Открытый урок по Окружающему миру по теме Превращения и круговорот воды в природе (3 класс)


Окружающий мир 3 класс УМК « Школа России» учебник А.А.ПлешаковаТема урока: «Превращения и круговорот воды в природе»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели деятельности учителя: сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).
Задачи урока:1. Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе.
2. Создать условия для систематизации и расширения знания учащихся о процессах, происходящих с водой.
3. Создать условия для продолжения формирования мировоззренческих идей материальности мира, для этого:
-учить выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы,
- развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление,
4. Создать условия для развития речи учащихся, формирования умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.
Планируемые результаты: знание процесса круговорота воды в природе;
Критерии сформированности компонентов УУД:
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные – использовать различные способы поиска, сбора ,обработки и анализа информации;
коммуникативные – уметь излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения уважая мнение других учащихся: умение работать в команде, сотрудничать с учителем и товарищами.
личностные – осознавать свои возможности в учении, способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Демонстрационный материал и оборудование: 1)презентация; 2) карточки с заданиями для самостоятельной работы; 3) лист самооценки; 4) проектор.
Ход урока.
Организационный момент
–Отгадайте загадку:
В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода) (Слайд 1)
2.Актуализация знаний.
-Ребята, вы догадались, о каком удивительном веществе мы сегодня продолжим разговор? (О воде) -Давайте попробуем выяснить: что вы уже знаете о воде. Исследуя воду на предыдущих уроках, мы узнали много её свойств.
Работа в парах по карточкам.
. - У каждой группы на столах есть карточки, возьмите карточку №1,2,3 и выполните эти задания.


1 ряд.
Прочитайте предложения. Вставь пропущенные слова. Ответь на вопросы.
1.Вода при нагревании _________________ и при охлаждении___________________
2. Куда девается вода с мокрого пола?____________
3. Почему айсберг не тонет?_______________________________
2 ряд. Прочитайте предложения. Вставь пропущенные слова. Ответь на вопросы.
1.Переход воды из жидкого состояния в газообразное, называется ____________
2.Температура кипения воды __________ градусов.
3.О каком свойстве воды мы говорим, когда видим в аквариуме рыбок? _______________________________________
3 ряд. Прочитайте предложения. Вставь пропущенные слова. Ответь на вопросы.
Какое свойство воды позволяет человеку пить сладкий сок?________
2. Температура тающего льда?______________
Что происходит с водой при охлаждении ниже ноля градусов?_________________
- Слушаем ответы групп.
Каждая группа высказывается.
-Оцените свою работу в группе.
-Сделайте вывод. Для чего мы всё это вспомнили?
3.Постановка учебной задачи.
1)А мы продолжим говорить о свойствах воды.
Вода о себе так говорит:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Слайд 2)
- Почему вода о себе так говорит?
- В каком состоянии вода может быть в природе?  (Слайд 3)
- Как можно назвать процесс изменения свойств воды?
«Превращения воды»
Итак, наш новый называется « Чудесные превращения воды в природе»
2) На уроках окружающего мира мы с вами говорили о том, что наша планета находится в постоянном движении. Как движется земля?
- Как вы думаете, движется ли вода?
( движется, не движется)
3) Опыт с чайником
-Чтобы это понять мы проведём опыт.
Возьмём чайник. Он кипит.
-Что происходит с водой?
( Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в газообразное.)
- Тёплый воздух легче холодного, поэтому водяной пар поднимается вверх.
Поставим над поднимающимся паром холодное стекло.
Что происходит?
( Остывая, вода превращается снова в жидкое состояние, собираются капельки.)
Достигая холодного стекла капли охлаждаются.
-Мелкие капельки становятся более крупными .Что же с ними происходит дальше?(капельки воды увеличиваются, отрываются и падают)
- Как движется вода?
(по кругу) (Слайд 4)
Сделайте вывод.
( Мы увидели, что вода нагрелась, стала испаряться, превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получилось движение воды по кругу..)
Такое превращение и движение воды по кругу называют - круговорот ?К Р У Г О В О Р О Т ( Почему так называется?) ( Слайд 5)
-Андрей приготовил сказку о круговороте воды. Послушайте эту сказку.
Ученик:
-Я долго не мог понять, как же происходит круговорот воды на вашей планете, пока не встретился с маленькой капелькой, которая мне все показала и рассказала. А я расскажу вам. Моя знакомая маленькая капелька жила вместе со своими сестрами-капельками в небольшом лесном озере. Жили они очень дружно и весело. Однажды пригрело солнышко, влага с поверхности озера начала испаряться и подниматься вверх. Моя знакомая капелька оторвалась от своих сестер и устремилась вверх. Она превратилась в водяной пар и оказалась высоко в небе. Там капелька  встретилась с другими такими же капельками. Они образовали облако. Солнышко всё припекало и припекало, а капельки всё прибывали и прибывали. Облако значительно подросло и потемнело. Оно стало тучкой. Там высоко в небе очень холодно и капельки, чтобы согреться стали прижиматься друг к другу, они снова из водяного пара превратились в воду, стали тяжелыми и упали на землю в  виде дождя. Моя знакомая капелька упала в небольшой ручеёк, который подхватил её и, весело журча, понес к лесному озеру, в которое он впадал. Капелька оказалась дома. Но ей очень понравилось путешествовать, и она стала ждать, когда снова пригреет солнышко, и все опять повторится.
Путешествие капельки, о котором я вам рассказал, показывает, как происходит круговорот воды в природе. (Слайд 6-8)
-Назовите тему нашего урока: «Круговорот воды в природе»
Какую цель поставим перед собой?
- Узнать, как происходит круговорот воды в природе?
Физминутка.
Поиграем в игру. « Вода» Если я назову предмет , связанный с водой вы поднимаете руки вверх, если другой предмет – приседаете, а если не относится к природе –хлопаете.
4. Открытие новых знаний.
1) Целепологание.
- Повторите цель урока?
- Чтобы её добиться составим план работы.
- Где мы можем узнать о том, как происходит круговорот в природе?
(учебнике, словаре, интернете,)
-Значит первый пункт плана поиск информации.
Что нужно сделать дальше? (запомнить)
Как лучше всего запоминать? ( проговорить несколько раз)
Второй пункт плана. Проговаривание новых знаний.
И наконец, как проверить, что вы поняли?( ответить на вопросы)
План работы:
1. Поиск информации.
2. Проговаривание новых знаний.
3.Тестирование.
2) Поиск информации
-Обратимся к учебнику и прочитаем о том, как же ученые пишут об этом явлении в природе?
Смысловое чтение.
Читаем вслух с.55-58
3) Первичное проговаривание по вопросам.
Вопросы: ( ответы у доски по схеме « Круговорот воды в природе»)
1.Как происходит испарение воды с поверхности Земли?
2.Что происходит с водяным паром высоко над Землёй? (Слайд 9)
3.Что такое облака?
4.Откуда берутся осадки?
5.Что происходит с выпавшими с неба осадками на земле?
6.Как называется процесс превращения и движения воды по круг?
4) Работа со словарём.
-Какие слова запишете в словарик?
-Состояние, испарение, круговорот. (Слайд 10)
Вывод:- Что нового мы узнали о воде?
Какое открытие сделали?
5. Первичное закрепление. Проговаривание нового знания.
1)Работа в парах.
По рисунку на странице 56 расскажи соседу, как происходит испарение воды в природе.
Вывод:-Что мы научились делать?
( рассказывать о том, как происходит круговорот воды в природе.)
- Оцените свою работу.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль.  (Слайд 11)
7.Рефлексия деятельности.
1) Над какой темой работали?
-Какие цели урока?
Удалось ли достигнуть цели?
- Чему научились на уроке? Что усвоили?
2) Оценивание.
- А теперь оценим свою работу на уроке по листу самооценки.
3) Домашнее задание.
-В дневниках запишем домашнее задание. Домашнее задание будет трёх видов.
Для всех ребят в учебнике с.55-58 прочитать, составить рассказ о круговороте.
Тот, кто сможет, нарисуйте схему круговорота воды в природе.
Или сочините свою сказку «Путешествие капельки».