Из опыта работы по теме: Мероприятия по воспитанию гражданина и патриота в рамках обучения истории


Мероприятия по воспитанию гражданина и патриота в рамках обучения истории


Построение в России гражданского общества и демократического государства, способного обеспечить гражданам широкий круг свобод, осложняется столкновением ценностей, претендующих на ведущее место в обществе. Не вызывает сомнения, что проблема воспитания граждан сегодня особенно актуальна. В среде молодежи широкое распространение получили такие явления, как нигилизм, агрессивность, цинизм и антипатриотические настроения.
Остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота. Это крайне важно сейчас, когда появляются отдельные случаи перерождения патриотизма в национализм.
Развитие патриотизма и гражданственности может блокировать негативные тенденции в сознании и поведении молодежи, в особенности такие, как преступность, экстремизм, ксенофобия, наркомания.
Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться.
Долгое время существовали определенные проблемы, как в понимании гражданско-патриотического образования, так и в его реализации в системе образования.
Вот некоторые из них:
- отсутствовали государственные стандарты и определенная государственная политика в гражданско-патриотическом образовании;
- не было единства в формулировке названия используемых и предлагаемых учебников: «Граждановедение», «Обществоведение», «Обществознание», «Человек и общество», «Основы современной цивилизации», «Всеобщая история», «Всемирная история», «История Отечества», «История России», «Россия и мир», «Россия в мире»;
- до сих пор отмечается разрыв между теорией и практикой – обучение демократии и правам человека при повсеместном нарушении этих принципов в реальной жизни;
- требовала совершенствования практика применения межпредметных связей;
- не в полной мере в воспитательных системах образовательных учреждений использовались современные образовательные технологии.
Сегодня главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство гражданственности и истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать у учащихся социально значимые качества, которые они смогут проявить в созидательном процессе, в тех видах деятельности, которые связаны с защитой и процветанием нашего Отечества.
В настоящее время в нашем обществе происходят глубинные преобразования. Государство и общественные институты выстраивают социальную политику, направленную на расцвет России. Реализуются национальные проекты, разработан и внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых на первом месте стоит воспитание любящего свой край и своё Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции гражданина.
В выступлениях перед представителями молодого поколения, перед ветеранами войн, в своих Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации президент В.В.Путин вопрос патриотического воспитания выделяет в качестве одного из приоритетов государственной политики наравне с вопросами безопасности и экономического развития.
Проблемы формирующегося российского гражданского общества требуют нового подхода к вопросам социализации молодежи, к совершенствованию форм и методов воспитания.
Правительством России утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Среди основных исполнителей этой программы названо Министерство образования и науки Российской Федерации.
И мы, школьные учителя истории и обществознания, считаем, что к главной цели этой Программы по обеспечению необходимых условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, готовности граждан к защите Родины, обеспечении преемственности поколений россиян, укреплении чувства сопричастности граждан к истории и культуре России, имеем непосредственное отношение.
Думается, что патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
А нужно ли воспитывать патриотизм?
Раскрывая цели исторического образования в школе, отдельные авторы, отрицая воспитание патриотизма как одну из его целей, ссылаются на Запад – там де давно отошли от этого.
Но, во-первых, если мы не употребляем в формулировке целей изучения истории слово «патриотизм» - это не значит, что не воспитываем его на практике.
Во-вторых, ценности Запада всегда отличались и отличаются от российских, сколько бы мы ни говорили, что надо жить по общечеловеческим критериям.
В-третьих, в России с древнейших времен патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, сказания, песни. Какой же смысл отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз в самые опасные годины испытаний спасавшего наше Отечество?
Концептуальная линия воспитания японских детей, помещенная в их учебниках, звучит, примерно, так: «Японцам не нужно становиться великим народом, они и так им являются». Подобные записи можно встретить в США, Китае и других странах.
Российские учебники рубежа XX-XXI вв. изобиловали искажением прошлого, принижали роль россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечеркивали некоторые достижения народа в различных сферах жизнедеятельности. Достижения обновляющейся России не так уж велики,
чтобы могли вызывать у учащихся высокий дух патриотизма. Но прошлое, несмотря на известные издержки, не может не вызывать гордости за жизнь своих далеких и близких предков.
В этой связи необходимо перестать быть «детьми без родителей», ярко показывать все достижения Руси, России, СССР, Российской Федерации, независимо от того, каким было государство: княжеским, царским, буржуазным или советским. И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения действительно заслуживают огромное уважение.
Длительное время в официальной педагогике основу воспитания патриотизма составляла идея подчеркивания положительных сторон действительности и замалчивания отрицательных, особенно при преподавании истории. При этом упускалось из виду, что тенденциозное преувеличение достижений родной страны в ущерб достижений других
стран - плохая услуга Отечеству. Программа патриотического воспитания, направленная на то, чтобы скрыть отрицательные стороны собственной жизни и внушить школьникам любовь к Родине одними дифирамбами «своему родному», по логике вещей не имеет ничего общего с патриотизмом. Передовые педагоги отмечали, что учебная книга должна быть «свободной от всякой тенденциозности...». Школа обязательно должна быть вне политики.
В истории России в конце XVIII века имело место «критическое» направление образования (Л. Мусин-Пушкин), когда на первый план выставлялись отрицательные герои родной истории и литературы. На недопустимость негативного содержания образования, которое не годится для детей, обращал внимание К. Д. Ушинский. Такое пагубное «образование» деморализовало школьников, отнимало у них веру в лучшее будущее. Нужна была золотая середина
Материалы реформы средней школы 1915 г указывали на недопустимость фальши, тенденциозности в преподавании истории, нравоучений на патриотические темы.
В 1930-е годы содержание патриотизма наполнилось преданностью вождю, пассивной исполнительностью. Акцент переносился на изучение роли народных масс в истории, классовой борьбы, революционных движений и социалистических идей.
Большой опыт в патриотическом воспитании молодежи через изучение истории Отечества был накоплен в первые годы Великой Отечественной войны, поскольку сама жизнь ставила перед школой задачу повышения идейно-политической насыщенности всего учебного процесса и, в частности, уроков истории. Необходимо было подготовить школьников к любым испытаниям во имя защиты Родины. В условиях начавшейся войны первоочередным действием Наркомпроса было внесение изменений в содержание курсов истории. В программах перераспределялось учебное время, отводимое на изучение отдельных разделов и тем, исключался менее значимый в сложившихся условиях материал.
Стремление дать выпускникам средней школы полноценный объем знаний о прошлых периодах отечественной истории, в которых наиболее ярко и впечатляюще проявились мужество, патриотизм, самопожертвование русского народа, священная ненависть к иноземным захватчикам, было оправданно тем, что многие школьники прямо со школьной скамьи отправлялись на фронт, вступали в партизанские отряды.
Чтобы удовлетворять возросший интерес школьников к истории и успешно решать проблему патриотического воспитания, необходимы были новые учебники, но их катастрофически не хватало.
В сложившейся ситуации неоценимую помощь советской школе оказали ученые историки института истории АН СССР и Московского государственного университета - С. В. Бахрушин, К. В. Базилевич, II. М. Дружинин, Б. Д. Греков, М. В. Нечкина, Е, В. Тарле, М. Н. Тихомиров и др. Уже в июне 1941 года они опубликовали брошюры, статьи в журналах и газетах о борьбе с интервентами на разных этапах истории России, о выдающихся отечественных полководцах и флотоводцах. Работа по корректировке программ привела к изменениям и в методике преподавания истории. Значительное место на уроках заняли образный, эмоциональный рассказ учителя, эвристическая беседа, охватывающая всех учеников. Важную роль стало играть привлечение фактов периодической печати, широкое использование произведений историко-художественной литературы и советской публицистики военной поры, иллюстраций, плакатов, исторических документов и др. Много внимания уделялось военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объектом особого интереса учащихся было знакомство с полководческим искусством А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова и др.
Классные занятия по истории дополнились разнообразными формами внеклассной работы. Получили распространение исторические кружки, сферой деятельности которых было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественных войн. Проводились ученические конференции, исторические вечера с сообщениями и докладами школьников, велась переписка с фронтовиками, проводились экскурсии к памятным местам боевой и трудовой славы.

Подобная работа по патриотическому воспитанию велась в Советском Союзе, и после войны.
В годы «перестройки», как известно, изменилось многое. Высказывались суждения, что служение только России для российских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками, был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле.
Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам), человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней. В настоящее время ни одна страна мира не позволяет своему гражданину служить всему миру, а не собственному государству.
В последнем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации президент В.В.Путин процитировал выдающегося историка Николая Михайловича Карамзина, который писал: «Кто сам себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, что любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всём лучше. Но русский должен знать цену свою».
И на наш взгляд, патриотическое чувство российского гражданина выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников.
Считаем, что высокая воспитательная цель исторического преподавания не должна и не может достигаться иначе как путем правдивого ознакомления детей с событиями и образами прошлого. Отрешенные от исторической действительности назидательные речи учителя с нравоучениями на патриотические темы вносят в учебное дело нежелательную и вредную фальшь, извращают доброе воспитательное средство и ведут к прямому педагогическому злу. Не вызывает сомнения, что любовь к Родине можно воспитывать только научно-правдивым изложением исторического курса. В ином случае школьники теряют к нему доверие.
Несомненно, патриотическое воспитание осуществляется путем показа героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан.
Думается, что раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и полководец Петр Багратион, летчик Николай Гастелло и воины-афганцы, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны. Не хотели, тем не менее, на смерть шли.
Многим известно, что писал В. А. Сухомлинский по этому поводу сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя».
Патриотическое воспитание может осуществляться на воспитании непримиримости к недоброжелателям и врагам Отечества. В этом направлении воспитания требуют исправления ошибки, допущенные соответствующими органами власти и некоторыми средствами массовой информации, активно внушавшему российскому народу мысль об отсутствии у России врагов и недоброжелателей.
Какие силы относятся к враждебным для России? Таковыми могут считаться те, кто экономически, экологически, идеологически и т. п. пытается подорвать устои России, нанести ей ущерб, сделать зависимой от себя. Нельзя снимать со счетов международный терроризм, который в активнейшей форме проявил себя и в России, и во всем мире.
На современном этапе важно раскрывать ученикам причины участия российских Вооруженных сил в военной операции в Сирии, потому что от боевиков, которые сконцентрировались там, тоже исходит опасность для России. Нужно сформировать у учащихся глубокое понимание тотальной угрозы терроризма и убежденность в том, что национальные интересы и российские ценности нужно защищать.
На наш взгляд, на уроках важно проводить исторические параллели. Например, напоминать, к чему привело нежелание объединиться в борьбе против нацизма в XX веке. И убеждать своих воспитанников в том, что Россия обязана стать лидером в объединении сил для создания мирового антитеррористического фронта.
Безусловно, учителю нужно знать концепцию государственной безопасности, внешнеполитическую и военную доктрины, реалии международной и внутренней жизни, заострять нужные проблемы до уровня их осознанного восприятия учащимися, на конкретных примерах показывать им, «кто есть кто», «с кем дружить, а с кем служить»
Уже указывалось, что патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.  
   На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя как часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
  Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
  На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву. Правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
  На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
    Гражданское и патриотическое воспитание тесно связано с другими аспектами воспитательного процесса, в первую очередь, с правовым.  Процесс правового воспитания может быть представлен как процесс правовой социализации, обеспечивающий присвоение индивидом социального опыта, в результате которого личность приобретает социальные ценности, осваивает способы социально-адаптированного поведения.
   Педагогическая деятельность по организации социальной практики и опыта  с учетом национальных и культурных особенностей должна позволять ребенку познавать и развивать свою индивидуальность, формировать ответственное отношение к себе и своим поступкам, приобретать и осмыслять личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми. Все это должно складываться в единую воспитательную систему.
На наш взгляд, воспитательная система, имеющая гражданскую и патриотическую направленность - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Все это работает на воспитание гражданина и прослеживается через  идеи  и принципы гражданско-патриотического  воспитания.
Очевидны возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины».
Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны в связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов войны, свидетелей исторических событий. Велико эмоциональное воздействие таких встреч на ребят. Слушая рассказы
очевидцев событий Отечественной войны - людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются связующей нитью между
прошлыми поколениями и нынешним, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исторический процесс, и нашим временем, дети как бы прикасаются к истории, становятся ее частью. Они понимают ценность общения с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше. Знания и опыт, получаемые ребятами в процессе таких встреч от этих поистине исторических личностей, им необходимо будет передать будущим поколениям, чтобы не повторились больше те несчастья, то горе и та боль, которые пришлось пережить народу нашей страны и нашего города в те страшные годы.
В прошедший 2015 год – в юбилейный год славной Победы над фашистской Германией проводилась немалая и внеклассная работа по патриотическому воспитанию: это и мероприятия недели истории, работа по подготовке и участию школьников в шествии Бессмертного полка 9 мая и др.
Краеведение - это «краелюбие». Поэтому в систему уроков истории России включаются занятия по изучению истории родного края, а в 10 классе проводится курс краеведения.
Считаем целесообразным организацию исследований и выполнение проектных работ. Например, по следующим темам: «Моя родословная», «Есть ли в моём роду целинники», «Как жили мои родные и земляки в годы Великой Отечественной войны, брежневского застоя, перестройки», «Гражданская и Отечественная война в судьбах моих дедов», «Я живу на улице, которая носит имя Героя Советского Союза» и др.
Только системная работа по гражданско-патриотическому воспитанию может иметь положительный результат.

Урок – организационная форма обучения, реализующая, в числе других, воспитательную функцию. Огромен потенциал материала уроков большинства тем курсов истории для эффективного решения задач гражданско- патриотического воспитания: «Батыево нашествие», «Борьба русских земель с западными завоевателями», «Смутное время», «Реформы Петра I.», « Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков)», «Отечественная война 1941-1945г г», уроки российской культуры и многих-многих других.

Учитель истории призван не только передавать знания, но и формировать уважительное отношение к людям, окружающему миру, чувства законности и справедливости. Такое воспитание требует методов, воздействующих на эмоциональную сферу личности.
Практика преподавания и изучения содержания истории показывает, что ее усвоение школьниками наиболее эффективно там, где широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Активные методы обучения, в отличие от традиционных, предполагают непосредственное участие обучаемых в формировании необходимых знаний, умений и навыков. Монолог учителя при этом сменяется диалогом. Основной формой работы становится групповая. Главными в коммуникации становятся взаимные связи между учащимися, их взаимодействие и сотрудничество.
Назовем некоторые методы работы, которые можно использовать на занятиях:
деловая (ролевая) игра;
«мозговой штурм»;
дискуссия;
дебаты;
проекты;
анализ исторических и обществоведческих документов;
интервьюирование и др.

Очень продуктивным считаем метод «погружения в историю», который предполагает непосредственное соприкосновение учащихся с традициями, обычаями, документами изучаемого периода истории. Использование данного метода заметно активизирует познавательный интерес учащихся и повышает воспитательный эффект. Благодаря погружению создается целостная картина какого-либо этапа, эпохи, события. Учащиеся получают большое эмоциональное удовлетворение от урока, активнее участвуют в различных формах работы, привлекают дополнительный материал и источники.
На наш взгляд, нужно уметь вызвать у школьников резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта. Можно выделить следующие условия для получения такого резонанса:
• эмоциональность самого учителя - переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся;
• использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям, пробуждение деятельности ума школьника;
• формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни.
Патриотическое воспитание историей не должно сводиться к военно-патриотической пропаганде. Его, прежде всего, необходимо направить на формирование у учащихся чувства гордости за достижения отечественной культуры. Военная история должна не только пробуждать
чувство ненависти к странам-противникам и формировать «образ врага», но и внушать уважение к способностям народа проявлять в тяжелую минуту лучшие национальные качества, к тем достижениям экономики и военного искусства, которые обеспечивали военные победы. Она не может исчерпываться перечислением сражений и побед. Необходимо объяснять причины того, что стране приходилось напрягать перед лицом военной опасности все свои силы, и то, какие последствия для социально-политической жизни России и ее культуры имели эти постоянные сверхчеловеческие усилия.

В системе учебных занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родины, народу.
Считаем, что учителю необходимо овладеть современными технологиями для результативной работы. Например, технологией критического мышления, которая направлена на обучение аналитическому подходу к любому материалу. Эффективной также является технология проблемного обучения, без которой уже уроки истории стали невозможными. Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этой ситуации в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников. Принцип проблемности сближает процесс обучения с процессами исследования и творчества. Данная технология как метод чаще других использует дискуссию. А дискуссия для учащихся – это возможность развивать умения слушать, говорить, воспитывать толерантность.
Очень важно с помощью различных методов активизировать у школьников желание самостоятельно формировать свою позицию на события и явления жизни, предлагая им разнообразные виды заданий. В арсенале учителя таких заданий очень много: сравнительные и синхронические таблицы, эссе, синквейны, сочинения, буклеты, плакаты, проекты.
Такого рода задания заставляют ребят обобщать полученные знания, давать аргументированную собственную оценку события, действиям исторической личности, искать материал, листать семейный альбом, изучать экспозиции музеев, беседовать не только с близкими людьми, но и порой совсем незнакомыми людьми о событиях, их жизни.

В процессе внеклассной работы традиционными в школах стали беседы, классные часы, диспуты, на которых воспитанники знакомятся с государственными символами России, их значением в жизни общества. Классные руководители, учителя поддерживают контакты с семьями обучающихся, активизируют желания детей узнать о своей родословной, о профессиях родителей, организуют выставки, оформляют с учениками стенды к памятным датам, дням Военной славы России, проводят «Уроки мужества», «Линейки памяти» и другие мероприятия.
Все эти мероприятия, на наш взгляд, помогут воспитать гражданина и патриота России.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Поэтому патриотическое воспитание рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Инновационные параметры общественного развития ставят перед системой патриотического воспитания задачу корректировки целей, задач, содержания, форм, методов и технологий, адекватно учитывающих современные социальные реалии и геополитические ситуации в мире.
Мы считаем, что необходимо совершенствовать научно-теоретическую и методическую базу гражданско-патриотического воспитания с учетом инновационных технологий и механизмов воспитания:
- продолжать разрабатывать и внедрять комплексы учебных и специальных программ и методик развития инновационных форм и методов патриотической работы с молодёжью;
- исследовать и использовать наиболее эффективные формы и методы всего многообразия педагогических средств и подходов к патриотическому воспитанию;
- изучать и обобщать передовой опыт в области патриотического воспитания с целью его внедрения в практику этой деятельности.
Кто, как не школьный учитель, формирует патриотическое мировоззрение через патриотически-ориентированные исторические знания.
Но в пропаганде гражданственности и патриотизма важно укрепление партнерства образовательных организаций, учреждений культуры, молодёжной политики, общественных объединений.
Считаем, что необходимо противодействовать всем попыткам принижения роли, места, значения, дискредитации и деформации патриотических ценностей; содействовать всемерному развитию и расширению патриотической тематики телевизионных программ, периодической печати, литературы; формировать у молодёжи моральную готовность к защите Отечества, верность конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокую гражданскую ответственность.