Конспект урока по познанию мира на тему Круговорот воды в природе (4 класс)


КГУ «Средняя школа им.В.И.Ленина»
Открытый урок
по познанию мира «Круговорот воды в природе»
4-й класс
провела Чистякова И.Н.

с.Улкен Нарын
2012/2013 уч.годПредмет: Познание мира 4 класс Тема занятия: Круговорот воды в природе Ссылки: Учебник, интерактивная доска Цели:
1) Формировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое).
2) Развивать речь, мышление, внимание, память, умение анализировать и формулировать выводы.
3) Воспитывать культуру общения при работе в группах.
Результаты обучения:
Умение объяснять круговорот воды в природе; определять взаимосвязь, свойств воды в природе, причины изменения состояния воды в природе. Ключевые идеи:
Осознание взаимосвязи круговорота воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое) . 
Ход урока
1.Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!
Целевая установка.
Из чего, на ваш взгляд, состоит успех?
УСПЕХ = ЗНАНИЯ + ВНИМАНИЕ + АКТИВНОСТЬ + СОТРУДНИЧЕСТВО + ТЕРПЕНИЕ (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)
Для того, чтобы урок прошел успешно, я вам предлагаю побывать в роли исследователей. Помогать вам будут информационные источники и «багаж знаний», который имеется у вас.
2.Проверка д/з (по теме «Нерудные полезные ископаемые»)
Индивидуальная работа по карточка
Карточка 1. Напиши названия полезных ископаемых по их описанию:
1. Нерудное полезное ископаемое желтого, оранжевого, красного цветов, плохо пропускает воду, используется как строительные материал, для изготовления посуды. Это ….
2. Полезное ископаемое, добываемое со дна высохших озер. Применяется, как пищевой продукт, как лекарство, некоторые виды используются, как удобрение. Это…
3. Волокнистая горная порода, из которой можно получить очень прочную нить. Используют для изготовления спецодежды пожарных, изготовления фильтров для воды, тормозных колодок для автомобилей. Это… Карточка 2. Напиши названия полезных ископаемых по их описанию:
1. Нерудное полезное ископаемое, сыпучее, хорошо пропускает воду, фильтруя ее. Используется, как строительный материал.
Это…
2. Очень твердая горная порода, образованная из известняка, белого, красноватого или серого цвета. Используется для украшения зданий и возведения памятников. Это…
3. Самый мягкий из всех видов известняка, легко крошится, имеет белый цвет. Применяют для письма, производства цемента, стекла, резины, зубного порошка.
Это…
Взаимопроверка по «ключу ответов».
3.Сообщение темы урока.
- Угадайте, о чем мы сегодня побеседуем?(Слайд№1)
Разгадайте ребус (Вода)
В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.(Слайд№2,№3)
Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены океаны, моря, реки, озера нашей планеты.
Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И, наверное, правильнее было назвать планету «Вода», а не «Земля».
Вода краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек. Реки придают особую красоту местности, по которой они протекают. Красоту воды мы видим в глубине озер. Озера называют голубыми глазами Земли. Красоту воды мы видим в морях, Назовите известные вам озера и моря Казахстана. Океаны, покрывающие почти всю нашу планету, всю нашу Землю, на которой миллионы лет зародилась жизнь – это вода.
- Знаете ли вы, где еще на Земле встречается вода?
- Что вы знаете о воде, запишите (составление кластера).
Работа в группах.

Одна из групп защищает свой кластер.
- Посмотрите на кластер. Здесь вы схематично изобразили все, что знаете о воде.
Сегодня мы поговорим,как происходит превращение воды.
Тему урока определите по слайду.(Слайд№3,№4)
Итак,тема урока «Круговорот воды в природе».
Сегодня мы пополним наш багаж знаний.
4.Знакомство с новым материалом(чтение с пометами по учебнику).Побуждение к действию.
Давайте поделимся своими знаниями о воде. Заполните в группах левую и правую часть таблицы «Знаю…»и «Узнал»
ЗНАЮ… ХОЧУ УЗНАТЬ… УЗНАЛ…
Возможно, вас интересуют какие-то вопросы, связанные с водой. Запишите, что бы вы хотели узнать о воде.
Заполнение таблицы .Заслушивается одна из групп класса.
5.Физминутка(Слайд№5,№6)
6.Закрепление
Используя таблицу составьте и защитите постер по теме урока.
(Одна из групп объясняет круговорот воды по слайдам(№7,№8,№9)Сейчас проведем очень серьезную исследовательскую работу и повторим свойства воды. Фишбоум «Что было ,если бы исчез круговорот воды ?»

Проверка групповой работы. Выступления учащихся.
7.Подведение итога урока. Рефлексия.
-Что узнали нового о воде?
Напишите синквейн «Вода»
8.Оценивание учащихся. -Как вы сегодня работали на уроке? Выразите свою оценку через «Шкалу успеха». 

Оценочный лист
1. Вспомнил ли я свойства воды? 
2. Умею ли я находить новую информацию в тексте? 
3. Умею ли я делать выводы? 
4. Справился ли я с кроссвордом? 
5. Активно ли я работал на уроке? 
6. Подведи итог своей работы. 
9.Проведение рефлексии. (Слайд №10). -Какие эмоции, настроение у вас остались после урока? Самооценивание. Каждый оценивает свою работу в группе. Отношение к уроку высказывают через «смайлики-улыбки». 10.Домашнее задание.Стр.54-55,составить рассказ «Круговорот воды в природе»
Дополнительное задание. Работа с энциклопедиями, словарями , научной литературой по теме урока; творческая работа (написать эссе от имени снежинки).