ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Прокофьева М.Д.
МОУ «ООШ № 9»
г.Лиски

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПАТРИОТИЗМА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ


Перед учителем начальных классов в современной России поставлена сложная задача: с одной стороны воспитать у обучающихся чувство любви к своей Родине – России, а с другой стороны – уважение к людям разных стран и национальностей. На первый взгляд эти два направления воспитательного процесса идут параллельно, однако, имеют значительно много точек пересечения в настоящем воспитательном процессе.
В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, имеющее несколько различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris - отечество) - это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.
Выбор темы нашей публикации обусловлен тем, что она на прямую отражает ситуацию, которая сложилась в данный момент в классах, в которых мы сейчас работаем. Из 36 четвероклассников 28% детей не русской национальности: 10%-турки, по 6%-украинцы, армяне и азербайджанцы. Однако, все они составляют одну гражданскую общность – россияне. Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Систематическое общение в разных сферах жизни и деятельности детей различных национальностей, совместно обучающихся, часто формирует и развивает общие и близкие интересы, потребности и идеалы. Работу по формированию толерантного сознания, выработке умений и навыков доброжелательного поведения в нашей школе со смешанным составом обучающихся мы начинаем с первых дней пребывания детей в школе, где происходит начальное становление личности ребёнка.
В первом классе целью нашей работы по данному направлению является
помощь в осознании каждым ребёнком неповторимости своей национальности в большой и дружной семье народов России. Формы педагогической деятельности: классный час «Моя семья», конкурс «Мы - дружные ребята», праздник «Великий День Победы». Во втором классе - формирование и развитие чувства сплочённости классного коллектива и воспитание любви к своей малой родине, а также к городу Лиски, в котором сейчас проживают дети. Формы педагогической деятельности: классный час «Мы вместе – дружный коллектив», тематический классный час «Лиски – близки сердцу моему», конкурс «Место, где я родился». В третьем классе - формирование толерантных отношений между детьми, имеющими национальные и религиозные различия и проживающими на территории России. Формы педагогической деятельности: классный час «Культура мира. Человек среди людей», праздник «Русские посиделки», читательская конференция по сказкам народов мира, праздник «Я, ты, он, она - вместе дружная семья». В четвёртом классе - формирование гордости за Россию, осознание себя её неотъемлемой частью, и как следствие, умение конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. В этом учебном году запланированы следующие формы педагогической деятельности: психологический тренинг «Научись управлять собой», классный час «День единства народов России», «Учимся договариваться», игровая программа «Мы маленькая часть огромного народа». Всё это позволяет организовать воспитание детей в духе патриотизма, толерантности и мировой культуры.
В нашей школе уже не одно десятилетие обучаются дети разных национальностей. Это связано с внутриполитическими процессами, которые имели место в нашей стране в эпоху перестройки. Поэтому нам, учителям, пришлось вносить определённые коррективы в существующие программы по патриотическому воспитанию младших школьников, учитывая тот фактор, что в нашем городе ранее проживали люди преимущественно одной национальности. Опыт нашей работы в данном направлении позволяет сделать следующие выводы:
патриотическое воспитание по-прежнему остаётся важнейшей частью воспитания всесторонней личности;
в сложившихся в настоящее время условиях обучения и воспитания детей в нашей школе возрастает необходимость уделять большее внимание культуре толерантности;
воспитание культуры нравственного патриотизма и культуры толерантности - являются двумя направлениями единого воспитательного процесса в нашей работе.

Список используемой литературы:
Чаркова Ф.В. Обучение общению, «Начальная школа», № 6, 2008 г., с. 38-39.
Адаменко С. Воспитываем патриотов России, «Народное образование», № 4, 2005 г., с. 23.
Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми, « Наука и школа», №3,
г., с. 69-70.












13PAGE 15


13PAGE 14215




15