Методическая статья Гуманизация химического образования


Министерство образования республики Башкортостан
ГБПОУ Стерлитамакский политехнический колледж


Методическая статья на тему:
« Гуманизация химического образования.»
Автор статьи: учитель химии ГБПОУ СПК
Апышкова Надежда Климовна.

Стерлитамак 2016
Содержание
Введение
Основные тенденции химического образования и планируемый результат их достижения.
Гуманизация химического образования
Схема принципов развивающего обучения химии
Список литературы.
Введение.
Социальное здоровье с медицинской точки зрения – это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально-обусловленных заболеваний, определяющие гармоничное развитие личности в социальной структуре общества. С педагогической точки зрения – это моральное самообладание, адекватная оценка своего “Я”, самоопределение личности в оптимальных социальных условиях макро- и макросреды “семье, образовательном учреждении, социальной группе”.
Замечательный отечественный философ, “человек мира” Мераб Константинович Мамардашвили говорил о том, что суть человека состоит в постоянном, “всегдашнем” стремлении стать им, приблизиться к идеалу Человека. Мы переживаем на редкость прагматическое время. Средства массовой информации навязывают стиль и образ жизни, предлагают быстрые способы приобретения миллиона, а если это сложно – рекомендуют пополнить ряды любителей пива. К сожалению, немалая часть населения, особенно подростки, для которых лицей и учитель далеко не всегда являются авторитетом, вполне серьёзно воспринимают эту информацию. Становится очевидной необходимость гуманизации обучения на фоне глобальных экологического, общекультурного и нравственного кризисов. жизни. В современном образовании, наряду с использованием традиционных гуманистических взглядов, складываются новые представления о человеке и его образованности, согласно которым образованный человек - это не только “человек знающий”, но и подготовленный в жизни во всех её многообразных проявлениях и умеющий осмыслить своё место в обществе. Однако формирование полноценной творческой личности далеко не исчерпывает идею гуманизации. Получаемое в нашем лицее образование, кроме естественно преобретения необходимых профессиональных навыков, должно обеспечивать развитие молодого поколения, знающего, культурно обогащенного, понимающего сущность жизни общества. Кроме того, одно из настоятельных требований заключается в формировании в человеке высокой нравственности и ответственности. Здоровая личность с точки зрения её социального развития активно реализует отношение к своему здоровью
как средству жизнеобеспечения семьи, выбора просоциальной стратегии самоопределения в социуме, реализация предназначения гражданина государства.
В качестве главного результата в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, находящихся на пороге своего взросления , нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
толерантность, тepпuмocть к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Новое наполнение получает цель формирования социально активной, творческой личности. При сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая, жизненная направленность.
Основные тенденции химического образования и планируемый результат их достижения.
Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: её успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Проанализировав некоторые тенденции современного химического образования я как преподаватель особо выделила несколько из них
Развитие личностных качеств учащегося, раскрытие его способностей в обучении, воспитании навыков постоянного самодвижения в процессе познания, в создании развитой, деятельной, самостоятельной личности.
Углубление, расширение, систематизация естественнонаучных (химических) знаний об окружающем мире и формирование опыта разноуровневой деятельности по их применению.
Формирование целостной, ценностно ориентированной картины представлений и знаний о мире, открытой для дальнейшего развития и обогащения, осознания собственного места в этом мире.
Основные тенденции школьного химического образования и планируемый результат их достижения
Иными словами моя главная цель как педагога химии – это формирование химически грамотной, культурно – развитой, духовно-творческой личности, готовой к жизнедеятельности в постоянно меняющейся среде (социально-экономической, культурно-образовательной, содержательно-информационной, ценностно-ориентационной, научно-технологической), а также к дальнейшему образованию и самообразованию, а также сохранение и укрепление здоровья детей.
Для образования в области естественных наук, и в том числе химии, это означает в основном усиление межпредметных связей с науками гуманитарного цикла, а также уместное вычленение гуманитарного компонента самой химической науки.
Другие аспекты гуманизации обучения состоят в следующем:
1. Обучение должно быть научным, так как ненаучное обучение граничит с негуманным отношением к обучаемому.
2. Содержание обучения должно отвечать максимально допускаемому дидактикой уровню современного состояния наук и раскрывать систему изучаемой науки со
всем обилием реально существующих межнаучных (межпредметных) и внутринаучных (внутрипредметных) связей.
3. Обучение не должно быть максимально облегченным. Легкое обучение – это не гуманное обучение. Обучение должно в меру трудным, но доступным. Содержание обучения призвано показывать проблемы и перспективы изучаемой науки, будущее, в котором он окажется через несколько лет.
Вне всякого сомнения, связь образовательного процесса с жизнью является основой гуманного обучения. Учащийся должен получать необходимые знания для формирования химической культуры общения с веществами и материалами, окружающими человека везде и всегда.
Гуманизация химического образования.
Чтобы гуманизировать химическое образование, в первую очередь следует помочь понять учащимся, что получаемые ими знания имеют для него личностный смысл. Если планируемая будущая специальность связана с химией, это не составляет большой проблемы. Если же связь избираемой профессии с химией не очевидна, то следует разъяснять обучаемым, что химические знания нужны не только химикам, медикам и технологам, но и другим специалистам.
Многие вопросы, изучаемые в курсе химии, важны любому человеку. Для повседневной жизни человека необходимы и полезны такие области химических знаний:
химия здорового состояния организма и духа. Что вредно и насколько, что полезно и в какой степени. Почему нельзя пить аспирин на голодный желудок?
химия мутагенных загрязнителей, экологическая химия, изучающая важнейшие загрязнители, возможность их разложения или потери токсичности;
химия быта (моющие средства, загрязнители, препарат ДДТ);
химия питания (жиры, сахар, крахмал, белки, чай, кофе). Полезны ли молоко, сахар? Что лучше: перед экзаменом или докладом выпить чашку растворимого кофе или стакан крепкого чая;
химия вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Почему девочкам особенно опасно курить? Почему от алкоголя так же болит голова, как от угара?
Возбуждение мотивации к изучению химии, условиями, обеспечивающими осознание учащимися значимости приобретаемых ими на уроках химии знаний, я считаю:
1.Акцентирование внимания учащихся на содержании и функциях применяемых в учении логических операций. Очень важно, чтобы в изучении химии учащиеся усматривали не только ознакомление с основами науки, но и непременно должны видеть в этой работе и особый тренинг, развивающий у них наблюдательность, память, умение критически мыслить, анализировать
ситуацию в контексте имеющихся знаний, делать выводы, заключения, проецировать формируемые учебные знания на собственную жизнь.
2. Раскрытие химического языка, средств химической символики и графики в многообразии их функций; работа с научными терминами как неотъемлемым компонентом научных знаний и общей образованности человека.
3. Включение учащихся с первых уроков химии в исследовательскую деятельность, в том числе экспериментальную.
4. Применение знаний по химии (особенно – на межпредметной основе) для объяснения явлений, наблюдаемых в повседневном личном жизненном опыте учащихся. Это очень важно, чтобы полученная информация не лежала в недрах памяти учеников бесполезным грузом. Оно может быть организовано разными способами: от простейшего включения в содержание уроков соответствующих вопросов и творческих домашних заданий до организации обсуждения широких комплексных проблем. У каждого учителя есть среди таких вопросов и заданий, раскрывающих связь учебных знаний с окружающей жизнью, свои излюбленные. Почему нарезанное на дольки яблоко быстро темнеет на воздухе? Как избавится от пятна спиртового раствора йода? Какими химическими процессами объясняется известное явление “молоко сбежало”? и т.д. Обращение к жизненному контексту применения предметных знаний должно быть систематическим. Это обеспечивает не только понимание значимости приобретаемых знаний, но и формирует личностную, гражданскую позицию.
5. Применение предметных химических знаний в нестандартных условиях для решения проблем из весьма деликатных сфер жизни (истории, археологии, искусства и т.д.). На протяжении всей истории цивилизации химия была связана с духовной культурой человечества через создание новых материалов для живописи, скульптуры, архитектуры, через технологию создания художественных произведений. Самым простым методическим приемом является использование познавательных задач, построенных на основе историко-искусствоведческой информации, использование художественной литературы. Данная информация способствует не только расширению кругозора учащихся, но и установлению благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке. Химическая наука имеет
собственные средства эстетического развития – строгость и красота структурных формул, впечатляющие эффекты химических реакций и т.д.
6.Акцентирование перспектив развития личностной целостной системы знаний и ее значение в определении собственной жизненной стратегии. Борьба идей существовала не только в истории химии, она имеет место и в современной науке. Следует сообщать обучаемым не только устоявшиеся сведения, но и предлагать на их обсуждение те вопросы, ответы на которые являются спорными, моделировать научный эксперимент. Это дает возможность учащимся выдвигать собственные идеи, оспаривать противоположные мнения. Даже, если ученик в дальнейшем не будет заниматься научной работой, он научится общаться, выдвигать и обосновывать свои личные взгляды. И главное - он научится мыслить.
Гуманизации обучения способствует использование совокупности содержания образования, методов и методик обучения, повышающих интеллект обучаемого как личности, обеспечивающих его развитие и саморазвитие, ставящих на первое место мотивы человеколюбия и справедливости и способствующих духовному развитию ученика. Для химического образования – это в первую очередь идеи и принципы развивающего обучения.
Схема принципов развивающего обучения химии
Схема принципов развивающего обучения химии
Принципы построения содержания обучения Принципы организации процесса обучения Принципы обеспечения самодвижения учащегося в качестве субъекта учения
Соотнесенность содержания с общечеловеческими критериями
Двойственность обусловленности содержания обучения (научности и доступности учебного материала)
Единство раскрытия знаний в теоретическом, методическом, прикладном и описательном (язык науки) аспектах
Внутри- и межпредметная интеграция Приоритетность результатов обратной связи для коррекции содержания УВП
Ориентация УВП на формирование и развитие разноуровневой и разнохарактерной учебной деятельности
Обеспечение мотивированности осознанности и действенности учения
Поэтапность формирования знаний и действий Ориентация на сотрудничество учителя и учащихся
Ориентация на самодвижение ученика и развитие адекватной самооценки
Усиление ответственности учащихся за самоорганизацию и результаты учебной деятельности
Комфортность участников УВП
В разработанной системе развивающего, гуманистически ориентированного обучения общение и диалог выступают в качестве центрального элемента, пронизывающего все составляющие. Это объясняется тем, что общение в значительной степени определяет характер взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса, а, следовательно, успешность и результативность последнего.
Социальное здоровье учащихся проявится в заданной со стороны педагога предрасположенности к успешной реализации своего профессионального и в целом жизненного предназначения: гибкости общения, социальной смелости, уверенности в своих силах.Список литературы:
1.И.М. Титова : «Технология организации адаптационно-развивающих диалогов» Москва, Вентана-Граф, 2011 год
2.С.А. Матакова, О.С.Зайцев: «О гуманизации и гуманитаризации химического образования» . Методика обучения химии №1 2013 год