Проект на тему: «Физкультурно-оздоровительная и коррекционная системы работа с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата


Тема проекта: «Физкультурно-оздоровительная и коррекционная системы работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»
Тип проекта: исследовательский
Время проведения проекта:
Актуальность:
Современные бытовые, учебные, производственные стереотипы человека таковы, что положение сидя является основным. Дети, живущие в городском цикле, ориентированные на максимально продвинутое образование, воспитание и социальное развитие, вынужденно, с пяти-шести летнего возраста, ведут сидячий образ жизни. На физическое развитие остается максимум два-три часа свободных от учебы, которые не всегда целенаправленно используются для компенсации адинамии. Это, по сути, не является биологическим средовым оптимумом для развития и роста пропорционального и симметричного опорно-двигательного аппарата человека. Если время бодрствования, предназначенное для естественного онтогенетического формирования, ребенок проводит сидя по 10-12 часов в сутки в специфической расслабленной позе, то такая «социально вынужденная» поза приводит к тому, что ребенок «растет сидя».
Актуальность этой проблемы в том, что это не проходит бесследно ни для формирования опорно-двигательного аппарата (кости, связки, строма), ни для мышечной системы и суставов, ни для осевых структур, полостей и межполосных соотношений, ни для динамики жидких сред. Гравитационные нагрузки неестественны, мышечный тонус слабый, природный импульс набора линейных размеров и массы нарушен. Учитывая актуальность проблемы, я считаю, что физическое развитие детей, направленное на коррекцию и профилактику плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников, сегодня как никогда востребовано именно в ДОУ.
Предложений, как реально изменить ситуацию с поддержанием физического здоровья, не жертвуя при этом объемом интеллектуальных нагрузок, нет, ни в Европе, ни в Азии, ни в Америке. Всегда одно за счет другого: либо здоровое тело, либо развитый интеллект. Поэтому нам педагогам необходимо найти такие подходы в своей работе, чтобы совместить два в одном. Задача не из легких, ведь даже те, кто занимается танцами или в различных спортивных секциях, испытывают локомоторный дефицит. Поэтому современные дети имеют такие нестандартные фигуры и пропорции, сколиозы, каждому третьему можно поставить диагноз - нарушение осанки.
Изучив и проанализировав теоретические источники по данной проблеме, а также программу, по которой мы работаем, мы поставила перед собой цель: создать авторскую технологию по реализации физкультурно-оздоровительной и коррекционной системы работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Для реализации своей цели мы определили следующие задачи:
Создать в группах определённый двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
Разработать физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие: утреннюю гимнастику; тематические физкультминутки; дыхательные и релакционные упражнения.
Разработать перспективное планирование на год по рисованию с применением нетрадиционных методов.
Провести диагностику для подтверждения результативности своей работы
Организовать работу с родителями с целью взаимодействия по вопросам воспитания и обучения родителей основным коррекционным методам и приёмам.
Основное содержание проекта:
Свою работу мы разделили на несколько этапов.
На первом этапе своей работы:
нами было разработано перспективное планирование по рисованию с применение нетрадиционных методов. Далее в своей работе мы более подробно остановлюсь на этом вопросе.
Составлена картотека тематических физкультминуток и гимнастики после дневного сна
Сделана подборка дыхательных и релакционных упражнений
Совместно с инструктором по физической культуре разработан комплекс сюжетных утренних гимнастик.
Вместе с родителями изготовлены различные ортопедические коврики, тем самым пополнена уже имеющаяся в наших группах предметная среда
Создан уголок здоровья для родителей
На втором этапе:
Совместно с инструктором по ЛФК была продумана система и методика диагностирования детей, её периодичность и критерии оценки.
В группах мы составили карту физического развития детей, где отмечается вес, рост, окружность грудной клетки, ручная динамометрия, силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса. Антропометрические измерения и показатели физического развития оценивались 3 раза в год.
Изучив медицинские карты с диагнозами детей, совместно с инструктором по ЛФК, мы разделили детей по подгруппам. Руководствовались мы тем, что при подборе физических упражнений, подвижных игр необходимо учитывать то, что при плоской спине - исключаются упражнения на вытягивание; при кифозе - исключаются наклоны вперед, без фиксации лопаток; при лордозе нельзя ходить на носочках, выполнять упражнения с прогибом спины; при сколиозе исключаются упражнения на скручивание, резкие перегибы; при нестабильности шейного отдела позвоночника исключаются висы на перекладине и шведской стенке. Например, при плоской спине рекомендуется упражнение «лодочка», «рыбка», а при кифозе (круглая спина) – упражнение «кошка»На третьем этапе нами была реализована программа и оценены её результаты.
Теперь хочется подробнее остановиться на каждом из этапов нашей работы.
В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, фитотерапия, бассейн. Хочу отметить, что наш сад уже несколько лет курирует врач ЛФК, кандидат медицинских наук, Демарчук Е.Л. Она даёт нам рекомендации по индивидуальной работе с детьми, проводит консультации для специалистов детского сада, а также для родителей.
Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно-двигательный аппарат скелета, особенно на позвоночник. Поэтому плавание — эффективное средство укрепления скелета, активно используется как корригирующее средство.
Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно возбуждает функцию дыхания. Работа мускулатуры не только сопровождается соответствующим усилением вентиляции и газообмена, но и требует четкого согласования работы внутренних органов, обеспечивающих мышечное сокращение. Несмотря на произвольное регулирование дыхания, дыхательная функция тонко приспосабливается к меняющимся потребностям организма за счет наличия богатого рецепторного аппарата функциональной системы дыхания и ряда возможных путей регуляции функции. На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.
В течение дня в совместной и самостоятельной деятельности, а также на занятиях мы стараемся проводить как можно больше физкультминуток, игр и упражнений на формирование правильной осанки и укрепления мышц спины и брюшного пресса. Предлагаем ребенку прислониться к ортопедической стенке таким образом, чтобы затылок, лопатки и ягодицы были плотно прижаты к поверхности. При этом ребенку предлагается присесть и выпрямиться несколько раз.
Физкультминутки могут быть тематическими, т.е. представлять собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, отражающим движение транспорта, животных, насекомых и т.д., а также могут представлять собой последовательность 4—5 несложных общеразвивающих упражнений, выполняемых в течение 3 мин. (каждое движение повторяется 5—6 раз). Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ребенка. Наибольшую эффективность имеют физкультминутки, когда они связаны с задачами и содержанием занятия.Так,на занятии по формированию элементарных математических представлений с помощьюфизкультминутки можно решить такие задачи, как: закрепление счета, знаний о геометрических фигурах, уместить ориентировки в пространстве.
Нами была разработана картотека тематических физкультминуток, которые всегда с удовольствием выполняют дети во время занятий
Наблюдая за детьми, мы заметили, что дети с нарушением осанки быстро утомляются сидя в одной позе, у них рассеивается внимание, они начинают отвлекаться и это все мешает им сосредоточиться на занятиях, довести начатое дело до конца. Так как перед собой я поставила цель, помочь детям справится с этой проблемой, мне бы хотелось остановиться на том, как я использую нетрадиционные методы рисования на своих занятиях. При таком рисовании детям создается благоприятная среда и условия для творчества. Им необязательно сидеть за столом в статической позе, часто такое рисование проходит на полу, где дети могут рисовать даже лежа. При этом у ребенка развивается и мелкая моторика и тактильное восприятие, формируется пространственная ориентация, зрительное восприятие, внимание. Безусловно, при выборе нетрадиционного метода необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития детей. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции и напряжение. Дети меньше утомляются, у них сохраняется активность и работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение задания. Вот некоторые виды техники, которые мы предлагаем на своих занятиях: рисование пальчиками, оттиск отпечатками из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью, оттиск поролоном, восковые мелки и акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошек, кляксография с трубочкой, рисование ладонью, рисование под музыку. Для реализации программного содержания и цели, которую мы ставим перед занятием, в некоторых случаях мы самостоятельно составляем конспекты занятий. Нами было разработано перспективное планирование по нетрадиционному рисованию на год. Составляя план, мы опиралась на возрастные особенности детей, программные задачи, которые определялись также соответственно возрасту детей.
Далее хочется остановиться на необходимости утренней гимнастики для детей. Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников. Теория и методика проведения утренней гимнастики были разработаны Н.А. Метловым совместно с ленинградскими физиологами в 30-е годы XX столетия. Основная задача утренней гимнастики -- перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы -- дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состоянии различные анализаторы.
Гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 10 – 12 минут (по подгруппам, соответственно диагнозам детей). Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Разрабатывая комплекс утренней гимнастики, мы подбирали такие упражнения, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма.
Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:
а) потягивание;
б) ходьба (на месте или в движении);
в) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
г) упражнения для мышц туловища и живота;
д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);
е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны));
ж) упражнения силового характера;
з) упражнения на расслабление;
и) дыхательные упражнения.
Так же хочется отметить значение гимнастики после дневного сна. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно         понижена         скорость         реакций.  Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма. 
 Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:
устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);
увеличить         тонус         нервной         системы;
усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других. Дети с нарушением ОДА быстро утомляются на занятиях, поэтому мы стараемся найти различные подходы для устранения этой проблемы. Один из таких подходов – это релакционные паузы, которые мы включаем в режим дня. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.  Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Особое внимание в своей работе мы уделяем детям с плоскостопием. Ведь плоская стопа не только ухудшает осанку человека. Из-за утраты ею функции амортизатора нагрузки на скелет, она способствует предрасположенности к серьезным костным заболеваниям - артритам, остеохондрозам.               Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы. По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам – у 32%, к шести годам – у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие. Незначительный, казалось бы, дефект может, развиваясь в дальнейшем, иметь неприятные последствия. Самое первое, что я советую родителям – это приобрести специальную ортопедическую обувь. Кроме обуви я советую  различные упражнения, оказывающие исправляющее воздействие на стопы. Например, ходьба по камешкам. Насыпать в ящик морские камешки и вместе с ребёнком походить по ним. С теми же камешками можно проделать следующее упражнение. Я кладу перед ребёнком несколько колец диаметром от сорока сантиметров и несколько крупных камешков. Предлагаю босиком сесть на пол. Даю ему задание: пальцами босых ног поднимать с пола камешки и раскладывать их по кольцам. Упражнение дает потрясающий эффект для разработки ступней. Совместно с родителями мы приобрели и изготовили много различных ортопедических ковриков, которые позволяют нам интереснее и разнообразнее проводить занятия и упражнения для детей с плоскостопием.
Также хочется отметить, что в нашем детском саду используется мебель-трансформер. Известно, что неудобная мебель может повлиять на правильное развитие здоровых детей, а уж тем более детей с нарушением ОДА. Поэтому мебель в нашей группе «растёт» вместе с детьми, начиная со второй младшей группы и заканчивая в подготовительной к школе, и регулируется чётко по росту детей по санитарным нормам.
Работая с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата уже на протяжении нескольких лет, анализируя результаты своей работы мы пришли к следующему:
Мы создали в своей группе определённый двигательный режим, а именно:
дети стали с большим интересом заниматься утренней гимнастикой.
На интеллектуальных занятиях стали более усидчивы, так как я включаю несколько тематических физкультминуток.
Дети полюбили дыхательные упражнения и стали самостоятельно их выполнять
На занятиях по ИЗО, благодаря нетрадиционным методам рисования, дети стали больше фантазировать, у них развилось воображение, мелкая моторика и тактильное восприятие, рисунки стали более интересными и разнообразными. Дети моей группы под моим руководством стали участвовать в различных городских и районных конкурсах по изобразительному искусству, где получают призовые места, дипломы, почётные грамоты (приложение № 14)
У детей сформированы представления о том, что такое правильная осанка, и они удерживают правильную осанку.
Организовав и подключив родителей с целью взаимодействия по вопросам воспитания и обучения основным коррекционным методам, они стали более внимательно относиться к физическому развитию своих детей. Помогли обогатить развивающую среду, изготовили ортопедические коврики
 Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности я способствовала укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.
Для оценки результатов нашей деятельности использовали показания городской медико-педагогической комиссии, из которой отчетливо видно, что улучшение наступило у 40% детей, стабилизация у 60% , ухудшений – нет. А так же результаты можно отследить по диаграммам, составленным на основе карты физического развития детей в начале года, в середине и в конце года .В дальнейшем мы будем усовершенствовать процесс физического воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в своих группах. Продолжать изучать специальную литературу, чтобы более свободно ориентироваться в многообразии современных подходов, систем и методик физического воспитания детей с нарушениями ОДА. Продолжать строить свою деятельность, исходя из индивидуальных и психических особенностей детей. Будем пополнять предметно-развивающую среду в соответствии с требованиями ФГОС. Продолжать работу с родителями: пополнять «Уголок здоровья» новыми статьями, проводить беседы и консультации. Проходить курсы повышения квалификации, участвовать в методических объединениях, публиковать статьи в журналах.