Использование национально-регионального компонента на уроках истории

Использование национально–регионального компонента на уроках истории
Для каждого большая Родина начинается с малой. От любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому с рождения приходит любовь к Отечеству – России, зарождается очень значимое во все времена чувство патриотизма. Она становится глубже, когда мы больше узнаем об истории своей малой родины, о знаменитых земляках, когда знакомимся с традициями и памятниками родной земли.
Приобщить подрастающие поколения к этому культурному богатству помогает, в первую очередь, школьное образование, которое должно стать стержнем всей учебно-воспитательной работы.
В последнее время неуклонно растет роль изучения истории региона.
В соответствии с законом РФ «Об образовании», введен национально-региональной компонент школьного образования. Конечно, у учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края (малой родины) рассматривается как часть истории России; республики, входящей в состав РФ; более крупного региона всемирной истории.
Важным условиям развития регионального компонента, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям, традициям, проблемам регионального образования и возрождения своей самобытности.
Значителен вклад и методистов-историков. Разработаны федеральные и региональные учебные планы для школ, предусматривающие реализацию национально-регионального компонента. Деятельность Совета Европы (создан 5.05.1949г.) в области образования направлена на развитии связей и обменов, установления новых контактов и стимулирования партнерства. Интерес Совета Европы к вопросам преподавания истории – далеко не случаен.
Международное сотрудничество специалистов в области исторического образования осуществляется в разных формах, также проводятся региональные международные семинары и конференции. На семинаре в Новгороде (ноябрь 1997г.) обсуждался вопрос о преподавании национальной истории в Российской Федерации: соотношения местной, региональной и национальной истории в многонациональном государстве.
В 1998 году в Екатеринбурге семинар был посвящен на тему «Подготовка учителей и развитие системы повышения квалификации в области преподавания истории в средней школе», организованный Советом Европы, Министерством образования РФ. Итогом дискуссии стали рекомендации для учителей истории; преподавание истории как фактор, стимулирующий осознание учащимися национальной самобытности, но вместе с тем преодолевающий националистические подходы.
Я часто провожу интегрированные уроки истории и истории, культуры Башкортостана также внеклассные занятия. Они помогают учащимся умению жить в поликультурном, многонациональном обществе. На уроках стараюсь учитывать этнические, демографические, поликонфессиональные особенности своего региона, своей школы. Использую также сведения по истории края, собранные учащимися на уроке в процессе изучения и усвоения программного материала. В 9 классе на уроке по теме «Политика Хрущева» дети приводили примеры как отразилась политика освоения целины в крае. Отметили о сокращении животноводства, как в Казахстан отправляли людей из Башкортостана. На уроках истории в 6 классе по теме «Восточнославянские племена» мы вспоминаем и перечисляем и славянские, и башкирские племена. Отмечаем какие племена жили на территории нашего Белорецкого района. Изучая тему Великой Отечественной войны отмечаем какой вклад внесли народы нашего края в победу. При подготовке к уроку по теме «Правление Ивана Грозного» изучали местные документальные материалы. Узнали, что от племени тамъян для заключения договора о присоединении Башкирии к Русскому государству ездил вождь племени Шагали Шакман. Тем более, что его могила находится недалеко от нашего села Узян, в деревне Кагарманово. Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявления враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин.
При изучении темы «Внешняя политика Петра I» в седьмом классе детям нравится, когда эмоционально рассказываешь, как во время второго Азовского похода сражение с турками начали с поединка. Из семидесяти пятитысячного войска выбрали башкира Алдара и он выиграл поединок.


15