Технологическая карта организованной учебной деятельности по естествознанию. Тема: Беседа о червячке


Технологиялық картасы
Білім беру саласы: (Образовательная область) познание
Бөлімі: (раздел) естествознание
Такырыбы( тема): «Беседа о червячке»
Максаты( цель): Дать детям представление о дождевом червяке, его приспособление к жизни под землей и его роли в создании плодородной почвы;
Сформировать бережное отношение к дождевым червякам;
Установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.
Билингвалдыккомпоненттер: (билингвальный компонент) дождевой червяк-
Алдын ала жұмыс және сабаққа даярлық; предварительная работа и подготовка к занятию).
Материалы и оборудование: иллюстрации подземных жителей земли; письмо от дождевого червяка; аквариум – дом с влажной землей, камешками, опавшими листьями; стаканчики с камнями; вода; стаканчики с почвой; шапочки с изображением: «червяка», «дерева».Қызмет кезендері
Этапы
деятельности Педагогтің басқару ісө қимылдары
Управленческие действия педагога Балаларқызметі
Деятельность детей1кезең: (1этап)
Уәждік – турткі болуМотивационно-
побудительный -Ребята, на нашей земле живёт множество живых существ – это и насекомые, и птицы, и рыбы, и животные. А вы знаете, что есть и подземные жители, которые живут «у нас под ногами»?
-Кто может назвать подземных жителей? называют животных обитающих в почве и демонстрируют иллюстрации с их изображением
(Крот, муравей, мокрица, многоножки, слепушонок, слепыш, дождевой червяк и т.д.)
2кезең;(2 этап)
Проблемалық ізденістік
Проблемно–поисковый
С одним из подземных жителей, мы сегодня, с вами, и познакомимся. Сейчас, я прочитаю отрывок из сказки Н.Павловой «Большое чудо»:
«Дождевой червяк родился на земле, под гнилушкой, и целый год прожил в темноте, прокапывая норки. На волю он выглядывал только в сумерки, чтобы забирать и утаскивать под землю опавшие листья. Это была его любимая еда.
Но однажды, после сильного летнего ливня, дождевому червяку пришлось выбраться из затопленной норки наружу.
Земля была мокрой и мягкой. Солнце ласково светило сквозь облачко. Травы и деревья роняли с листьев последние капли дождя. Было так хорошо, что дождевому червяку казалось, будто он сам нарочно вылез поглядеть на белый свет. Он так и сказал: «Я пришёл посмотреть, как вы все тут живёте». «Ну что ж, посмотри, - вежливо ответили ему травы и деревья, Они знали его и любили: ведь он жил в большой дружбе с их корнями. – Поползай по земле и увидишь много чудес». »
Ребята, вы уже поняли, кто герой нашей беседы? Да, вы правы, это дождевой червяк. Может быть, кто-нибудь из вас с дождевым червяком уже встречался? Как это произошло? Вы с уважением к нему отнеслись? Не поступили как, некоторые люди поступают, стараются раздавить, растоптать ногами, а дети берут их в руки и рвут.
- Я долго упрашивала, дождевого червяка прийти в гости, но он очень боится. Дождевой червяк видел, что после дождя на асфальтированной дорожке, дети раздавили его сестру, когда она переползала на другую сторону, к клумбе. Но дождевой червяк прислал письмо - обращение к вам, ребята. Давайте его прочитаем.
( Письмо дождевого червяка.)
Ребята, а вы хотели бы иметь в друзьях, такого необычного жителя земли? (Ответы детей.) А давайте, постараемся подружиться с дождевым червяком. Я все-таки уговорила дождевого червяка посетить нас, но пожалуйста, видите тихо, он не любит когда кричат, громко разговаривают, стучат.
Воспитатель показывает детям аквариум – дом с дождевыми червями. В аквариуме – доме должна быть влажная земля, опавшие листья, перегнившие листья – пища подземных обитателей.
- Как вы думаете, у червяка хорошее зрение? (Ответы детей.) Вы правы, все подземные жители слепые, потому что под землёй не света и солнца.
А почему червяк такого неприметного цвета, невзрачной окраски? (Ответы детей.) Совершенно верно, в почве темно, поэтому яркая окраска не нужна, её никто не увидит.
Какая поверхность у дождевого червяка: гладкая, сухая, шершавая, влажная? А почему он скользкий? Почему почва влажная? (Ответы детей.) Дождевого червя не следует долго держать без земли, т.к. его поверхность может высохнуть, и он погибнет. Поэтому весной, летом и осенью, когда тепло, жарко, мы не увидим на поверхности земли дождевого червяка.
- А сейчас мы превратимся дождевых червей и поиграем в игру «Мы – дождевые червяки».
Дети становятся животными - дождевыми червяками – и двигаются по длинным трубам из ткани, имитирующие ходы, по которым ползают дождевые червяки. Кто быстрее доползет до цели?
Сейчас, мы с вами проведём опыт, и установим, по какой причине дождевые черви выходят на поверхность земли во время дождя.
Воспитатель наливает воду в стакан с камешками, пока их не скроет вода. Расскажите, что вы видите? Почему сначала пузырьки появлялись, а потом перестали? (Появляются пузырьки воздуха, с поступлением большего количества воды, вода вытесняет воздух, заполняя всё пространство между камнями, и воздух исчезает).
Наливаем воду в стакан с червями, пока вода не закроет всю землю. Идут ли пузырьки воздуха из земли? Что делают дождевые червяки? (Ответы детей.)
Вывод: Вода вытесняет воздух из стакана с камешками и из земли, поэтому мы видим поднимающие из воды пузырьки воздуха. Поэтому черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в земле. Таким образом, после сильного дождя, часто на поверхности земли можно увидеть дождевых червей, т.к. им необходим кислород




Это дождевой червяк
рассказывают свои истории
нет
проявляют интерес
слушают воспитателя
высказывают свои предположения
Они слепые
Играют в игру по правилам
Проводят опыт
Появляются пузырьки воздуха
Червяки вылезают наружу
3кезең:(3этап)
Рефлексті -тузетімдеуші
(Рефлексивно – корригирующий) Теперь вы знаете, почему дождевых червей много после дождя. И если вы увидите дождевых червей на асфальтированной дорожке, то соберите и перенесите их в безопасное место: на клумбу, под дерево, в траву. Вы также поняли, что червяки приносят пользу нашей земле.
Природа – настоящая волшебница. В ней так всё устроено, что ничего зря не пропадает и все обитатели земли живут в дружбе и согласии.


Кутілетін нәтиже (предполагаемый результат):
жангыртады (воспроизводят):
тусінеді (понимают): приспособление червей к жизни под землей, почему во время дождя черви выходят на поверхность
колданады (применяют): бережное отношение к дождевым червям