Только никогда не отступай от этого правила. Оно действует не сразу. Но если будешь его выполнять и ничем не смущаться, то, в конце концов, ты сможешь снять колдовство и с тобой будут разговаривать одни только принцы и принцессы вместо слуг и лакеев, - добавил мудрец.
Тогда принц побежал искать карлика. По дороге он открыл дверь министру, который спешил с докладом к королю, потом поднял платок придворной даме, заметив, что она его уронила. Проходя по зале, где было полно придворных, он, было, громко запел, по своему обыкновению, но вдруг спохватился, подумав, что это будет неприятно пожилым и серьёзным людям, которые лучше его. Он виновато улыбнулся и сказал: «Простите меня, я забыл, что я здесь не один!»
«Что за чудеса?- зашептались придворные. Сколько новых правил сумел выучить принц всего за полчаса. Интересно, что за способ обучения у этого мудреца? Ведь мы учили принца целых 7 дней, и он не смог запомнить больше одного правила за урок?
А Фредерик, встретил, наконец, карлика и сказал ему: «Здравствуйте»,- с приветливым видом. Раньше он никогда этого не делал, зато часто его дразнил и обижал. Шут подумал, что и сейчас Фредерик над ним смеётся. Он тряхнул бубенчиками и стал кривляться, прыгать и кататься по полу, чтобы рассмешить Фредерика. Но Фредерику совсем не было смешно, ему стало, наоборот, грустно. Он старался не смотреть на тупое противное лицо шута и приказал ему встать. Шут продолжал корчить гримасы.
«Если, правда, что это заколдованный принц, то как, наверное, ему тяжело ходить в дурацком колпаке и корчить рожи, а как больно ему кувыркаться с его горбатой спиной. Попробую- ка с ним поговорить.
-Встаньте, пожалуйста, прошу Вас,- сказал Фредерик,- ведь я-то знаю, что Вы в действительности такой же принц, как и я. Как ужасно, что Вам приходится быть шутом. Мне так стыдно, что я мучил Вас. Простите меня, я ведь тогда ничего не понимал.
Карлик вскочил и бросил на него быстрый и умный взгляд. Он всё ещё не знал, шутка ли это. Но Фредерик подошёл, положил руки к нему на плечи и ласково посмотрел в лицо. И тогда лицо карлика вдруг изменилось, глаза наполнились слезами. И были это глаза так прекрасны, так непохожи на те, которые принц знал раньше, что он увидел совсем другого человека. Это были глаза заколдованного принца. Потом свет в глазах шута потух, но Фредерик теперь уже знал, что он может загореться. Он разговорился с карликом и с тех пор навсегда полюбил его. И никому больше не позволял обращаться с ним жестоко, а шут сделался ему самым преданным другом.
- Как же я раньше не видел, какой он милый, добрый и умный?- подумал принц.
Через день после разговора с карликом принц отправился со своей свитой на смотр. Он теперь знал, что мудрец сказал правду, поэтому изменил своё обращение со всеми людьми. Все заметили, что он стал скромным, внимательным, ласковым и вежливым. Он больше не говорил того, что могло бы обидеть, а наоборот старался сделать каждому что-то приятное.
Впрочем, другие принцы и королевичи тоже были хорошо воспитаны. Они кланялись, улыбались, дарили принцессе цветы, читали ей стихи и отвечали на вопросы старого короля по всем правилам вежливости. Однако друг друга они не любили, а с низшими обращались свысока. Принц же Фредерик верил, что все другие лучше его. Поэтому не надеялся, что будет выбран. «Принцесса слишком хороша для меня»,- думал он, поэтому от души хвалил других, а, когда раздавали подарки, то не спешил получить самые лучшие.
Старый король, да и принцесса заметили это. Когда король спросил внучку, кто ей понравился больше всех, то услышал: «Конечно принц Фредерик! Он такой добрый, его нельзя не полюбить».
Наверное, вы уже догадались, что думал мудрец, когда говорил, что каждый человек, даже самый невзрачный и неприятный на вид, в действительности заколдованный принц? Конечно, он думал о прекрасной душе, разумной и бессмертной, невидимо сокрытой в человеке.
Рефлексия. Вопросы:1)Каким был Фредерик?
(От природы принцу досталось доброе сердце, он ничего особенно плохого не делал, а просто никогда не думал о других, да и держать себя не умел: сидел, развалясь, перебивал старших, брал со стола всё, что ему хотелось, надменно говорил с придворными, а при случае мог кого-то из них и ударить.)
2)О каком правиле говорил мудрец?
(«Чтобы быть воспитанным, как полагается принцу, ты должен только считать, что все другие лучше тебя и поэтому их надо уважать и любить. Если будешь думать, прежде всего, о других, а потом о себе, то не сможешь сделать ничего плохого или неприятного, а это и будет хорошим поведением. Все правила, которые ты не смог запомнить, будут исполняться сами собой!»)
3)Каким стал Фредерик?
(Он больше не говорил того, что могло бы обидеть, а наоборот старался сделать каждому что-то приятное.)
4)Что думал мудрец, когда говорил, что каждый человек, даже самый невзрачный и неприятный на вид, в действительности заколдованный принц?
Конечно, он думал о прекрасной душе, разумной и бессмертной, невидимо сокрытой в человеке.
Результаты;
Коммуникативные - (принц слушает мудреца) «Можно сократить число правил даже до одного. Кто знает это правило и умеет им пользоваться, тот знает и всё остальное, хотя бы число их было 100 тысяч»
…от души хвалил других, а когда раздавали подарки, то не спешил получить самые лучшие.
Регулятивные - Только никогда не отступай от этого правила. Оно действует не сразу. Но если будешь его выполнять и ничем не смущаться, то, в конце концов, ты сможешь снять колдовство и с тобой будут разговаривать одни только принцы и принцессы вместо слуг и лакеев,
Познавательные - «Если будешь думать прежде всего о других, а потом о себе, то не сможешь сделать ничего плохого или неприятного, а это и будет хорошим поведением. Все правила, которые ты не смог запомнить, будут исполняться сами собой!»
Личностные - Все заметили , что он стал скромным, внимательным, ласковым и вежливым. Он больше не говорил того, что могло бы обидеть, а наоборот старался сделать каждому что-то приятное.
ВОТ КАК ВОСПИТЫВАЛ ВСПЫЛЬЧИВОГО И НЕСДЕРЖАННОГО СЫНА ОТЕЦ.
ГВОЗДИ.
ЖИЛ-БЫЛ ОДИН очень вспыльчивый и несдержанный человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит гнева вбивать один гвоздь в столб забора. В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днём число забиваемых гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать себя легче, чем забивать гвозди. Наконец, настал день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня, каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда юноша смог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: - Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остаётся такой же шрам, как эти дыры.
Рефлексия.
Вопросы: Каким был сын? (вспыльчивым и несдержанным)
Какой способ воспитания выбрал отец? (И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.) Что делал сын с гвоздями? (В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днём число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.)
Что понял юноша? (Юноша понял, что контролировать себя легче, чем забивать гвозди.) Что сообщил юноша отцу? (Что в столбе не осталось ни одного гвоздя.) Что главное поняли вы из этой притчи? ( Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остаётся такой же шрам, как эти дыры)
Список использованных источников:
1.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России
Притчи
Рецензия предметно-цикловой комиссии.