Мастер класс:Музыкально речевые игры по методике К.Орфа Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста



Музыкально речевые игры по методике К.ОрфаМастер класс с педагогами ДОУ № 59
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.Задачи: • Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства. • Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. Используемый материал: палочки, детские музыкальные шумовые инструменты. Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ поиспользованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. Структура мастер-класса: 1. Теоретическая часть: «Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма. 3. Рефлексия – итог мастер-класса
1. Теоретическая часть В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих
нарушения речи.Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более
легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Что же такое ритм?Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами .
Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка.
На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной!
Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. 
2. Практическая часть 
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)- Здравствуйте малышки — всем привет! -Ну как настроение, улучшилось? Вот что может сделать слово!
А давайте поделимся нашим хорошим настроением еще с кем-нибудь!
Согласны? (ответ).
Тогда отправляемся в лес, подарим зверюшкам наше хорошее настроение! Вставайте паровозиком и крепко-крепко держитесь друг за друга, чтоб никто не потерялся. (Дети идут за педагогом и садятся в кружок)-Встретилась нам речка на пути, а в речке рыбки плавают, давайте немного порыбачим!Упражнение с ритмо-палочками «Рыбка»(выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)Рыбка, рыбка,  - 2 раза стучим перед собой палочкамиВот  -передаем соседу справа Червяк -  берем другую палочку, переданную соседом слева. Откуси, хоть  -2 раза стучим перед собой палочками Чуточку - передаем соседу справа;
затем берем другую палочку, переданную соседом слева
Не проси  - 2 раза стучим перед собой палочкамиМеня рыбак  - передаем соседу справаберем другую палочку, переданную соседом слеваПопадусь  - 2 раза стучим перед собой палочкамиНа удочку  -передаем соседу справаберем другую палочку, переданную соседом слеваПовторить все движения в левую сторону.
Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть. 
-Не хочет рыбка ловиться, отправляемся дальше
Игра с палочками «НОЖКИ»Ножки, ножки, вы шагали?Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полуНожки, ножки, вы бежали?Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бегаНожки, ножки, вы стучали?Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об полНожки, ножки, вы плясали?Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о другаНожки, ножки, отдыхали?Отдыхали, отдыхал! - движения палочек в ритме перед собой, без звука.И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу-Вышли мы с вами на лесную полянку, а там зверюшки разные и кто к нам вышел первым? Посмотрите, да это же зайчишки!Пальчиковая гимнастика «Зайчик».Скачет зайка косой, -указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить. Под высокой сосной - ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены. Под другою сосной -ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.Скачет зайчик другой - указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить
- Напугали зайчишку охотники, и побежал он скорей прятаться в домик к оленю, ведь у него же дом большой!
Игра «У оленя дом большой»
Французская народная мелодия, пение с движениями по текстуУ оленя дом большой - педагог показывает рога, (не обхватить дом)Он глядит в свое окно. -как будто в окошко смотритЗаяц по лесу бежал, - прыгают как зайчикВ дверь к нему стучал.  -как будто открывают дверь- стучитТук - тук –тук, - дверь, открой. -открываетТам в лесу охотник злой. - как будто из ружья стреляетЗаяц, заяц, забегай, лапу подавай. - протягивает руку, как будто здоровается).-Можно делать упражнения на месте в круге, а можно двигаться по кругу-Не смогли охотники никого догнать, так и ушли ни с чем! 
Музыкально-дидактическая игра с использованием детских музыкальных шумовых инструментов«Лягушкины ритмы» -А на полянке появилась лягушка и попросила зверюшек сыграть вместе с ней на музыкальных инструментах.Обрадовались звери, вышли снова все на полянку, прихватили с собой музыкальные инструменты: зайчишка взял ложки, лисичка взяла треугольник, даже мишка вылез из берлоги с бубном. 
- На пузырики смотри – ритмы точно повтори.- Ну вот, дождик пошел!
Пора нам отправляться обратно в наш детский сад, садитесь скорей в автомобили, чтоб не промокнуть, поедем назад.
Упражнение «Автомобиль» Муз. М. РаухвергераДвигаться топающим шагом, в руках держать воображаемый руль. Рефлексия -Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашего путешествия.
А теперь попробуйте с нами
Цель: развитие быстрой и точной реакции, внимания, координации действий со всеми играющими.
«Таря-Маря»:
- Таря -Маря в лес ходила.
- В лес ходила?
- В лес ходила!
- Таря-Маря шишки ела.
- Шишки ела?
- Вам велела!
- А мы шишек не хотим!
Таре-Маре отдадим!
«Кто взял ключи от буфета?»:
- Кто взял ключи от буфета, в котором на полке лежали конфеты?
- Оля взяла!
- Кто?
- Я?
- Да, ты.
- Я не брала!
- А кто? (называется имя следующего участника)… -
Нет здесь ключей от буфета.
А мыши доели конфеты.
Зум-зум- зум-зум – стих спор и шум. Бум!
http://kladraz.ru/blogs/olga-andrevna-ilicheva/razvitie-chuvstva-ritma.
Коммуникативная игра “Приветствие”
по методике К.Орфа

1. Дети двигаются произвольно и поют песенку на слова:
-Ходим. Гуляем. Гостей встречаем.
-Привет вам! Привет вам!
Встречают друг друга и здороваются.
2. Дети двигаются парами, встречаются и здороваются парами.
3. Дети двигаются четвёрками, выстраиваются в “каре” и здороваются.
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
2. Координационная игра “ Картина Вселенной”(Модель Н.Антонян)
Солнце поднимается – руки над головой
Солнце опускается – руки опустить вниз. 
Месяц поднимается – скрещенные руки вверх.
 Месяц опускается – скрещенные руки вниз.
 Звёздочки сияют – ладони к себе и от себя. 
Звёздочки мерцают – “волна” руками сверху вниз. 
Падают, падают, падают… – кисти рук над головой, к плечам, к талии.
3. Игра голосом “Звуки Вселенной”
(Модель Т.Боровик)
Выстраиваем звуковую линию. Рисуем голосом. Звуковой кластер. Движение планет.
Восход и заход солнца. Вселенная и звёзды, “Парад планет” – унисон.
4. Речевое музицирование “Что бывает выше неба?”
(Стихи С.Когана) Упражнение для развития чувства ритма и слуха
1-й вариант:
Сопровождать речь прохлопыванием ритма.
Что бывает выше неба?
Я не знаю, я там не был.
Ну и я там тоже не был.
Но зато отлично знаю
Выше звезд и выше неба наши спутники летают. Вот!
2-й вариант:
Дети музицируют на инструментах.
5. Импровизация “Спутник нам сигнал дает”
У все детей инструменты. Ходят и поют мелодию со словами:
“Над морями над горами спутник наш ведет полет, пролетает он над нами – нам сигналы подает”.
Ведущий указывает на ребенка, который подает сигналы из “космоса”.
Вся группа должна поймать сигнал – подстроиться к заданному метру.
6. Театр песни “Улетаем на луну”(Слова П.Кагановой, музыка В.Витлина)
Звучат стихи.
На этом свете все поет: В огромном небе самолет и двери, и ракушка, и ветер, и лягушка. Бывает, что пою и я, и это песенка моя!
Часть детей инсценируют песню, остальные музицируют на инструментах (треугольниках, колокольчиках, стаканчиках).
7. Двигательная импровизация “Лунапузики”
(Аудиозапись “Космической музыки” J.M. JARRE)
Обручи на каждого ребенка разложены на полу – это “Лунные кратеры”.
Дети двигаются по залу и в обручах, выполняя характерные движения инопланетян. На голове большие уши или антенны.
8. Импровизируем и танцуем “Звездная дискотека”
(Аудиозапись “Звездная дискотека” из серии “Ритмика для детей” (каникулы))
Звучат стихи.
Ночь пролетала над миром, сны на людей навивая.
С темно - лазуревой ризы сыпались звезды сверкая.
Дети с яркими фонариками выходят в зал и импровизируют движения в темноте.
9. Возвращаемся на Землю
Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем с собой все доброе, радостное и чистое, что встретилось нам во время “космического” путешествия.
Как хорошо и красиво на нашей Земле! Светит солнце, поют птицы, радуются дети. Удивительная Земля! А на ней и ты и я!
В заключении можно исполнить веселый танец или поиграть в оркестре.
В конце занятия детей обязательно ждет сюрприз.
ЛИТЕРАТУРА
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981;
Голубева Н.В. Серебряный колокольчик. Издание 2-е, дополненное.-Тюмень:
«Вектор Бук», 2008.-74 с.
Дмитриева Л.Т., Черноиваненко Н. М. "Методика музыкального воспитания"
М. "Академия" 2000 г.
Зимина А.Н. "Народные песни с пением" М. "ГНОМ и Д" 2000 г.
Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки - М., 1980;
Сергеева Г.П. "Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе" М. "Академия" 2000 г.
Тютюнникова Т.Э. "Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа" М." Астрель"
2000 г.
Неопубликованные материалы отечественных и международных семинаров Российского педагогического общества Карла Орфа (Боровик Т., Жилин В.,Лобанова Н., Потехина Т., Сафарова И., Жилинская,С.,Видмер М. и др.).
Речевые игры по системе К. Орфа с использованием музыкальных инструментов

Матрёшки и Петрушка.
Вот пришли весёлые матрёшки. Тук! Тук!
Принесли нам расписные ложки. Тук! Тук!
Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – треньОн принёс ребятам погремушки, Трень – трень.
Погремушки зазвенели – Трень – трень – трень! Трень – трень – трень!
Звонко песенку запели – Трень – ди, трень –ди, трень - ди - трень!
Тук-тук, туки-тук, Трень-трень-трень –ди-трень!
Будет весело играть. Наш оркестр целый день!
Шур-шур песенка.
В тиши шуршунчики шуршат:
Шур-шур, шур-шур, шур-шур.
Они похожи на мышат.
Шур-шур, шур-шур, шур-шур.
Дети играют на « шуршунчиках »: на самодельных шурмовых инструментах.
А где то спит мурлыка - кот.
Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Во сне он песенку поёт:
- Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Дети играют тремоло на металлофоне или перебирают струны цитры (арфы).
Кухонный оркестр.
Наш повар Василий на кухню пришёл.
Он главный , он сильный, он – как дирежёр!
Огромным половником только взмахнёт-
Оркестр посудный тот час запоёт:
Кастрюли огромные – бом –бом!
Бидоны бездонные – дон-дон!
Чашки для чая тинь – тинь!
Сковородка большая – динь-динь!
Вилки и ложки – там-там!
Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.
Оркестр играет у нас интересный,
А борщ получается - просто чудесный!
Теремок.
Тук-тук молоток – мишка строит теремок.
Позовёт в него гостей , чтобы было веселей!
Мышка-норушечка , в гости бежит,
Тихо шуршунчиком мышка шуршит.
Зайка весёлый потом прискакал,
Лапками звонко в барабан застучал.
Вот и лиса к теремочку идёт,
Лисичка – сестричка трещотки несёт.
Серый волчок в бубенцы загремел,
А петушок громко песню запел.
Мишка мохнатый рад новосёлам:
Живёт в теремочке оркестр весёлый!
Осенняя сказка.
Тихо бродит по дорожкеТихо бьют ладошками по барабану.
Осень в золотой одёжке.
Где листочком зашуршит,Маракасы.
Где дождинкой зазвенит.Колокольчик.
Раздаётся громкий стук: Ложки.
Это дятел – стук да стук!
Дятел делает дупло - Ксилофоны.
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, «Шуршалки»
По деревьям по шумел,
Громче зазывает, Тремоло бубнов.
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! Колокольчики, металлофон.
Капель бойкий перезвон.
Всё звенит , стучит, поёт – Все инструменты.
Осень яркая идёт!
Снежный оркестр.
Летят, летят снежиночки: Играют на треугольнике, металлофоне.
Динь-динь,дон-дон, дан-дан.
Снежиночки – пушиночки: Играют на ксилофоне.
Динь-динь,дон-дон, дан-дан.
Их ветерок покружит, Звучат «шуршунчики».
С метелью их подружит.
Поют, поют снежиночки: Играют на колокольчиках и металлофоне.
Динь-динь,дон-дон, дан-дан.
Им подпевают льдиночки:
Динь-динь,дон-дон, дан-дан. Играют на треугольнике, колокольчиках.
Тут Дедушка Мороз Шлепками по коленям. Динь-динь,дон-дон, дан-дан.
Их вдаль с собой унёс.
Авторские игры по системе К.Орфа:
1."С добрым утром!" О.Бурнашевской,В. ЛюбодаровойС добрым утром,глазки, поглаживают веки
Вы проснулись? смотрят в бинокль
С добрым утром,ушки, гладят уши
Вы проснулись? слушают
С добрым утром,ручки, гладят руки
Вы проснулись? хлопают
С добрым утром,ножки, гладят ноги
Вы проснулись? топают
С добрым утром,солнце, поочерёдно поднимают руки вверх
Все проснулись! руками наверху машут
Варианты:
1.Педагог поёт песню, дети повторяют по фразам с движениями.
2.Песня исполняется различными по тембру голосами: низкими,
пугающими,высокими,тихими,звонкими,с различной динамикой.
2."Игрушки" О.Бурнашевской,В.ДанькоЕсть игрушки – хохотушки, -импровизация ритмического рисунка на ложках
Есть игрушки – тарахтушки, - трещёткиХохотушки всё хохочут, - ложки
Тарахтушки тарахтят. –трещёткиВместе весело им очень, -ксилофоны
Расставаться не хотят.
Тарахтушки – хохотушки заразили всех! - ложки,коробочки,трещётки,ксилофоныОтовсюду,отовсюду смех !
Ха – ха . ……………..
Варианты: "Деревянный оркестр"
2 предыдущих варианта
3.Импровизация ритмического рисунка на разных деревянных инструментах.
3."Привет!" О.Бурнашевской,И Лопухиной
Мы встали в круг - парами по кругу 3 притопа
С тобою друг! -3 хлопка друг другу
Давай играть и танцевать! "ча – ча-ча" - 3 хлопка по коленям,
Ты повернись и улыбнись -3 шагами отворачиваются,3 раза грозят
А я в ответ скажу:»Привет!» -3 шагами поворачиваются и машут наверху
Проигрыш- дети парами выполняют различные движения – (пружинки,качалочки,боковой галоп,кружение,"лодочкой") Берут различные музыкальные инструменты ( возле которых остановились) и исполняют ритмический рисунок в оркестре