Роль проектной деятельности в развитии творческой активности младших школьников


Роль проектной деятельности в развитии творческой активности младших школьников.
УБРАТЬ РЕКЛАМНЫЙ БАННЕР
Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес?
Ответ на этот вопрос я нашла, работая с учащимися над проектом. Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса познания мира учащимися.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею.
Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Одним из таких факторов является проектная деятельность.
Теоретические знания, полученные на уроке, должны стать базой для самостоятельной оценки работы и для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений. Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе.
Образовательный проект – это форма организации работы, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им учащихся уже в начальной школе.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся наш проект снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно-научной и гуманитарной.
Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.
На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы. Тема нашего проекта рождена из практической задачи, взятой из учебника     А.А. Плешакова“  Окружающий мир” (4 класс), где предлагается учащимся  подготовить рассказ о нашем крае «Что расскажу иностранцам  о своём крае». Мы с детьми решили подготовить проект «Город Воронеж (вчера, сегодня, завтра)»
Тип проекта – творческий, коллективный, долгосрочный.
Исполнители – учащиеся 4 класса и учитель.
Характер проекта – учебно-исследовательская работа.
Цель: познакомить учащихся с прошлым  и настоящим города Воронежа; воспитывать  любовь к Родине, родному краю, чувство гордости за воронежцев; воспитывать нравственные и эстетические чувства.
Задачи:
Вызвать интерес детей к проектной деятельности, т. к. она дает возможность:
Проявить творчество мышления
Научиться элементам поисковой работы
Научиться способам поиска информации, ее анализа, структурировании.
Доминирующая деятельность в проекте – учебно-исследовательская, творческая и поисковая.
Метод проектов целесообразно было применить, так как:
Существовала значимая для детей проблема (интеграция знания, исследования).
Есть значимость результата (теоретическая и практическая).
Была самостоятельная деятельность учащихся.
Этапность проекта.
Используются исследовательские методы:
Формулировка задач исследования;
Выдвижение гипотез, их решение;
Обсуждение методов исследования;
Обсуждение способов оформления результатов;
Сбор, систематизация, анализ данных.
Выводы.
Этапы проекта
 Подготовительный этап.
 Запуск проекта.
Основной этап (самостоятельной групповой работы).
Оформление проекта.                                                                                             5.   Презентация.
Каждый этап проекта заканчивается рефлексией и диагностикой.
 Подготовительный этап.
На подготовительном этапе – поддержка родителей и изучение учебника А.Савенкова “Я - исследователь”, где изложена методика.
 Запуск проекта.
Начало поиска информации, выделение ступеней поиска для достижения главной цели.
Основной этап.
Дети собирали материал и изучали его по подтемам, их предлагали учащиеся в ходе работы над проектом.
В структуре проекта это “Банк проектов”.
Темы:
Воронеж на карте нашей Родины.
Воронеж (его прошлое).
Воронеж - колыбель русского флота.
Город в годы Великой Отечественной войны.
Воронежские таланты.
Воронеж  – город науки.
Методы и способы: изучение литературы, работа со словарями, поиск в Интернете, опрос специалистов, родителей, учителей.
Как итог полученных теоретических знаний, дети составили  электронное пособие для учителя.
Презентация.
Итогом большой работы была презентация проекта.
На классном часе–презентации присутствовали учителя начальных классов.
В рамках проекта проводилась рефлексия и диагностика. Следует отметить, что такие показатели, как самостоятельность, организационные умения, коммуникативные, информационные умения стали выше, чем до выполнения проекта.
Результативность проекта.
Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли литераторов, историков, художников,  ученых. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.
Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.
Наш проект можно использовать как дополнение к учебному материалу, во внеклассной работе.