Доклад по теме: Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на ДМИ


КМҚК «Алтын бесік» балабақшасы
1183005107315
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
Выступление подготовила: Балесова К.А.
2017 ж.
Возникновение опыта тесно связано с изучением проблемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Мои наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке.
Игра на детских музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуется восприятие и эстетические чувства ребенка. Они способствуеют становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается чувство ритма, память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на детских музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. В детской психологии и методике развитие речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, (слитной) речи, ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Мелодические музыкальные инструменты формируют все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.
Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.
Обучая игре на музыкальных инструментах, надо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.
Так как я являюсь одним из участников оркестра народных инструментов «Тобыл сазы» Костанайского района, решила уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах».
Задачи работы:
• Расширять знания детей о музыкальных инструментах;
• Развивать эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;
• Развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать;
• Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, разными видами оркестров;
• Тренировать различные виды внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать;
• Формировать навыки и умения игры на детских музыкальных инструментах.
Использую деятельностный и компетентностный подход в построении образовательного процесса. Применяю активные методы и приемы для развития чувства ритма у детей, в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах:
Практические: игровой метод, упражнения, метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;
Словесные: метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать ребенку почувствовать ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру; рассказ педагога, беседы, слушание классической музыки в исполнении различных оркестров (эстрадно-духовой, симфонический, оркестр русских народных инструментов).Наглядные: рассматривание картин, презентаций, знакомство с музыкальными инструментами.
Слуховой: слушали и определяли звучание музыкальных инструментов.
Применяю разнообразные формы работы: музыкальные занятия; познавательные беседы; дидактические игры; развлечения. В ходе работы были использованы технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми: информационно-коммуникативные технологии, технологии традиционного обучения: здоровьесберегающие, игровые.
На первом этапе работы я создала условия, благоприятные для развития музыкально- ритмических способностей у детей в музыкальном зале.
Работа проводилась в следующих направлениях с детьми, родителями, социумом:
- составление перспективного планирования на год;
- индивидуальная работа с детьми;
-консультации для родителей: «Обучение на детских музыкальных инструментах», «Игра на детских музыкальных инструментах».
Работа на развитие чувства ритма, музицирование включает в себя игру на инструментах, составление и проигрывание ритмических формул, проговаривании потешек, стихотворных текстов и содержит следующие задачи:
-ритмично играть на палочках;
-различать длительности в ритмических карточках;
-осмыслить понятие «пауза»;
-выслушивать предложенный ритм до конца и повторить его;
-ритмично играть на музыкальных инструментах по подгруппам и цепочкой;
-выкладывать ритмические формулы на фланелеграфе, играть на инструментах.
Я стремлюсь развивать у детей желание играть на музыкальных инструментах вначале индивидуально, а затем подгруппой. Освоение нового инструмента начинаю с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках, которые дети подбирали по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения. Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.
Игру на детских музыкальных инструментах включаю в тематические занятия и праздники. Дети с удовольствием исполняли музыкальные произведения на утренниках, чувствуя себя настоящими оркестрантами.
Но на это я не остановилась и решила в индивидуальной работе познакомить детей с народными инструментами, которыми я владею. Знакомство с домброй не стало для детей открытием, но вот прима-домра вызвала большой интерес.
Использование на занятиях и в индивидуальной работе не только детских, но и взрослых (настоящих) музыкальных инструментов, способствуют развитию интереса детей к исполнению музыкального произведения. Помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка.
В дальнейшем, развивая данную тему, планирую в детском саду создать оркестр народных и детских инструментов. Оркестр будет собран из детей с музыкальным слухом среднего и старшего возраста и меня. Каждый ребёнок будет закреплён за инструментом, на котором у него лучше всего получается играть.
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах повышается качество знаний. Ребёнок становится не просто пассивным собирателем информации, а непосредственным участником «событий».