«Инструментальная музыка композиторов Казахстана» План-конспект урока музыки 6кл


Сев.Каз.Обл.
КГУ СШ №9
План-конспект урока музыки 6кл.
Тема: «Инструментальная музыка композиторов Казахстана».
Цель: знакомство учащихся с историей инструментальной музыки Казахстана. Эстетическое воспитание через развитие интереса к классической музыке.
Задачи:
Эмоциональное воспитание развить эмоционально- личностного переживания искусства казахской инструментальной музыки, патриотическое воспитание, активное приобщение к духовным общечеловеческим ценностям через знакомство с музыкальными произведениями казахстанских композиторов.
Осознанное восприятие (обучение) закрепить знания учащихся о жанре «классическая музыка», знания о возможностях музыкального образования. Сопоставлять исполнение одного произведения в народной и классической формах. Продолжать знакомить с биографией известных композиторов и деятелей искусств Казахской и мировой музыки на примере А.В.Затаевича.
Деятельно-практическое развитие продолжать развивать музыкальный , тембровый слух, голосовые данные. Учить петь с интересом, образно. Развивать гармонический слух через двухголосное пение канонов.
Методы обучения: персептивные
Тип урока: знакомство
Жанр урока: опера
Оборудование: музыкальный центр, тетрадь- конспект, портреты композиторов.
Музыкальный материал: «Би күйі», «Романс» Л.Хамиди, «Аксак кулан» Н.Тлендиева, «Концерт» С.Мухамеджанова, «Квартет» Г.Жубановой, «Домбыра туралы аныз» Н.Мендыгалиева, «Кюй» М.Сагатова, «Жас екпн» М.Аубакирова ……
Ход урока
1.Вход : - как вы помните, в истории казахской музыки, соченённые кюи известных акынов, передовались, как говориться, из уст в уста, наглядным примером. Но время не стоит на месте, и у нас, в Казахстане появляются музыкально – образованные люди, которые не только собрали целую копилку народного творчества, но и переложили на ноты, обработали эти произведения так, что бы их можно было исполнять на европейских инструментах, а не только на домбре, кобызе и тд. Благодаря таким людям, творчество казахских композиторов, народные песни теперь мог услышать весь белый свет, так как язык музыки един для любого музыканта. Первые обработки народной музыки пренадлежат А.В.Затаевичу.
2. ОЧАРОВАННЫЙ ФОЛЬКЛОРОМ
Александр Викторович Затаевич (1869 - 1936), родом из России, известен как музыкант-этнограф, критик и композитор. В 1886 году окончил в г. Орле военную гимназию и получил направление в Полоцк. Свободное время посвящал занятиям музыкой: изучал, сам сочинял. Известно, что в 1896 году познакомился с С.В. Рахманиновым. Фортепианные пьесы молодого дарования заинтересовали маэстро.
Рахманинов содействовал их изданию, а со своей стороны посвятил Затаевичу пьесу «Шесть музыкальных моментов».С 1904 по 1915 гг. Александр Викторович служит в Варшаве, где не прекращает активной музыкальной общественной деятельности. Сотрудничает в качестве музыкального критика с редакцией газеты «Варшавский дневник».
За время работы в газете опубликовал более 1000 статей и рецензий о творчестве польских, русских, западно-европейских композиторов и исполнителей. Любимым занятием Александра Викторовича становится запись образцов фольклора, и эта привычка сыграет в его жизни знаменательную роль. В 1920 году переезжает в Оренбург. Нетронутая «целина» местного фольклора навсегда очарует талантливого музыканта. Затаевич трудится не покладая рук, собирая и систематизируя образцы народной музыки казахов. Одному из первых именно ему присваивается звание ''народный артист Казахстана"(1923г)..В 1925 году (в текущем году исполняется 80 лет с ее выхода) фольклорист наконец публикует накопившиеся и обработанные материалы в виде сборника под названием «1000 песен казахского народа». То было заметным событием в культурной жизни Казахстана, Книга становится раритетом: она была переиэда-налишьв1963году.Остальные материалы автор издает в томе "500 казахских песен и кюев" (1931). В обеих книгах собраны произведения казахских народных композиторов и материалы по истории и теории народной музыки. В частности, впервые на высоком профессиональном уровне Затаевич характеризует творчество Абэя, Курмангазы, Биржана, Акана-серэ, Даулеткерея, Таттимбета, Жаяу Мусы, Ыбырая Сандыбаева и др.Помимо названных выше, Затаевич выпустил новые книги. Среди них: музыкальный сборник «Казахские песни в форме миниатюр для фортепиано» (1925-1928), «Песни казахстанских татар» (1932), «Песни Казахстана» (1932), «250 киргизских инструментальных пьес и напевов» (1934). Посмертно были изданы обнаруженные в архиве фольклориста «Песни разных народов» (1971), «Киргизские инструментальные пьесы и напевы» (1971).А.В.Затаевич благодаря своему увлечению народной музыкой имел широкий круг друзей в Казахстане. Он, к примеру, общался с видными деятелями науки и культуры, общественными деятелями. Среди его респондентов были Алихан Букейханов, Жумат Шанин, Смагул Садвокасов, Ораз Джандосов, Веимбет Майлин, Каныш Сатпаев, Сабит Муканов, Ильяс Джансугуров, Сэкен Сейфуллин, Гани Муратбаев, певцы и исполнители Майра Шамсутдинова, Амре Кашаубаев, Иса Байзаков и многие др.Александр Затаевич оставил после себя целое созвездие учеников, разделивших его любовь к народной музыке. Сегодня Казахстанцам знакомы имена и творения Ахметэ Жубанова, Евгения Брусиловского, Бориса Ерзаковича, Мукана Тулебаева, Латифа Хамиди и др.Гуманизм творчества Затаевича состоит в его бережном обращении к культурным реликвиям разных народов. Музыка подняла его выше обывательского взгляда на быт и жизненные цели. В предисловии к книге «1000 песен...», сделавшей его знаменитым, он написал посвящение, обращенное к респондентам. Оно гласит: «Возвращаю вам, мои дорогие друзья, произведения, собранные нами в голодные, холодные, трудные годы».Профессионализм музыканта-этнографа А.В.Затаевича выразился и в его точной оценке заслуг современных ему композиторов и исполнителей.Колоссальная трудоспособность маэстро, сочетавшаяся с присущей ему скромностью, обернулась огромной любовью со стороны почитателей его таланта. Сборники песен и кюев пользовались и продолжают пользоваться большой популярностью и являются хорошим подспорьем для нового поколения молодых дарований.
- свой вклад в развитие инструментальной музыки внесли такие выдающиеся композиторы , как Латыв Хамиди, Евгений Брусиловский, В.Великанов, М.Тулебаев, К.Мусин, С.Мухамеджанов, К.Кужамьяров и многие другие.
3. Слушание «Күй» Сагатова.
1. исполнение на домбре
2. исполнение на фортопиано
-сравните исполнение «Кюя», как вам больше понравилось?
3. в аркестровом исполнении.
- продолжая творческий опыт А.Жубанова и Л.Хамиди, казахстанские композиторы стали создавать произведения для домбры в сопровождении фортопиано или оркестра народных инструментов. Интересные и яркие произведения были созданы Х.Тастановым, М.Аубакировым, С.Мухамеджановым, Н.Тлендиевым. в них старинная казахская домбра расскрывает свои выразительные возможности как солирующий, концертирующий инструмент.
4. Слушание «Аксак кулан» , «Акку» Н.Тлендиева.
- эту традицию продолжило следующее поколение казахстанских музыкантов: А.Жайымов в своих произведениях «Шалкыма» для домбры с оркестром, «Концертном кюе», «Балдаурен», «Концерте для домбры с оркестром» и Е.Усенов в сочинениях «Майра», «Жигер» для домбры и фортопиано.
- Появился концертный репертуар и для такого нового инструмента как четырёх струнный кобыз.
5. слушание «Майра» Е.Усенова
- с каким классическим европейским инструментом можно сравнить тембр кобыза? (Виолончель)
6. Разучивание песни «Елім менің» М.Мангытаева и поэта С.Жиенбаева
7. Слушание «Детство» Еспаева.
8. Обобщение.
- Затаевич – кто он?
- каких известных композиторов казахстана вы уже знаете
9.Домашнее задание
разучить текст песни «Елім менің»
Учитель музыки: Коваленко О.Ф.