Конспект урока музыки на тему: Фольклор в музыке русских композиторов (5 класс)


Еськова Ирина Васильевна,
учитель музыки высшей категории
МБОУ «Обоянская средняя общеобразовательная
школа №1» Курской области
«Фольклор в музыке русских композиторов»
Конспект урока музыки в 5 классе
Урок в 5 классе № 5. Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Цели: развивать музыкальную культуру школьников как неотъемлемую часть их духовной культуры, связать жизненные впечатления детей с художественными образами; наблюдать за средствами выразительности в музыке и литературе.
Задачи: воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и классическим музыкальным наследием; развитие общей музыкальности и эмоциональности, освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства. Оборудование: компьютер, мультимедиа, диски, электронное пианино, экран, конверты с заданиями, презентация, учебник «Музыка» 5 класс (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева), сказка А. Н. Толстого.
Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные: Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов.
Познавательные: Представление о содержании, форме, языке музыкального произведения.
Регулятивные: Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей.
Коммуникативные: Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи.
Исследовательские: Обращение к ЭОР с целью самообразования.
Ход урока.
Организационный этап: Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята».
-На прошлом уроке мы говорили… (О русских народных песнях).
-Какие жанры русских народных песен вы знаете? (Колыбельные, лирические, трудовые, свадебные)
-В каких жизненных ситуациях исполнялись эти песни?
(На доску прикрепляются картины из жизни русского народа, подготовленные детьми (домашнее задание).-Как дошли до наших дней русские народные песни, сказки, сказания? (Ответы детей).
-Слайд №1. Тема урока «Фольклор в музыке русских композиторов»
Русский собиратель фольклора И. Сахаров записал такую историю: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн - говорит сказки заморские. Со вечера до белого света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со напёрсточек, а туловище не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
-Кто же такая Кикимора?
(Это сказочный персонаж. Живёт в болоте. Зелёного цвета и очень вредная).-Молодцы. «Кикимора (шишимора, мара) - злой дух, малютка-невидимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и ткачеством». Это можно назвать портретом?
-Вот как изобразил характер кикиморы в своей сказке А. Н. Толстой.
Над глиняным яром - избушка, в избушке старушка живёт и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка. Один раз - ночью - лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит. Отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. А была та баба - Кикимора, что крадёт детей, а в люльку подкладывает вместо них полено. Бабушка - искать - поискать, да, знать, Кикимора под яр, ушла в омут зелёный.
Моря бабушку утешает: «Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу».
И раз, когда звёзды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла, куда глаза глядят. Идёт, попрыгивает с ноги на ногу и видит - стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зелёных глаза...
-Помоги мне, девочка, - кряхтит дуб, - никак не могу нынче в лешего обратиться, опояшь меня пояском.
Сняла с себя Моря поясок, опоясала дуб. Запыхтело под корой, завозилось, и встал перед Морей старый леший.
-Спасибо, девка, теперь проси чего хочешь.
-Научи, дедушка, где сестрицу отыскать, её злая Кикимора унесла.
Кивнул леший, вскинул Морю на плечи и побежал под яр, вперёд пятками.
-Садись за куст, жди, - сказал леший и на берегу омута обратился в корягу, а Моря спряталась за его ветки.
Долго ли так, коротко ли, замутился зелёный омут, поднялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла на берег Кикимора. Села Кикимора на корягу, а леший высунул сучок корявый, да за ногу её и схватил...
Хотела кинуться Кикимора в воду - никак не может. Моря схватила Дуничку - и давай Бог ноги.
Стучит сердце. Как ветер летит Моря. Дуничка её ручками за шею держит... Уже избушка видна... Добежать бы...
А сзади - погоня: вырвалась Кикимора, мчится вдогонку, визжит, на сажень кверху подсигивает...
-Бабушка! - закричала Моря.
И запел петух: «Кукареку, уползай, ночь, пропади, нечисть!»
Осунулась Кикимора, остановилась и разлилась туманом, подхватил её утренний ветер, унёс за овраг.
Бабушка подбежала. Обняла Морю, взяла Дуничку на руки. Вот радости- то было.
А из яра хлопал деревянными ладошами, хохотал старый дед - леший. Смешливый был старичок.
-Давайте поразмышляем о том, какую бы музыку вы сочинили на этот сюжет?
Слайд №2. Русский композитор А.К. Лядов, так нарисовал Кикимору.
Слушание симфонической миниатюры А. Лядова «Кикимора» (фрагмент).
-В исполнении какого оркестра прозвучало это музыкальное произведение? Каковы особенности оркестрового звучания этой колыбельной, что в ней изменилось, а что осталось неизменным?
- Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору передать сказочные события?
-Вслушайтесь в музыку - разбушевалась Кикимора, заскакала, завыла, защёлкала. Всё быстрее и быстрее несётся музыка, она уже похожа на злобный вихрь, сметающий всё на своём пути.
-Как композитор завершает свое музыкальное сочинение? (Жалобным писком флейты).
-Оказывается, что весь шум да гром - это сон. Спит Кикимора и мечтает, что вырастет она большая да страшная. А пока она... спит.
Вот такая получилась «сказочная картинка». Благодаря мастерству композитора, мы как будто своими глазами видели и зачарованный дом Кикиморы, и её колыбельку и пушистого Кота-Баюна.
-Такая музыкальная картинка называется «Симфоническая миниатюра». Слайд №3.
Домашнее задание: я предлагаю вам самим побыть в роли сказочников. Попробуйте дома нарисовать Кикимору, Кота-Баюна или хрустальную колыбельку.
-Класс разделен на несколько групп. Каждой группе выдается листок с заданиями. Критерии выполнения задания – быстрота и правильность (оценка за работу -5).
Я предлагаю небольшое состязание. Детям надо из предложенных букв составить названия инструментов и разделить их на две группы.
В одной инструменты симфонического оркестра, а в другой - народного.
КРИСКАП НАЯБ АБТРУ ФРАА ИЛСГУ АБЛАБААЙК
Симфонический оркестр - Скрипка. Труба. Арфа
Народный оркестр – Баян. Балалайка. Гусли.
-Я приготовила для вас музыкальный подарок.
Исполнение песни «Творите добрые дела» В. Беляева.
-Какие слова вы запомнили?
Ответы детей. Слайд №4.
Разучивание и исполнение 1 куплета.
Рефлексия. Слайд 5.
Сегодня я узнал… Было интересно…
Было трудно… Я понял, что…
Теперь я могу…Я научился…
У меня получилось … Я смог… Я попробую…
Меня удивило… Мне захотелось…
-Вы хорошо сегодня поработали, поэтому получаете… оценки.
Урок окончен.
Выход из класса под музыку песни «Творите добрые дела».
Список использованной литературы:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя. - М. Просвещение, 2007.
Интернет – источники:
И.И. Шангина "Русские традиционные праздники" http://sueverija.narod.ru/Obrjadi/Obrjadi.htm