Краеведческая работа — одна из форм повышения интереса и любви к своей малой родине.

Краеведческая работа –
одна из форм повышения интереса
и любви к своей малой Родине.


Провинциальное село на берегу реки
Дома и школа в центре всех дорог,
И жизнь в ней бьется, как поток
И славы маленький виток
Продлят её ученики.

У каждого человека есть Родина, и каждый любит место, где он родился и живёт. Любит родные просторы, свой дом и семью, своё село или город, где родился и вырос. Это бывает в том случае, если с детства у человека сформирована любовь к родине в своей семье, в своей школе. Вам известно, что формирование любви к Родине начинается с раннего детства, как поётся в известной песне «с картинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе», с того уголка, где живут дети.
В.А. Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далёкого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлению к поиску тайн. Спросите у детей, кто из них хочет отправиться в путешествие, и поднимется лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки – ветер странствий дорог каждому. Как сделать эти качества союзниками учителя в организации учебно-воспитательного процесса? Я также искала ответ на этот вопрос. И нашла. Это краеведческая работа на уроках и во внеурочное время. Она имеет такие цели и задачи:
пробудить чувство гордости к родному краю, любовь к природе, уважение к трудовому человеку; помочь маленькому человеку раскрыть творческие, индивидуальные способности, дать возможность реализовать их в практических делах, коллективной творческой деятельности;
познакомить с историческим прошлым края, сегодняшним днем, его культурой, природой, экономикой;
приобщить к трудовым делам на пользу и радость окружающим людям.
Краеведческую работу начинаю проводить уже с первого класса.
1 этап работы. С чего начинается Родина?
Сюда входят маршруты «Здравствуй, школа!», где дети знакомятся после праздничной линейки со зданием школы, с кабинетами, где им предстоит учиться, с работниками школы, а в течении всего учебного года с традициями школы, с правилами школьников, со школьной библиотекой, с улицей Ленина, где расположена школа, с теми родителями класса, кто учился в нашей школе.
Во втором классе мы с ребятами знакомимся с улицами родного села, по центральным улицам провожу экскурсии, знакомлю с названиями, вернее мы узнаём, почему так названы улицы (например, одна из улиц носит имя Героя Советского Союза П.П. Кагыкина), обязательно читаем мемориальную доску на доме № 7, а весной, ко Дню пограничника ходим на пограничную заставу, где служил наш земляк, детям показывают его кровать и тумбочку, а к памятнику, который находится на территории заставы, дети кладут первые весенние цветы. Сколько гордости и радости на их лицах!
Во втором же классе мы начинаем знакомиться с некоторыми предприятиями села, памятными местами и продолжаем маршруты в 3 и 4 классах. В 3 классе, обобщая краеведческую работу по изучению родного села, ребята класса участвовали в школьном конкурсе кроссвордов «Улицы моего села». Вместе с родителями сделали интересные работы, с которыми знакомились их одноклассники, и ребята из других классов. Так же после классного конкурса рисунков о родном селе, они приняли активное участие в школьном конкурсе, а затем в районном. 5 ребят стали его лауреатами (Штанько С., Бурдинский С., Джуламбаева Н., Бугаенко А., Лесная О.). По рисункам этих детей в школе были выпушены календари к юбилею села.
В сентябре 3 класса обязательно идём в районный музей. А он у нас замечательный. Очень интересные и познавательные экскурсии проводит хозяйка музея – Гурская Т.П. Начиная с этой экскурсии, мы узнаем о прошлом нашего приамурского села и Ленинского района, начинаем вести первую поисковую работу о селе. Мы приглашали в гости на классные часы интересных людей, старожилов села - Пилявскую Л.Е, старейшего учителя нашей школы, которая рассказала нам об истории школы, о своих учениках, наших односельчанах, и Шахову Л.С.- учителя истории средней школы. Она рассказала детям о селе своего детства (нашем селе), каким оно было, что где было. Детям было очень интересно, они задавали гостям вопросы и узнали много нового о Ленинске, о своей школе.
Надо отметить, что в 2008году наше село отметило свой юбилей - 150-летие со дня рождения. Поэтому все второе полугодие третьего класса и первое полугодие четвертого класса мы посвятили этой дате, продолжая узнавать историю села и знакомиться с его настоящим. Материала набралось немало, поэтому решили устроить в класс выставку «Люблю тебя, мое село родное», где все ребята класса представили сочинения о родине с фотографиями или рисунками, а на факультативе по информатике, под руководством М.В. Журавской, они напечатали их для школьного журнала.
Работники районной детской библиотеки вместе с нами приготовили и провели «Поле Чудес», посвященное родному краю, где лучшими знатоками оказались ребята нашего класса Юра Панов, Вова Куничук, а финал выиграла Оксана Лесная. В игровой форме дети узнали много нового о родных местах и показали свои знания.
На праздновании юбилея села наш класс с другими 4 классами школы участвовал в праздничном марше по главным улицам села. Ребята по- настоящему чувствовали себя полноправными жителями села и гордились этим. Хочется так же отметить, что кроме изучения объектов Ленинского, мы знакомились и с природой окружающей нас. Здесь, как говориться, совмещали полезное с приятным – это походы всем классом на природу, у нас даже место любимое есть – это берег протоки Михайловской (приток р. Амура), причем в походы мы ходили пешком осенью и весной. В походах узнаем новое о р. Амур, о растениях, которые здесь растут, и приучаемся бережно относиться к природе. Ребята хорошо усвоили, что за собой нужно всё убрать, нельзя сильно шуметь в лесочке, нельзя ломать ветки и рвать много цветов. В местной газете было отмечено, что дети являются хорошим примером для подражания даже для некоторых взрослых.
Тема краеведения изучается мною с учащимися не только во внеклассной работе, но и на уроках «Окружающего мира». Второй год мы работаем по областному курсу «ЕАО – наш край родной» составленный учителями 14 школы и сотрудниками областного ИУУ.
Мне нравится этот курс, спасибо составителям, но, конечно мы подбираем и свой материал. Так вместе с библиотекарем школы был проведен экологический час «Жемчужина Приамурья». К юбилею области ученики так же составили кроссворды «Знаешь ли ты свою область» и написали много интересных рефератов о природе области.
Заключительным этапом изучения области мы с ребятами решили выехать в город Биробиджан в конце мая с.г., чтобы своими глазами увидеть центр области, сходить в краеведческий музей, познакомится с достопримечательностями города.
Думаю, что краеведческая работа с этим моим классом не пройдут для ребят даром, надеюсь, что они не вырастут «Иванами, непомнящими своего родства», а вырастут людьми любящими свою малую Родину, и естественно, и большую Родину – Россию, и будут для неё хорошими, благодарными детьми, говорящими:
Здравствуй, Родина!
Край мой сопок, частых ветров,
Амура синь, переклик голосов
И счастливых детских снов.












13PAGE 15


13PAGE 14215