Краеведческая работа как форма патриотического воспитания


Краеведческая работа как форма патриотического воспитания
Романова Нина Владимировна,
учитель математики
МОУ «Коррекционная школа – интернат г.Катав – Ивановска» ,
Катав-Ивановского муниципального района
Систему работы по патриотическому воспитанию проводимую с учащимися общеобразовательных школ нельзя целиком перенести в специальную (коррекционную) школу VIII вида. Содержание и методика работы со школьниками с интеллектуальной недостаточностью имеет свою специфику. В военно – патриотическом воспитании учащихся коррекционной школы используются различные формы работы, но краеведческая работа играет большую роль. Она направлена на воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества своей малой Родины и стремления подражать им.
Патриотическое воспитание невозможно осуществить по инструкциям. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине любовь всем сердцем, всей душой.
Для России, одной из крупнейших многонациональных стран мира, важнейшая цель воспитания – это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов. В российском патриотизме должно сочетаться личное, присущее каждому гражданину и общественное, связанное с развитием могущества нашей страны, её прогрессом.
Многое связывает человека с местом, где он родился. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая, единственная. Однако у каждого из нас есть ещё и свой, милый сердцу уголок земли, где он сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это место – город или село – несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, малая Родина.
«Родимый край…. Чуть тает тихий свет зари, звенит сверчок под лавкой в уголке, из серебра узор чеканит в окошке месяц молодой… Укропом пахнет с огорода…. Родимый край…
Кресты родных могил…. Напев протяжный песен старины, тоска и удаль, красота разлуки и грусть безбрежная – щемит мне сердце…. Тебя люблю, родимый край….»
Это произведение, созданное в 1918 году Фёдором Крюковым «Родимый край», не утратило своей свежести и актуальности и в наши дни.
Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания и осознания ими своей малой Родины. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение – это совокупность знаний об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами». «Краеведение – это, прежде всего краелюбие» – напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России профессор С.О. Шмидт.
Краеведческая работа имеет формы – урочные и внеурочные, как активные (туризм, полевая работа) и пассивные (сбор материалов, экскурсии в музеи) Учащимся специальных (коррекционных) школ VIII вида доступны пассивные формы краеведческой работы и только с помощью и под контролем учителя.
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить то, что его окружает: родители, село, город, где он родился и живёт. А, воспитывая у школьников любовь к городу, необходимо подвести к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех;
- везде соблюдаются традиции, Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу.
История малой Родины рассматривается как часть истории России, республики или области, входящей в состав Российской Федерации, часть всемирной истории. Благодаря краеведению школьники имеют возможность усвоить простую истину: корни человека – в истории и традициях своей семьи, передающихся из поколения в поколение, трудолюбии, справедливости, совести, чувстве национального достоинства.
В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. На конкретных фактах из жизни старших поколений (участники Великой Отечественной войны, их боевые и трудовые подвиги, труженики тыла, воины запаса, вернувшиеся из Афганистана и Чечни) необходимо прививать учащимся такие понятия, как «долг перед родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Важно подвести детей к пониманию, что мы победили потому, что мы любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Названия улиц, площадей города могут многое рассказать школьнику при специально и целенаправленно организованной работе.
Формирование положительного отношения к славным защитникам Родины, к Российской Армии – одна из задач патриотического воспитания школьников в коррекционной школе VIII вида. Героизм, мужество, стойкость, готовность на подвиг во имя Родины – такие черты видят учащиеся в участниках Великой Отечественной войны, в воинах запаса, воевавших в Чечне и в Афганистане. Наиболее наглядно и конкретно можно познакомить учащихся коррекционной школы VIII вида с родным городом во время экскурсий.
Предварительная работа включает посещение библиотеки, чтение книг, заучивание стихов, просмотр фрагментов фильмов, поиск и сбор материалов о подвигах воинов в годы Великой Отечественной войны или о воинах запаса, воевавших в Чечне или Афганистане.
Важную роль в патриотическом воспитании играет экскурсия в краеведческий музей. Его экспозиции рассказывают о волнующих событиях Великой Отечественной войне, о воинах запаса, воевавших в Афганистане и Чечне.
В День защитников отечества и в День Победы мы с учащимися ходим на экскурсии к памятнику землякам, погибших в годы Великой Отечественной войны, установленному в сквере Победы и к памятнику цементникам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны возле Дворца цементников.
В последующую работу входит написание мини – сочинений, рисование рисунков, обсуждение наиболее понравившихся или запомнившихся моментов беседы, рассказа.
Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине к земле, где родился и вырос человек.

Список литературы
Агапова И., Давыдов М. Патриотическое воспитание в школе. – Москва, Айрис – пресс. 2002
Адаменко С. Воспитываем патриотов России.// Народное образование – 2005.
Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан// 2005, №6
Ефремов Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005, №8
Мамыкина Н.В., Монахов А.Я. Равнение на Победу // Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. ЦГГ – Москва – 2004.