Презентация к выступлению учителя


Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»Г. А. Цукерман, доктор псих. наук Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты. Историческая справка о появлении системно-деятельностного подхода в образовании Традиционное обучение:обучение → естественное развитие = зона актуального развития Новая инновационная модель обученияразвитие → обучение = зона ближайшего развития Новая методическая система РО Традиционное обучение ИнновационноеРазвивающее обучение 1) базируется на принципе доступности; 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 2) учащийся действует как субъект собственной УД; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает обыденное мышление, эмпириический способ познания 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. Формы деятельности: Виды деятельности: Структура ООП1. Пояснительная записка.2. Планируемые результаты.3.Учебный план.4. Программа универсальных учебных действий.5. Рабочие программы по учебным предметам.6. Программа духовно-нравственного развития.7. Программа ЗОЖ.8. Коррекционная работа.9.Система оценки достижения результатов освоения программы. Формирование универсальных учебных действий (УУД) Универсальные учебные действия: Личностные действия:личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;смыслообразование, ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.  Регулятивные действия :целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция;оценка; саморегуляция. Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. Коммуникативные действия :социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Основные этапы реализации методологии и технологии формирования универсальных учебных действий в начальной школе:Выделение цели формирования универсальных учебных действий, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся.·  Определение ориентировочной основы каждого из универсальных учебных действий, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся при его реализации. Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия (сорегуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции). Нахождение конкретных форм универсального учебного действия применительно к каждому учебному предмету, описание свойств действия. Определение связей универсальных учебных действий с содержанием предметных дисциплин. Создание системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я. Гальперин), решение которых обеспечивает формирование заданных свойств универсальных учебных действий. Создание учебников нового типа, реализующих технологию формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине, а также разработка соответствующих учебно-методических пособий для учителей. Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности:1 этап первые две недели 1 класса Введение в школьную жизнь 2 этап 1 полугодие 1 класса Освоение способов контроля 3 этап 2 полугодие 1 класса – 1 полугодие 4 класса Использование средств контроля и оценки в разворачивании учебной деятельности 4 этап 2 полугодие 4 класса – 5 класс Совершенствование действий контроля и оценки  Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?Дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания.Учитель привлекает детей к открытию новых знаний.Учитель обучает детей приёмам работы в группах.Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей.Учитель создаёт проблемную ситуацию. Учитель включает детей в открытие новых знаний. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка.Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения.Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества.Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг. Личностныевнутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;установка на здоровый образ жизни;основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Регулятивныепринимать и сохранять учебную задачу;учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи). Познавательныеиспользовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.  Коммуникативныеадекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы;использовать речь для регуляции своего действия. ВЫВОДОвладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Адольф Дистервег Спасибо за внимание