Урок в 5 классе Простое осложненное предложение


Урок по русскому языку в 5 – б классе по теме: «Простое осложненное предложение».
УМК по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы (под ред. Львовой С.И.)
08.12.2015 года
Цель деятельности учителя:
1. Систематизировать знания о простом осложнённом предложении;
2.Закреплять умение различать простое, осложнённое предложения от сложного; умение находить их в тексте простое осложненное предложение, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения; 3. Закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения; повторить орфографию;
4. Содействовать развитию эстетического вкуса учащихся через дидактический материал; содействовать развитию речи
5. Формировать умения учиться; консультировать, корректировать деятельность детей; инициировать способы включения в работу каждого ученика.
6. Создавать условия для приобретения детьми жизненного опыта, самостоятельной выработки жизненных целей.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные понятия по данной теме; знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, обращениях, вводных словах и сравнительных оборотах; уметь составлять предложения с обращениями, вводными словами, однородными членами, сравнительными оборотами.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы обучения: создание проблемных ситуаций, работа в парах;
Формы обучения: игра, парная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, экран, мультимединый проектор
Наглядно-демонстративный материал: презентация к уроку.
Основные понятия: однородные члены, вводные слова, обращения, сравнительный оборот
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность
учеников
Орг.моментПриветствие: Здравствуйте, дорогие ребята. Представьте, что вы попали на сказочный урок, который преподаёт Мальвина Буратино. Я надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески и не подведёте меня. А для того, чтобы настроиться на плодотворную работу я прошу вас улыбнуться друг другу.
Запишите число, классная работа. А для темы оставьте пока пустую строчку. Настраиваются на работу. Записывают число, классная работа.
Актуализация знаний. Целеполагание. -Вспомните, что больше нравилось Буратино – учиться или играть? И мы  сейчас с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а также поможет определить тему нашего урока. Я буду задавать такие  вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет»
Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)
Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
Верите ли вы, что в  простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)
Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)
Верите ли вы, что обращение - это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)
Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)
-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
Скажите, на какие вопросы вам было трудно ответить? (про запятую в предложениях с ОЧП) Отвечают на вопросы, вспоминают основные теоретические понятия, которые уже изучили. Сталкиваются с проблемой, когда нужно ставить запятую при ОЧП, когда не нужно.
Изучение нового материала
Пауза для отдыха - А сейчас давайте запишем несколько предложений, только не так, как это делал Буратино, окуная нос в чернильницу, а аккуратно, чтобы ваша тетрадь была чистой и опрятной. Диктует предложения:
На столе разбросаны красные, синие, зеленые карандаши.
Дорогая внучка, почему ты мне стала редко звонить?
К несчастью, с утра погода испортилась.
Черные, как смола, тени легли на землю.
Как вы думаете, почему в этих предложениях необходимо поставить запятую? (они осложнены) Чем они осложнены?
Чтение параграфа 29 учебника (стр.156), просмотр слайда № 2
Предлагаю немного отдохнуть, расслабиться, закрыть глаза и послушать приятную музыку. На экране фотография моря. Слайд № 3
Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет, снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка, шум моря, г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение. Записывают предложения под диктовку, анализируют постановку знаков препинания в предложениях.
Записывают тему урока.
Анализ примеров из параграфа, анализ слайда.
Отдыхают.
Закрепление нового материала - Предлагаю вам выполнить задания для самопроверки, для этого вы должны будете списать предложения, расставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Объясните, почему вы поставили в предложениях знаки препинания?
А теперь давайте сверимся с контрольным слайдом № 5, поможем друг другу в выполнении этой работы. Выполняют письменную работу с предложениями на слайде № 4.
Комментируют постановку букв и знаков препинания.
Выполняют взаимопроверку (обмен тетрадями).
Контроль Мальвина записала на доске 2 предложения, прочитайте их и скажите, чем они отличаются.
2 человека у доски выполните разбор слова "паутина" (фонетический, морфемный).
Еще один человек выполняет синтаксический разбор первого предложения. Анализируют предложения, объясняют свою точку зрения.
Выполняют морфемный, фонетический, синтаксический разбор.
Рефлексия
Оценивание
Рассказ об употреблении слов – обращений.
Ребята, наш урок подошел к концу. Скажите, каково ваше настроение? Если оно отличное или хорошее, хлопните в ладоши два раза, если настроение не очень хорошее, хлопните один раз.
Вы очень активно и старательно работали на уроке, молодцы! Оценки за работу я ставлю…, т.к. … Рассматривают презентацию, слушают выступление учителя.
Проводится рефлексия.
Выслушивают итоги урока и оценки.
Домашнее задание Поясняется суть домашней работы. Делается акцент на ее дифференциации. (Оба задания выполнены верно – на 5, выполнено только одно из заданий – 4 или 3). Записывают д.з. в дневник.