ВОССТАНИЕ КАЗАХОВ МЛАДШЕГО ЖУЗА (1783—1797) ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СЫРЫМА ДАТОВА 3 урока (8 класс)

11 урок
ВОССТАНИЕ КАЗАХОВ МЛАДШЕГО ЖУЗА
(17831797) ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ
СЫРЫМА ДАТОВА
Предпосылки и причины и начало восстания Сырыма Датулы
Цель: рассмотреть основные предпосылки, причины, цели, ход восстания; выяснить причины спада восстания и его поражения; показать влияние личности Сырыма Датова на развитие политических событий в Казахском ханстве в 17831797 гг.; раскрыть значение восстания Сырыма Датова как самого крупного антиколониального выступления; продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника, анализа карты и исторических событий, сопоставления фактов; начать работу над развитием навыков культуры спора, умения доказывать свою точку зрения,
опираясь на факты; воспитывать любовь к родине, народу.
Материалы и оборудование: карта “Казахстан в ХVIII в.” или “Восстание Сырыма Датова”, портрет Сырыма Датова, планшет с планом изучения восстания, интерактивная доска,
Изучение темы проводится в ходе трех уроков.
План урока
Опрос проводится по вопросам к § 6.
1. Предпосылки и причины участия казахов в восстании.
2. Этапы участия казахов в восстании.
3. Участие казахов Младшего жуза в Крестьянской войне.
4. Участие казахов Среднего жуза в Крестьянской войне.
5. Значение участия казахов в восстании.
Проверяются записи в тетрадях анализа данных по предыдущей теме.
II. Изучение новой темы.
1. Изучение новой темы начинается с того, что учитель заостряет внимание учащихся на планшете с планом изучения восстания (заготовленным заранее на листе ватмана). Учитель объясняет, что изучение любого восстания ведется по определенному плану, после чего его пункты записываются учащимися в тетрадях:
* Предпосылки и причины восстания.
* Повод к началу восстания.
* Цели восстания.
* Характер.
* Движущие силы.
* Руководители восстания.
* Ход и этапы.
* Результаты.
* Причины поражения.
* Историческое значение.
2. Организация самостоятельной работы с учебником.
Задание: прочитав текст учебника до подзаголовка “Начало восстания”, выделите предпосылки и причины восстания, основные движущие силы, цели восстания и имена его руководителей. Кратко сформулируйте сведения и запишите в центральной части таблицы. На работу отводится 710 мин. Учитель помогает определить характер восстания, объясняя, что для этого необходимо проанализировать цели восставших. Определение записывается в центральную часть таблицы.
3. Изучение вопроса о начале восстания и внутренней борьбе Младшего жуза ведется на основе рассказа учителя с одновременным выполнением учащимися заданий:
1) По ходу объяснения материала запишите даты основных событий хода восстания в центральной части таблицы.
2) Сведения о влиянии внутренней борьбы на ход восстания запишите в разделе “Влияющие факторы”.
Учитель помогает учащимся, выделяя интонацией наиболее важные моменты, замедляя темп рассказа.
Домашнее задание: § 7, п. III, начать заполнение анализа данных и проблем.



Дата _______ учитель _______________


























№ 12 урок
ВОССТАНИЕ КАЗАХОВ МЛАДШЕГО ЖУЗА
(17831797) ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ
СЫРЫМА ДАТОВА
Внутренняя борьба в Младшем жузе и ее влияние на ход восстание
Цель: рассмотреть основные предпосылки, причины, цели, ход восстания; выяснить причины спада восстания и его поражения; показать влияние личности Сырыма Датова на развитие политических событий в Казахском ханстве в 17831797 гг.; раскрыть значение восстания Сырыма Датова как самого крупного антиколониального выступления; продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника, анализа карты и исторических событий, сопоставления фактов; начать работу над развитием навыков культуры спора, умения доказывать свою точку зрения,
опираясь на факты; воспитывать любовь к родине, народу.
Материалы и оборудование: карта “Казахстан в ХVIII в.” или “Восстание Сырыма Датова”, портрет Сырыма Датова, планшет с планом изучения восстания, интерактивная доска,
План урока
Опрос проводится по вопросам к § 6.
Проверяются записи в тетрадях анализа данных по предыдущей теме.
II. Изучение новой темы.
1. Изучение новой темы начинается с того, что учитель заостряет внимание учащихся на планшете с планом изучения восстания (заготовленным заранее на листе ватмана). Учитель объясняет, что изучение любого восстания ведется по определенному плану, после чего его пункты записываются учащимися в тетрадях:
* Предпосылки и причины восстания.
* Повод к началу восстания.
* Цели восстания.
* Характер.
* Движущие силы.
* Руководители восстания.
* Ход и этапы.
* Результаты.
* Причины поражения.
* Историческое значение.
2. Организация самостоятельной работы с учебником.
Задание: прочитав текст учебника до подзаголовка “Начало восстания”, выделите предпосылки и причины восстания, основные движущие силы, цели восстания и имена его руководителей. Кратко сформулируйте сведения и запишите в центральной части таблицы. На работу отводится 710 мин. Учитель помогает определить характер восстания, объясняя, что для этого необходимо проанализировать цели восставших. Определение записывается в центральную часть таблицы.
3. Изучение вопроса о начале восстания и внутренней борьбе Младшего жуза ведется на основе рассказа учителя с одновременным выполнением учащимися заданий:
1) По ходу объяснения материала запишите даты основных событий хода восстания в центральной части таблицы.
2) Сведения о влиянии внутренней борьбы на ход восстания запишите в разделе “Влияющие факторы”.
Учитель помогает учащимся, выделяя интонацией наиболее важные моменты, замедляя темп рассказа.
Домашнее задание: § 7, п. III, начать заполнение анализа данных и проблем.





Дата _______ учитель _______________





























№ 13 урок
90-е годы 18 в. последний период и поражение восстания Сырыма Датулы
Урок является продолжением предыдущего, поэтому его
целесообразно начать с продолжения изучения темы.
I. Рассказ учителя о новом периоде восстания в 90-е годы XVIII в. с выделением основных событий рассматриваемого периода и записью их учащимися в тетрадях.
II. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Задание: занести в центральную часть таблицы причины поражения и значение восстания.
III. Работа над выявлением проблем.
С какими трудностями столкнулось восстание Сырыма Датова? Могло ли восстание закончиться иначе? Учитель организует дискуссию. Класс делится на тех, кто считает, что восстание могло закончиться достижением поставленных целей, и тех, кто считает, что восстание было обречено
на поражение. Из участников обеих сторон формируются группы. Дается 710 мин на то, чтобы учащиеся подготовили проекты защиты своей точки зрения. На выступление каждой группы отводится не более 2 мин. Поэтому выступление группы должно быть четко продумано учащимися, оно должно быть лаконичным, но весомым по количеству аргументов.
После того как все группы выступили с защитой проекта, ответы обобщаются и оцениваются. Учитель помогает сформулировать основные проблемы, которые записываются в соответствующем разделе.
Домашнее задание: § 7, закончить работу над анализом данных, заполнить таблицу на с. 62 учебника.





Дата _______ учитель _______________













Таблица 8
Тема
Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датова (17831797 гг.)







Основное
содержание
Предпосылки и причины восстания:
административно-колониальные нововведения
царизма;
насильственный захват казахских земель;
усиление политического давления;
обострение политической ситуации и напряженности во взаимоотношениях казахов и казаков.
Движущие силы: казахские шаруа, некоторая часть
старшин, родоправителей, биев.
Цель: возвращение земель, ограничение произвола
ханского семейства и приближенных хана Нуралы.
Руководитель восстания Сырым Датов.
Характер: антиколониальный, национально-освободительный, антифеодальный.
Основные даты: осень 1783 г. начало открытой
борьбы Сырыма Датова;
весна 1784 г. освобождение Сырыма из плена;
июнь 1784 г. первое крупное столкновение отрядов Сырыма с казаками;
ноябрь 1784 г. откочевка хана Нуралы к Уральской казачьей линии;
весна 1785 г. активизация действий восстания;
лето 1785 г. отстранение Нуралы от власти;
1791 г. избрание ханом Младшего жуза Ералы;
1794 г. смерть хана Ералы, избрание Есима;
17 марта 1797 г. нападение Сырыма на ханскую ставку;
1797 г. уход Сырыма в Хивинские пределы;
1802 г. смерть Сырыма Датова.
Причины поражения:
разногласия среди феодальной верхушки;
разнородность требований шаруа;
зависимость руководителя от политических обстоятельств;
слабая организация восстания;
межродовые противоречия.
Значение восстания самое крупное антиколониальное восстание на юго-восточной окраине империи.

Анализ
данных
1. Предпосылки, причины, движущие силы восстания.
2. Начало восстания.
3. Внутренняя борьба в Младшем жузе.
4. 90-е годы ХVIII в. новый этап восстания.
5. Ослабление, поражение и значение восстания.
Портрет Сырыма Датова

Влияющие
факторы
Поддержка ханом Нуралы царской политики;
стремление царизма ликвидировать ханскую власть
в Младшем жузе; непоследовательность Сырыма Датова; жестокость казачьих отрядов; предательство интересов народа частью крупных феодалов; джут 17961797 гг.