Рабочая программа ОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Министерство Образования и Науки
Республики Татарстан
ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий»





«Утверждаю»
Директор__________Н.А. ГришинА







РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

19.02.10 Технология продукции общественного питания



















2016 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Организация-разработчик: ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий»


Разработчик: Маркарян Юлия Алексеевна, преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО «Спасский техникум отраслевых технологий».


Рассмотрено, утверждено и рекомендовано к применению на заседании методического совета
протокол №____________ от «____»__________20__ г.

Председатель методического совета:
__________/____________________/










Содержание

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


















1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономики, менеджмента и маркетинга

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

· рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности
организации;

· применять в профессиональной деятельности приемы делового и
управленческого общения;

· анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

· основные положения экономической теории;

· принципы рыночной экономики;

· роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

· механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

· стили управления, виды коммуникации;

· принципы делового общения в коллективе;

· управленческий цикл;

· особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;

· сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с
менеджментом;

· формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
Курсовая работа 16 часов.









































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
46

в том числе:

практические занятия
24




Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24

в том числе:

- доклады
16

- рефераты
8

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

Курсовая работа
16

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Основы экономики

16


Тема1.1. Сущность экономики и история ее развития
Понятие об экономике и экономической деятельности людей. Основные положения экономической теории. Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики: микро- и макроэкономика.
1
2

Тема1.2. Производство и
экономика

Значение процесса производства и его место в экономике страны. Факторы производства. Издержки производства. Ограниченность ресурсов. Стадии развития производства. Структура современного производства.
2
2

Тема. 1.3. Принципы рыночной экономики
Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка. Механизм рыночного саморегулирования и его основные элементы
Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые рыночные предложения. Кривая спроса и предложения.
2
1

Тема. 1.4. Макроэкономические показатели
Основные черты макроэкономики. Система показателей макроэкономики. Номинальный и реальный ВНП. Экономический рост в обществе. Пути и факторы экономического роста.
1
2

Тема. 1.5. Макроэкономическая нестабильность
Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы. Две стороны экономического кризиса. Последствия неравновесия. Безработица, ее типы и последствия. Сущность и виды инфляции. Причина и последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции.
1
3

Тема. 1.6. Макроэкономическое регулирование
Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики. Социальная политика государства.
1
3


Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу1.
Доклад:
- Школы экономических учений.
- Типы и модели экономических систем.
- Биржи и биржевые сделки.
- Эластичность спроса. Эластичность предложения.
- Рыночная цена и точка равновесия.
- Монополии и монополистические союзы.
8


Раздел 2. Основы менеджмента

28


Тема 2.1. Сущность
современного менеджмента
Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента. Школы менеджмента.
Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. Организация, как форма существования людей. Организация как открытая система.
2
2

Тема 2.2. Цикл управления
Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.
2
2

Тема 2.3. Методы управления

Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления. Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения.
4
1


Информационные технологии в сфере управления. Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации.

3


Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения.

3


Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Управление неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним. Управление конфликтами и стрессами.

1


Практические занятия
12



Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций.




Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций.




Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Реферат:
- Школы менеджмента.
- Факторы внешней среды организации.
- Социальная ответственность и этика менеджмента.
- Социально-психологические отношения в трудовом коллективе.
- Коммуникация и ее виды в управлении. Этапы коммуникации.
-Барьеры общения и пути их устранения.
- Управление конфликтами и стрессами.
- Управление неформальной организацией.
8


Раздел. 3. Основы маркетинга

26


Тема. 3.1. Сущность маркетинга
Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга в профессиональной деятельности(по отраслям). Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
2
1

Тема. 3.2. Основные стратегии маркетинга
Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.
2
3


Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Механизмы ценообразования на продукцию. Методы ценообразования. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.
1



Практические занятия
12



Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг.




Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Доклады:
- Состояние спроса и задачи маркетинга.