Презентация к открытому уроку по теме Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова


Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес». « И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуты душевной невзгоды…» М.Ю.Лермонтов Из произведений поэта 1. На севере диком стоит одинокоНа голой вершине сосна. (“На севере диком)2. Белеет парус одинокийВ тумане моря голубом. (“Парус”)3. Но остался мокрый след в морщинеСтарого утёса. ОдинокоОн стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)4. Выхожу один я на дорогу…5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)6. Как страшно жизни сей оковыНам в одиночестве влачить… (“Одиночество”) Один    -     чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей; Одинок   -  когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.Одинокий- отделённый от других, себе подобных    Одиночество - состояние одинокого человека    Мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии Анализ стихотворения «Листок» «Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился жестокою бурей гонимый…» История листка: "оторвался", "укатился", "засох", "увял", "докатился", "прижался", "молит" .Какие мотивы прослеживаются в "биографии" листка? (Потеря семьи, одиночество, страдание, горе, печаль, нет цели) Какой художественный приём использует поэт, сравнивая два образа?Листок-холод, а чинара- тепло«отчизна суровая» и Чёрное мореОн засох, она свежаОн пылен она чистаОн странник она имеет пристанищеОн одинок она любима Что общего в судьбе Листка и самого поэта?«До срока созрел я и вырос в Отчизне суровой…» Образ оторванного листка, гонимого бурей, был для М.Ю. Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Вывод Для чего Лермонтов создал этот образ? Какова художественная идея этого стихотворения?(Это стихотворение-размышление о судьбе человека одинокого, неуспокоенного, вечно ищущего чего-то, не имеющего надежды на счастье, страдающего.) Прочитаем еще одно стихотворение УТЕСНочевала тучка золотаяНа груди утёса-великана,Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщинеСтарого утёса. ОдинокоОн стоит. Задумался глубокоИ тихонько плачет он в пустыне. О чем это стихотворение?Назовите двух героев.Речь идет только о природных явлениях? Составим лексические цепочки с указанием изобразительных средств и выявим ассоциации к образам стихотворенияТУЧКА Лексическая цепочка с указанием изобразительных средствТучка (уменьш. суффикс)Золотая (эпитет)Умчалась (олицетворение)Весело (эпитет)Играя (олицетворение)По лазури (метафора) Ассоциациилёгкая, подвижная, легкомысленная, светлаямолодость, беззаботностьсолнце, чистое небо,радость бытия и т.д УТЕС Лексическая цепочка с указанием выразительных средствутёс-великан (эпитет)влажный след (эпитет)морщина (олицетв.)старый (эпитет)одиноко (эпитет)задумался (олицетв.)плачет (олицетв.) Ассоциациитяжёлый, тёмный,неподвижныйнесчастныйстарость, разлукаодиночествослезы Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен.это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств (главным образом, эпитетов). светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури". образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба. "Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась". Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие". Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций не вызывает. Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха. "Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой". Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага…", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе". В чем же главный смысл стихотворенияКакие слова вызывают ассоциацию полного, безнадёжного одиночества? Почему "тихонько"? А как мы теперь относимся к "тучке"? Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе? А какие чувства испытываем к утесу?Вывод: Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения Домашнее задание:1. Подготовить наизусть одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова, прозвучавших на уроке 2.Подготовить иллюстрацию к любому изученному стихотворению М.Ю.Лермонтова, подписать строчками из стихотворения3.Творческое задание. Напишите сочинение- миниатюру «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?» Мотив одиночества воплощен в стихотворениях с помощью приема олицетворения:мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений