Деловая игра с педагогами «Речевое развитие детей»


Педагогический совет
Деловая игра с педагогами «Речевое развитие детей»
Разработал и провел:
Старший воспитатель
Н.А. СоломенниковаПлан педагогического совета. 1. Анкетирование воспитателей «Изучайте себя постоянно». 2.Педагогические условия по речевому развитию детей
3. Результаты тематической проверки4. Деловая игра 5.Проект решение Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня у нас необычная встреча, а назовем мы ее деловой игрой по развитию речи.
Цель сегодняшнего мероприятия: активизировать деятельность педагогов по развитию речи детей.
1. Анкетирование воспитателей «Изучайте себя постоянно» Уважаемый коллега!! Просим Вас ответить на предлагаемые воспросы. Ф.И.О._____________________ Вопросы Ответы Какие разновидности предложений используются в диалоге? 1. Повествовательные 2. Побудительные 3. Вопросительные 4. Восклицательные Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? 1.Описание 2.Повествование 3.Рассуждение Как называтся текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени? 1. Описание 2. Повествование 3. Рассуждение Как называтся текст, включающий причиннно — следственные конструкции, вопросы, оценку? 1. Описание 2. Повествование 3. Рассуждение Назовите основные типы повествовательных текстов 1. Рассказы из опыта 2. Сказочные истории 3. Рассказывание по картине или серии сюжетных
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте». В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей и др.
Важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого надо проводить в группах следующую работу: - индивидуальные встречи с родителями (выстраивать в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года); - семинары для родителей по обмену опытом (на таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой педагогов, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома); - подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития; - оформление стенда «Советы специалистов». А также: ● информировать родителей о содержании жизни детей в дошкольном учреждении, их достижениях и интересах. ● Организовывать совместные праздники ● Чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет, макетов и др. ● Тематические выставки детских книг из семейных библиотек: русские народные сказки, познавательные книги и т.д.; разработка познавательных проектов совместно с родителями и детьми по темам: «Традиции разных народов в проведении праздников», «Культура еды у разных народов», «Традиции чаепития на Руси», «Город у моря», «Сказочный город» (по сказкам А.С. Пушкина), «Моя семья». ● Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей. Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательно - речевом развитии каждого ребенка как в ДОУ так и в семье.
Итоги тематической проверки по речевому развитию ( приложение № 1)
ДЕЛОВАЯ ИГРА. Цель: Привлечь внимание педагогов к рассматриваемой проблеме, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. Способствовать творческому поиску. Организация игры: Педагоги разбиваются на 2 команды. Каждая команда занимает свой игровой стол. На столах разложены различные материалы для выполнения заданий, листы бумаги, карандаши, ручки.
1. Итак, мы начинаем, первая часть игры - теоретическая: я задаю вопросы, вы отвечаете, Вопросы:
1. Перечислите направления работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Словарная работа (понимать и называть слова).
Звуковая культура речи.
Формирование грамматический строй речи.
Развитие связной речи.
2. Что мы понимаем под развитием речи ребенка?
Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.
3. Каковы задачи словарной работы?
Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
4. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольников?
Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
5. Что такое диалог?
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой - либо ситуацией.
6. Что такое монолог?
Монолог - это речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
7. Рассказ - описание - это...
Рассказ - описание - это текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет ил объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.
8. Рассказ - повествование - это...
Рассказ - повествование - это рассказ, сюжет, которого развивается во времени.
2. Вторая часть нашей деловой игры называется "Аукцион знаний". Назовите игры, которые можно использовать для работы по развитию речи детей дошкольного возраста, по обогащению словаря, по развитию грамматического строя речи, по развитию фонематического слуха.
Назовите игры по развитию речевого дыхания.
Назовите упражнения артикуляционной гимнастики.
Назовите работу, которую можно проводить по развитию связной речи.
3. Переходим к третьей части игры, которая называется "Творческие задания по работе с пословицами".
Назовите пословицы и поговорки про речь.
"Не спеши языком - торопи делом".
"Язык до Киева доведет".
"От слова до дела - сто перегонов".
4. А сейчас четвертая часть игры презентация «Речь воспитателя как средство развития культура речи детей»
5. Банк идей
Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)
Проект решения педагогического совета:
1. Продолжить работу по речевому развитию детей в группах через организацию разных видов деятельности.
2. Вовлекать родителей в образовательный процесс, проводить мастер-классы, родительские гостиные по развитию речи детей.