Элективный курс Это непростое простое предложение 9 класс

Согласовано__________ Утверждаю___________
Зам.директора по УВР директор школы
(Т.В.Клешня) (Сапсай А.А.)




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧИСТООЗЕРНАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»




ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА



«Это непростое простое предложение»
9 класс


Составитель: учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Матвеева Валентина Павловна















2016



Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Это непростое простое предложение» рассчитана на 34 часа. За основу взят элективный курс Н.М.Божко «Русский синтаксис» (Волгоград. Издательство «Учитель», 2007г.) и адаптирован мною к работе в конкретном классе с учётом его особенностей. Основное внимание уделяется простому предложению, программное изучение которого закончилось в 8 классе.
Главная цель данного курса – повторить и обобщить пройденный программный материал для успешной сдачи ГИА по русскому языку. Кроме того, электив призван способствовать росту речевой культуры девятиклассников в целом.
Программа включает в себя:
- теоретический материал;
- вопросы и задания практического характера;
- вопросы и задания занимательного характера.

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
- обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
- развитие интонационно выразительной речи;
- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
- проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
- развитие логического и абстрактного мышления.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
- находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они означают тождества);
- владеть навыками стилистической правки текста;
- самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;
- использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.




Вся практическая часть элективного курса направлена на то, чтобы:
при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);
при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты; конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;
при изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;
при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;
при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом в предложении, то вводным;
при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;













Учебно-тематический план.

Раздел 1. О словах и их сочетаниях (4ч).

№ п/п
Название тем курса
Всего
часов
Формы и методы обучения
Форма контроля

1
Введение. Всемогущий синтаксис.
2
Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарем.
Устный опрос.
Взаимопроверка.

2
Слова. Сочетания слов. Словосочетания.
2
Сообщения учащихся. Создание проектов по темам.
Индивидуальная работа. Составление рассказа.


Раздел 2. Основные виды подчинения (6ч).

3
Согласование.
2
Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа.
Словарная работа. Конструирование предложений.

4
Управление.
2
Беседа с привлечением сообщений учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа.
Нахождение алгоритма «расшифровки записи»

5
Примыкание.
2
Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи.
Формулирование принципа группировки словосочетаний.


Раздел 3. Простое предложение (18ч).
6
Типы предложений. Общие сведения.
2
Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа.
Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами.

7
Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим.
2
Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме.
Рассказ о спорте. Изложение.

8
Тире между главными членами предложения
2
Практическая работа.
Тестирование

9
Нераспространенные и распространенные предложения.
2
Лекция. Беседа, Сообщения учащихся. Работа с картинками. Конструирование самого короткого и самого длинного предложения. Работа с текстами худ. литературы.
Игра
«Будь внимателен!»

10
Второстепенные члены предложения.
2
Семинар. Работа в группах по заданной программе.
Письменный ответ на вопрос.

11
Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений.
2
Практикум. Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала.
Дополни ответ товарищаИгра «Свое предложение». Рассказ «Кто лучше?»

12
Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.
2
Сообщения учащихся. Наблюдение текста худ. литературы с последующими выводами.
Устный опрос. Работа с текстом.

13
Однородные члены предложения и их добрососедские отношения.
2
Практикум. Беседа. Наблюдение поэтического текста. Работа в группах.
Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса».

14-15
Обособление второстепенных членов предложения
4
Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюдение поэтического текста. Работа со словарем.
Составление памятки «Частные условия обособления». Конструирование предложений.

16
Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения).
2
Беседа. Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать».
Взаимопроверка и взаимоконтроль.

17
Обобщение
2

Тестирование



15