Проектная деятельность воспитательной работы как инструмент формирования гражданина новой России













Проектная деятельность воспитательной
работы как инструмент формирования гражданина новой России







Выполнила: Скороделова В. М.
Заместитель директора по воспитательной
работе МБОУ СОШ №58 г Пензы



















Содержание


Введение...3

Метод проектов и его место в современной школе.............................4


Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей.5 учащихся.

Организация проектной деятельности в школе.7


Школьные проекты: Обзор9

Литература15




























1. Введение
Современная модернизация российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В решении этой задачи приоритетном ориентиром для образования личности становится способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей страны.

Ныне уже заметен процесс адаптации системы образования к принципиально новым условиям политической демократии, свободного развития гражданского общества и рыночной экономики. В этих условиях образование берёт на себя решение задач адаптации молодёжи в рыночной среде через формирование ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества, через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики социальных отношений.

Данный круг проблем может успешно решать правильно организованное и дидактически гибкое гражданское образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их органичном единстве, поэтому важным является инновационное направление воспитательной деятельности школы.


Цель: реализация стратегии инновационного развития школы, через повышение гражданской правовой культуры личности, способствующей формированию гражданского самосознания, активной, позиции педагогов и учащихся школы.


Задачи:
повышение проектной культуры педагогов;
создание условий для использования метода проектной деятельности в учебно–воспитательном процессе;
организация социального партнёрства между всеми участниками школьного образовательного пространства: учителями, учениками, родителями, исполнительной и законодательной властью;
повышение социального статуса и самооценки учащихся значимости его деятельности, самостоятельности в принятии решений, выборе ценностно – ориентированных видов деятельности.
анализ работы по использованию инновационных технологий в воспитательной деятельности за последние 3 года.



Каковы же основные черты гражданина нового общества?

Прежде всего, он должен быть действительно свободным, способным реализовать и отстаивать гражданские права, уметь жить в условиях демократического общества.
Это должно быть исключительно активный, инициативный, уверенный в себе, деятельной и предприимчивый человек, который может в системе рыночной экономики найти максимально эффективное приложение своим способностям, знаниями умениям, материально обеспечивая себя и своих близких, приумножая общественное богатство.
Гражданин нового общества немыслим без развитого чувства гражданского долга и ответственности, патриотизма, глубокого уважения к законности и праву.
Этому не так просто научить современного школьника, нужны нетрадиционные подходы и методики, которые изо дня в день будут ориентировать молодежь на овладение общечеловеческими культурными ценностями, помогут ей найти свое место в гражданском обществе.




















II. Метод проектов и его место в современной школе

Соответствующие знания, навыки и ценности должны формироваться уже на уровне первоначальной социализации личности, когда юный гражданин начинает осознавать принадлежность к социальному содружеству – школе, городу, стране.
Три года в МБОУ СОШ № 58 города Пензы реализуется программа развития «Компетентность. Ответственность. Выбор», нацеленная на воспитание личности, умеющей выстраивать свою жизненную модель.
Одна из главных целей данной программы – подготовить учащихся решению тех проблем, с которыми они сталкивались уже сейчас, и тех с которыми встретятся, выйдя из школы.
Однако навыки решения социально значимых проблем трудно выработать на обычных уроках. Эти навыки более эффективно осваиваются в ходе социальной практики, если эта практика не станет позитивной, если молодые граждане останутся равнодушными к проблемам общества или разочаруются в своей способности решать эти проблемы, цели гражданского образования не будут достигнуты.
Вот почему так важно, чтобы приобретение знаний дополнялось формированием навыков решения общественно важных проблем и усвоением демократических ценностей.
Общепризнанно, что активную гражданскую позицию молодого человека легко сформировать в процессе деятельного освоения явлений социально – экономического сектора: когда он участвует в проектах моделирования социальных явлений, практически осваивает новые правовые и документальные пласты, вырабатывает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения.
Для того, чтобы развить у российский детей демократические привычки, помочь им стать подготовленными и активными гражданами демократического общества, следует раздвинуть стены школы для того, чтобы включить окружающий мир во всем его многообразии.
Чтобы воспитать информированных, думающих о сообществе граждан, не достаточно только говорить о демократических идеях. Если мы хотим, чтобы ученики пробрели навыки и ценности, необходимые для эффективного вовлечения в жизнь социума, тогда нужно дать им возможность познакомиться с этими навыками и ценностями на практике. Основой воспитания гражданственности является вовлечение молодёжи в разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед нашим обществом.


III. Метод проектов как средство формирования ключевых
компетентностей учащихся

Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнему Поступок влечёт не только за собой конкретное действие, но и положительный пример.
Широкую известность ныне в стране приобрели такие социальные проекты как «Новая цивилизация», «Гражданский форум», «Я, ты, общество». Их главная задача – передать детям те сведения о жизни человека в современном обществе развить те умения, которые являются условиями и предпосылками успешной самореализации личности после окончания школы, её социализации.
В 2005 -2006 году педагогический совет школы постановил:
Ежегодно проводить научно – практическую конференцию – школьный фестиваль проектов;
Разработать структуру работы над проектом.
Поэтому в течение 2006 года педагогический коллектив изучал опыт проектной деятельности в других регионах, в частности опыт Самарского центра гражданского образования.
Так в городе Сызрани проект «Гражданин» за два года прошёл дистанцию от первых проб в школах города до включения его в структуру образовательно- воспитательной деятельности практически во всех школах. Не секрет, что по уровню компетентности решения проблем наши школьники занимают 25-30 место в мире из 40 стран.
Необходимо подготовить в самом общеобразовательном учреждении современно мыслящих педагогов, способных максимально эффективно обеспечить решение задач, стоящих перед образовательным учреждениям
Готовя себя к проектной деятельности, мы правели анкетирование, как среди педагогов, так и среди учащихся
Анкета: «Что вы знаете о методе проектов?»
Какие современные образовательные технологии вам известны?
Каковы признаки проекта?
Назовите типовые этапы проектирования?
В чём заключается цель проектного обучения?
Каковы задачи учителя (ученика) при использовании метода проекта?
Назовите Типы проектов?
Знаете ли вы особенности выполнения проектов?
Анализируя анкеты, мы выявили, что абсолютное большинство педагогов знают особенности проектов:
Исследовательский;
Информационный;
Прикладной;
Творческий.
Педагоги школы владеют практикой выполнения и оформления проектов, умеют формировать ожидаемые результаты, могут грамотно защитить проект. Наши проекты занимали призовые места на городском и областном уровнях. В тоже время мы увидели, что есть недостатки в умении формировать проблему, задачу исходя из формулировки цели.
Есть проблемы и самоанализам, рефлексией. Администрация школы пригласила ученых с целью проведения семинаров: «Учимся проектировать», а также проведены различные социологические исследования по различным вопросам жизнеустройства школы и микрорайона.
17% опрошенных нами недостатки в микрорайоне школы по благоустройству, 21% взрослых озабоченны нравственным состоянием подростков, 50% опрошенных говорят слабой подготовке мальчиков по трудовому обучению, 37% - о недостатках семейного воспитания, агрессивности детей и т. д.
Особое внимание мы уделили к подбору координатора проекта. Координатор проекта должен обладать определёнными качествами:
Иметь хорошие организаторские способности;
Быть методически грамотным;
Владеть навыками межкультурного общения;
Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения к ученикам;
Обладать базисными навыками работы в сетях;
Уметь работать с большим объёмом информации.
Современные тенденции образования должны строятся сегодня на представлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой жизненный опыт.

IV. Организация проектной деятельности в школе №58

Сформировалась следующая структура работы над проектом для учащихся:



I.



II.


III.




IV.

V.






VI.


VII.


VIII.







Ожидаемые результаты таковы:
Для чего нам нужен метод проектов?:
Научить учащихся размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
Самостоятельному, критическому мышлению;
Принимать самостоятельные аргументированные решения;
Научить работать, а команде, выполняя разные социальные роли.
Практика работы нашей школы предполагает подготовку мыслящих педагогов, способных максимально эффективно обеспечить решение задач, стоящих перед нашим образовательным учреждением. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, нам предоставляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование проектной культуры отдельного учителя и всего коллектива в целом.

В своей работе мы опираемся на основные положения сущности проектов.

Сущность метода проектов



























Совокупность методов, используемых в проектной деятельности






















V. Школьные проекты: Обзор


2008 год - Проект: Школа мудрости (Семьеведение) Пьянова Г. Ф. заслуженный учитель Р.Ф.
Цель:
Подготовить учащихся к вступлению в современную жизнь в качестве мужа, жены, матери и отца, пройдя великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений, которые составляют самое главное нравственное богатство семьи.
Задачи:
Создать современную информационно–насыщенную среду по проблеме: «Семья».
Поиск форм и методов эффективного воспитания, способствующих приобщению учащихся к созидательной деятельности .
Найти различные варианты совместных акций, проектов, мероприятий с реальными и потенциальными партнёрами для повышения инвестиционной привлекательности «Школа мудрости» и решения социального партнёрства;
Создать психологически комфортную обстановку для профессиональной деятельности педагогов и учащихся «Школы мудрости»
Разработана концепция школы мудрости, сформированы задачи, определены принципы, намечены этапы реализации программы.
Как мыслиться воплощение в жизни идеи данного проекта. В I – IV классах интегрировано проводятся уроки: 8 ч в год по таким направлениям:
1 классы – «Моя семья»
2 классы – «Мне интересна моя семья»
3 классы – «Я изучаю свою семью»
4 классы – «Я люблю свою семью»
5 – 8 классы в рамках классных часов будут тоже изучать по 8 часов в год (теория + практика) семейное жизнеустройство, психологический микроклимат семьи, семья как социальный институт.
В 9 классе «Семьеведение» будет проводиться в рамках элективных курсов: семья и культурные традиции общества.
В 10 – 11 классах в рамках «Школы мудрости» проведем занятия по вопросам психологии и педагогики семейных отношений. Кроме этого будут проводиться: Праздники семьи и школы, творческие гостиные, ролевые игры «семья», презентации лучшего семейного опыта.
Что же мы ожидаем от проекта: результатом проекта является создание социального объединения, оформленного в виде интеграции типовых программ и дополнительного образования по «Семьеведению»

2008 год - Китаева В. Б. педагог-психолог в 2007 – 2008 учебном году на городском уровне защитила социальный проект по освоению воспитанниками школы компонентов здорового образа жизни, т. е. ценностных установок, приемов и навыков эффективной жизнедеятельности, способствующих их успешной социальной адаптации в жизни. Сущность проекта предусматривает работу по следующим направлениям:
танце - двигательная терапия
арт - терапия
арома - терапия
восточные оздоровительные практики.
Разработана концепция, определена программа, подобран кадровый состав. Программа одобрена на совместном совещании отцов школы и совете бабушек.
Проект уже с 1 сентября 2008 года осуществляется и ощутимы результаты. Так, программа «Самоопределение и здоровье» нацелена на формирование ценно-нравственной, мировоззренческой основы самоопределения. Программа раскрывает закономерности функционирования человеческого организма, предупреждает от саморазрушающегося поведения. Программа для 7 – 8 классов «Здоровье – это здорово!» помогает укреплять физическое и психическое здоровье, развивает навыки поведения в ситуациях, связанных с риском для здоровья. Практически все программы заработали, в том числе и программа «Семьеведение».
В тоже время, для качественного претворения проекта в жизнь, нет достаточных материальных условий, а именно хорошего оснащенного кабинета психологической разгрузки, где бы наши дети могли снять психологическое и физическое напряжение, связанное с перегрузками.
Цель проекта:
создать на базе кабинета психолога новую среду для улучшения физического и психического здоровья детей.
Задачи проекта:
создание положительного эмоционального фона для преодоления нарушений в эмоционально-волевой сфере;
коррекция нарушений высшей корковой функции;
развитие общей и мелкой моторики и двигательного нарушения;
создание самостоятельной реабилитационной процедуры для детей.
Собственные варианты решения проблемы:
МОУ СОШ № 58 выделяет комнату, делает косметический ремонт потолка, стен, пола
Находит варианты готовых промышленных сенсорных комнат
Подбирает кадровый состав педагогических работников, консультирует и обучает работе в сенсорной комнате
доводит до сведения родителей и организует открытый семинар по вопросам открытия сенсорной комнаты. Все занятия в сенсорной комнате проводятся бесплатно по особому расписанию.
Ожидаемые результаты.
Реализация проекта позволит снизить симптомы общего и специфического утомления: позотонического, зрительного, слухового, двигательного, снять эффекты монотонии и психического пресыщения.
Светотехника сенсорной комнаты гармонизирует состояния, способствует созданию чувства комфорта и уверенности, придает силы, исцеляет. Грамотная работа менеджера по персоналу снимет стрессовое состояние ребенка, повысит его работоспособность на уроках, нормализует общее психоэмоциональное состояние.
Совместная проектная деятельность учащихся, учителей и родителей.
На протяжении 2006 - 2012 годов учащиеся школы, педагогический коллектив и родительская общественность активно включились в работу по социальному проектированию.
Проект «Свой мир мы строим сами», направленный на создание нового детского юношеского объединения «РОСТОК». Проект выполнен ученическим самоуправлением. Президент ученического самоуправления Горбачачёв Роман, ученик 10 класса.
Актуальность данного проекта состоит в том, что современное образование должно стать общественно активным, в котором работа школы становится сознательно ориентированной на сообщество.
Цель проекта:
развить и углубить демократические традиции и активную гражданскую позицию учащихся в свете новой концепции образования и самоуправления.

Задача:
Выявить и сформировать в сообществе, т. е. в школе № 58 новых лидеров, имеющих активную жизненную позицию.
Ожидаемые результаты:
Создание ассоциации выпускников и общественного школьного фонда.
В результате реализации проекта была разработана схема деятельности детского школьного объединения «Росток», которая функционирует, и по сей день.
Проект «Труд, вдохновение, забота», выполнен учащимися старших классов под руководством, ученицы 10 класса Шевченко Марии, классного руководителя Жигулиной Л. А.
Цель проекта: создание условий для формирования у подростков «группы риска» позитивных жизненных навыков, связанных с реализацией производственных и социальных проектов.
Ожидаемый результат:
Трудоустройство подростков «группы риска» в каникулярное время.
В ходе реализации проекта были выполнены следующие мероприятия:
помощь в благоустройстве микрорайона
ремонт детской площадки на территории микрорайона;
помощь в ремонте школьного бассейна
Проекты социальной направленности:
Проект «Академия здоровья». Руководители проекта Скороделова В.М, Кудряшова Е. В и учащиеся и родители врачи.
Цель проекта: Освоение подростками компонентов здорового образа жизни ценностных установок, приемов и навыков эффективной жизнедеятельности.
Задачи:
Обучение учащихся основам сохранения, укрепления здоровья и здорового образа жизни.
Выработка Кодекса здоровья.
Программа «Академии здоровья» состоит из 24 целевых занятий, каждое из которых продолжается в среднем два академических учебных часа 1-2 раза в неделю.
Занятия проводятся в условиях клубного общения подростков.
Для проведения занятий было оборудовано специальное помещение. Некоторые занятия проходили в школьном бассейне и в малом спортивном зале; групповые тренинги (по 7 -8 человек) - в кабинете психолога.
Проект «Информационно – правовое агентство «Медиатор» Руководитель проекта учитель истории Лобыкина Л. И, учащиеся старших классов.
Цель проекта: Повышение правовой культуры и формирование навыков активного участия в общественной жизни школы, района, города.
Задачи:
Проведение диагностики уровня правовой грамотности учащихся;
Роль средств массовой информации в повышении правовой культуры школьников и распространение правовой информации.
Основной формой реализации проекта стало создание информационно – правового агентства «Медиатор», работа которого распределилась по следующим основным блокам деятельности:
1) Правовая защита населения и учащихся школы
2) Правовое просвещение школьников.
Совместный проект отцов и юношей школы «Служу России».
Цель проекта: морально- психологическая и общеобразовательная подготовка к воинской службе.
Задачи проекта:
Формирование у учащихся осознанных
объективных потребностей к обязательному исполнению воинского долга.
Проект занял 2 место в областном конкурсе социально значимых проектов отцов
Проект “Как воспитать трудового человека». Руководитель Скороделова В. М и учащихся 10а класса. Проект занял призовое место в области.
Цель проекта:
Формирование у воспитанников универсального умения ставить и реализовывать задачи для разрешения возникающих проблем по самоопределению в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Учащиеся 10 класса решили заострить внимание на трудовом обучении юношей в школьных мастерских.
В ходе работы учащимися была определена проблема: «Невозможность освоения трудовых навыков мальчиками школы из–за слабой материальной базы кабинета технологии».
Проектная группа 10 класса провела опрос, нацеленный на определение профориентационных установок школьников 59-х классов.
И вот что выявилось. Только 14,2% учащихся 8-9 классов определили, кем хотят стать, какой профессией овладевать. Остальные либо не знают (28,5%), либо не думали об этом (57,3%), 21% опрошенных хотели бы получить на уроках технологии ту или иную рабочую профессию, 64% не думали о том, что на уроках технологии, можно осваивать какую – то профессию. Значит, в школе эта потребность остаётся нереализованной, при открытии вариативных классов с углублённым изучением различных предметов мы совершенно не учитываем потребности тех учеников, кто успешен в работе руками и нуждается в признании не меньше, чем постоянные победители олимпиад, которых в школе, как правило, единицы.
Трудовая деятельность учеников школы сегодня это не только требования школьной программы, но и способ адаптации к рыночным отношениям.
Финансовые отношения по схеме «труд товар вознаграждение за труд» готовят ребят быть конкурентоспособными на рынке труда. Под руководством учителя технологии или педагогов дополнительного образования (в качестве педагогов могут выступать родители) ребята могут ремонтировать школьную мебель, инвентарь, изготавливать различные пособия и художественные изделия, может быть даже принимать заказы от других общеобразовательных учреждений: школ, детских садов.
Социальный проект « Экологический островок большого города» Авторы проекта:
Скороделова В. М и учащихся 10а класса и Совет отцов школы. Проект занял 1 место в городе



Проблема проекта

Отсутствие в большом микрорайоне ул. Суворова, Ворошилова и Коммунистической Ленинского района города Пензы красивого экологически чистого места для отдыха взрослых и детей – жителей микрорайона.
Цель проекта: создание на территории школы принципиально нового красивого места отдыха – «Экологического островка», открытого и доступного всем жителям микрорайона.
Задачи проекта:
объединить усилия детей, родителей и педагогов по созданию принципиально нового продукта – экологического островка района;
провести социологические исследования, доказывающие актуальность проблемы;
изучить нормативно – правовую базу по данному вопросу;
привлечь к реализации проекта в качестве деловых партнеров учащихся школ, жителей микрорайона, представителей органов власти, бизнес – структур и специализированных служб.









Предлагаемые варианты решения проблемы:
1. Привлечь к решению данной проблемы родителей учащихся нашей школы, имеющих профессию токаря, слесаря, фрезеровщика, столяра и работающих на различных промышленных предприятиях города. Мы рассчитываем на то, что они помогут нам отремонтировать некоторые станки.
2. Провести акцию среди учеников школы по сбору слесарного и столярного инструмента для уроков технологии.
3. Согласно закону «Об образовании в Пензенской области» обратиться с просьбой о помощи в разрешении нашей проблемы к учредителю – управлению образования г. Пензы.
4. Обратиться в законодательные органы (депутатам городской думы) и исполнительные органы власти о рассмотрении такого вопроса как выделение средств городского бюджета на оснащение школьных кабинетов и принятие программы «Школьные кабинеты технологии».
5. Подключение к нашей работе ресурсов коммерческих структур.

Таким образом, метод проектов выступает как инструмент формирования ключевых компетентностей учащихся. Ведь в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационным пространстве; развитие критического и творческого мышления.

















Литература
Гребенюк О. С. Основы педагогики индивидуальности (Текст): учебное пособие/О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калинград: Калининградский университет, 2000
Кильпатрик В. Основы метода (Текст)/В. Кильпатрик. – М.Л, 1928
Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов (Текст)/ Е. Коллингс . – М. 1926
Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения (Текст) / автор-составитель Т. В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007
Пахомова Н. Ю. Методология учебного проекта (Текст)/Н. Ю. Пахомова// учитель. – 2000 - №1,4
Палат Е. С. Метод проектов (Электронный ресурс) // Сайт Российской академии образования
Развитие исследовательской деятельности учащихся (Текст): методический сборник. – М., 2001
Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Текст). – М.: МинОбр, 2001
Чечель И. Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов (Текст) / И. Д. Чечель//Директор школы. – 1998
Ясвин В. А. Образовательная среда. От модернизации к проектированию (Тест)/В. А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001













13PAGE 14115


13PAGE 14215



Подготовка учащихся к работе над проектом

Изучение законодательной и нормативно-правовой базы

Выбор проблемы

Социологические опросы разных групп населения

Анализ материалов СМИ

Сбор и анализ информации (исследование проблемы)

Встречи, интервью с компетентными специалистами, экспертами

Разработка собственного варианта решения проблемы

Реализация плана действий

Обращение к заинтересованным лицам, организациям, социальная переписка

Собственное участие

Составление портфолио

Презентация

Рефлексия

Проблемная ситуация

Проблема

Поиск способов решения (выдвижение гипотез)

Оформление результатов

Исследовательская, поисковая проектная деятельность

Прогнозирование новых проблем

Защита проекта

Проектная деятельность

Поисковые

Научный метод

Исследовательские

Ролевые игры

Мозговые атаки

Дискуссии, эвристические беседы

Рефлексивные



Рисунок 2D:\Скороделова В. М\Скороделова\ВС №58\дипломы 2\картинка7.jpg15