Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями воспитанников

Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

Степанова С.В. старший воспитатель.
МБДОУ детского сада
комбинированного вида №9 г. Мценск а

Одним из эффективных показателей развития дошкольного учреждения является грамотно организованная работа с родителями воспитанников.
Анализ исследований в этой области выявил противоречия: между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться, между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления, между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения, между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.
Мы считаем, что в современных условиях необходимо изменение позиции детского сада в реализации роли родителей как субъектов образования. Дошкольное учреждение не только должно воспитывать ребёнка, но и создавать условия для педагогического просвещения родителей, их активного включения в деятельность учреждения как равноправных и равноответственных партнёров.
В основе своей работы с родителями педагоги нашего дошкольного учреждения придерживаются следующих принципов:
- родители, являются первыми учителями детей, педагоги партнёры в обучении и воспитании;
- координация внимания на едином понимании педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
- помощь, уважение и доверие к ребёнку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Стратегия работы с родителями строится по следующим направлениям:
- укрепление здоровья детей ( совместно с медицинской службой);
- защита прав ребёнка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей;
- формирование личности ребёнка и индивидуальна воспитательная работа;
- организация семейного досуга;
- выявление новых подходов организации работы с родителями;
- создание в ДОУ условий социального партнёрства.
В течение года осуществляется планомерная систематическая работа с родителями. В своей деятельности мы использовали следующие формы:
- консультации на базе ДОУ ( индивидуальные и групповые
« Малыш в детском саду и дома», « Родитель- ребёнок- детский сад ;
- родительские собрания ( « социальное партнёрство детского сада и семьи» « Духовно- нравственное развитие детей в семье и ДОУ», « Ребёнок на пороге школы»;
- Работа клуба « Школа молодых родителей»;
- совместное проведение мероприятий « Традиции детского сада и семьи в условиях социального партнёрства», « Защита прав и достоинства маленького ребёнка».
В общей концепции педагогического коллектива по вопросу работы с родителями особое место вновь отводится работе с трудными семьями.
Основными направлениями данной работы являются:
- изучение социального статуса семей и условий их жизни (составлен банк данных семей группы риска, в который включены неполные семьи, матери- одиночки, опекунские семьи, многодетные семьи, малообеспеченные семьи;
-в течение года осуществлялся патронаж семей воспитанников.
Внимание было обращено как на семьи социального риска, так и на семьи воспитанников, не посещающих ДОУ более двух недель.
Так для родителей семей воспитанников , опавших в трудную жизненную ситуацию на базе ДОУ функционирует клуб« Солнечный свет».
Но следует отметить, что деятельность в работе данной формы осуществляется очень непросто: родители не хотят идти на контакт с педагогами, не доброжелательны по отношению к ним.
На наш взгляд, позитивное сотрудничество с родителями воспитанников возможно лишь при наличии:
а) профессионального поведения педагогов, отражение его нравственной, личностной и педагогической позиции;
б) при осуществлении системного подхода, который позволяет видеть семью как единое целое.
Но в целом, мы считаем, что работа, проведённая в рамках сотрудничества, во многом достигла своей цели: были решены задачи повышения уровня нравственного потенциала семей, устранены ряд конфликтных ситуаций
В целях реализации идеи социального партнёрства, гуманизации среды и расширения социокультурных границ к работе с родителями привлекались специалисты ГИБДД, детской библиотеки, детской поликлиники, школ города, предусматривалось общение с известными людьми.
Была проведена систематизация материалов по работе с родителями:
-составление электронного банка данных ДОУ;
-составление социального паспорта ДОУ;
-дифференциация родителей по социальному статусу и по уровню образования;
-разработка диагностических карт и анкет.
- определены дальнейшие стратегические задачи и пути работы городской экспериментальной площадки по теме: « Определение базового содержания работы ДОУ и семьи в условиях социального партнёрства».
И мы убеждены, что для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

15