Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию — формирование элементарных математических представлений для детей от 4 до 5 лет Чем похожи, чем различаются?


Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет.
«Чем похожи, чем различаются?».
Задачи:  
- закреплять знания о цифрах от 1 до 10, умение считать в пределах 10;
- развивать внимание и память, развивать логическое мышление.
- закреплять знания о геометрических фигурах;
- развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- создавать из блоков «Дьенеша» различные «модели домов» по предложенным схемам.
- совершенствовать диалогическую форму речи.
Материалы: презентация, логические блоки Дьенеша, обручи – 3 штуки, схемы построек,  снежинки разного размера и цвета, Танграм, силуэтное изображение зайцев, которые созданы с помощью игры-головоломки Танграм. 
Ход занятия.
Дети стоят полукругом возле воспитателя.
Встало солнце погулять, вместе с нами поиграть (шагают)
Встало солнышко с утра, поиграть и нам пора.
Дружно вместе потянитесь, поскорее все проснитесь (тянут ручки)
Ручки хлопают, ножки топают
Глазки смотрят, а ушки слушают.
Если в зимнем лесу очутился
Ты студёной декабрьской порою,
Оглянись, посмотри, ведь открылся целый мир пред тобою.
(звучит музыка)
Воспитатель: Посмотрите ребята, где мы с вами очутились?
Дети: В зимнем лесу.
Воспитатель: на лесной полянке, на заснеженном пригорке, живет в лесу заяц-хваста.
Вот он (слайд зимний лес и заяц)
Ничего, говорит, не боюсь. Ни волка, ни лисы, ни медведя.
- Ой, что то холодное упало мне на нос.
Испугался зайка, спрятался за снежный сугроб (слайд).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что так испугало нашего зайчика?
Что упало ему на нос, холодное, мокрое?
Дети: Снежинка.
(Воспитатель подводит к мольберту, где расположены снежинки разного размера и цвета).
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые снежинки. Предлагаю их посчитать (порядковый счёт).
- Сколько их? Чем отличаются снежинки друг от друга? (Размером и цветом)
- Сколько голубых снежинок? (4снежинки)
- Сколько белых? ( Мы видим 6 белых снежинок).
- Каких снежинок больше? Белых или голубых? (Белых больше чем голубых).
- Сейчас мы это проверим.
2. ( Вызванный ребёнок на верхней полосе выкладывает белые снежинки, второй ребёнок ниже под каждой белой выкладывает голубые).
- Что мы с вами видим? (Белых снежинок больше чем голубых, а голубых меньше чем белых).
- А сколько снежинок всего? (10).
Правильно ребята, какие же вы молодцы!
- Поднялся сильный ветер, закружились наши волшебные снежинки в красивом танце.
3. Физкультминутка: Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – бале ринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок.
Получается снежок.
4. - Как же холодно в нашем лесу, так и хочется спрятаться, укрыться от зимней стужи.
- Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не замёрзнуть? (Спрятаться в доме, надеть тёплую одежду, не стоять на месте….)
- Предлагаю, вместе с вами построить домики? ( Ответы детей) .(Выполнение детьми заданий по схемам Дьенеша).
На ковре лежат 3 обруча: зелёный, синий, красный. Внутри каждого обруча стоят схемы домиков, которые надо построить. Дети выбирают в соответствии со схемой геометрические фигуры и строят из них домики.
- Какие же вы дружные ребята, домики получились очень хорошие.
- Кто же в них будет прятаться от мороза?
- Кто зимой холодной в лесу без домика остался? (Ответы детей – заяц, лиса, волк ).
5. Работа с танграмом.
Давайте вместе с вами соберём по схеме и зайчика из геометрических фигур.
Дети выбирают понравившуюся схему и выкладывают на столе фигуры зайцев (зайка сидит или он чего-то боится и т.д.). Беседа о выполненной работе.
6.Подведение итогов.
- Ребята, вы молодцы! Справились с такими трудными заданиями.
- Вам понравилось наше путешествие в зимнем лесу? (Ответы детей).
- Что вам больше понравилось?
Дети закрывают глаза, а воспитатель произносит слова: - «В зимнем танце закружись и в детский сад опять вернись».