Воспитательная модель класса «Воспитание в творческом диалоге»




ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КЛАССА
«ВОСПИТАНИЕ В ТВОРЧЕСКОМ ДИАЛОГЕ»
Описание опыта работы
(в начальной школе)





Байло Ирина Николаевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №8
г. Лабытнанги ЯНАО










“Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего”. Л. Новикова

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события, чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.
Они малы пока, самые младшие в школе. Но внимания к себе требуют большого. Привитое, усвоенное в первые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Учитель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее.

Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов.
Опираясь на свой опыт, имея свое представление о воспитании, я определила приоритетными для построения учебно-воспитательного процесса класса следующие принципы:
Принцип субъект-субъектного взаимодействия.
Принцип диалога как основы отношений.
Принцип креативного начала в воспитании.
Принцип импровизации. Увеличение числа контакта способствует развитию воспитанников.
Воспитатель всегда знает меньше, чем его воспитанники вместе взятые, поэтому обмен
мнениями полезнее рассказа воспитателя.
Каждый воспитанник имеет право на высказывание любого мнения, но в приемлемой форме.
Мнение воспитателя лишь одно из множества возможных мнений.

Учащиеся моего 4-а класса отличаются сплочённостью, активностью, любознательностью, большим интересом к творчеству и своей индивидуальностью.
«Во все времена главным методом воспитания было слово, особенно слово назидания. Это, как правило, был монолог мудрого человека, знавшего ответы на все вопросы. Сегодня монологи, даже самые удачные, не производят большого впечатления на детей. Зато безотказно действует диалог, в процессе которого идет совместный поиск истины. В таком диалоге педагогу нет надобности, играть роль всезнайки, он рассчитывает на совокупный ум класса. Детям это не только импонирует, но и активно развивает их мыслительные способности, умение высказывать свои мысли и защищать свои убеждения» Караковский В.
В классе формируется воспитательная система «Воспитание в творческом диалоге»-автор Барышников Е.Н.- академик АППО г. Санк-Петербург.
Её цель организовать равноправное взаимодействие с воспитанниками, обеспечивая их активное участие в определении способа решения проблемы и его конструирования и обсуждения.
На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся и родителей:
Желание детей строить взаимоотношения в классе по законам добра и красоты, чувствовать себя в школе комфортно;
Стремление развивать любознательность и интеллектуальные способности, расширять свой кругозор;
Желание родителей видеть своих детей добрыми, духовно богатыми, интеллектуально развитыми и физически здоровыми.

На 2010-2011уч. год поставлены следующие задачи:
Содействовать созданию классного сообщества, способствующего творческому взаимодействию индивидуальностей, где высказывание способствует развитию каждого и мира в целом.
Создать условия для самовыражения и самореализации учащихся, поддерживать творческое устремление детей.
Создание условий для развития интеллектуальных качеств, позволяющих самостоятельно решать возникающие жизненные ситуации.

Моё педагогическое кредо:
в работе с учащимися оказываю содействие и поддержку творческому взаимодействию индивидуальностей, усилиям и инициативе учащихся класса в диалоге.
основным средством раскрытия творческой индивидуальности является обмен взглядами на окружающий мир, диалоговая деятельность учащихся по раскрытию своего потенциала, самоопределения и самореализации.

Данный метод систематизирует использование следующих педагогических приемов: дискуссия, проектирование, групповая работа, аргументация точек зрения, принятие общего решения, выявление возможных ошибок, коррекция разработанного способа.

Метод диалогового общения.
Суть заключается в диалоговом взаимодействии воспитателя и воспитанника в процессе обмена взглядами на окружающий мир и жизнь человека. Данный метод систематизирует использование следующих педагогических приемов: восстребованность собственной точки зрения, высказывание «по кругу», работа в парах постоянного и сменного состава, знакомство с мнение каждого, работа с цитатами, самостоятельное сочинительство.

Основные приёмы:
творческие задания
работа в парах
оказание взаимопомощи
взаимообучение
демонстрация результатов
взаимооценка себя

В рамках данной модели воспитание рассматривается как ценностно- смысловой диалог воспитателя и воспитанника, порождающий новые смыслы в каждом из участников диалога.
Идеальная цель: полифония творческого взаимодействия индивидуальностей, где каждое высказывание способствует развитию каждого и мира в целом.
Основное содержание: личный опыт, жизненные впечатления, собственное мнение, индивидуальные достижения.
Вероятно, в настоящее время это одна из востребованных моделей воспитания. Если не в реальной педагогической практике, то в рамках педагогической науки. Особенно если, посчитать, как часто используется в педагогике понятие «диалог». Из множества определений выделю одно, которое созвучно нашему пониманию: «диалог есть ситуация встречи личности с Другим (культурой, природой, человеком, собой), в результате которой устанавливаются созидающие связи, происходит взаимообогащение и позитивное личностное развитие». Прежде всего, диалог не есть приобщение к миру, не есть слияние в определенную общность. Диалог это взаимообогащение при сохранении самости каждого. Поэтому с точки зрения, сотрудничество и диалог это абсолютно разные способы взаимодействия. Отсюда и разные модели воспитания. Также следует различать диалог и ценностно-смысловое согласование как разные способы взаимодействия. В результате ценностно-смыслового согласования возникает единая для его участников культура, а в результате диалога у каждого остается своя культура, хотя и позитивно преобразованная и обогащенная в процессе диалога. Отличается диалог и от совместного решения проблемы, т.к. в диалоге нет единой цели, а есть многообразие мнений. Попытаюсь показать различие способов равноправного взаимодействия воспитателя и воспитанника в каждой из рассмотренных моделей воспитания. Возьмем ситуацию, связанную с отношением воспитанника к курению. В рамках педагогики сотрудничества воспитатель и воспитанники вместе определят причины курения, его вред, а затем докажут (митинг «Долой курение» для всей школы) себе и всем, как важен здоровый образ жизни. В рамках культуросообразного воспитания ценностно-смысловое согласование воспитателя и воспитанников приведет к выработке общей позиции: «настоящий гимназист не курит», могут даже организовать общую клятву: «не курить до конца школы». При этом другим, указывать уже не будут, они ведь с нами не договаривались. В рамках модели проблемно-развивающего воспитания, ситуация будет переведена на уровень проблемы конкретного человека и здесь возникнет множество проблем: «Хочу бросить курить, но не могу», «Что делать, если курят твои друзья», «Как быть курильщикам в школе» и т.п. Вот из множества возможных проблем выбирается одна и в результате ее совместного решения появляется: стенгазета «9 способов бросить курить», памятка «Советы курящему другу», проект «Нет курению в школе». В рамках модели «воспитание в диалоге» возможна встреча с теми, кто бросил курить, обмен мнений по теме, но выводы каждый будет делать сам. В противном случае, это уже не диалог.
Воспитывать означает целенаправленно со-действовать (оказывать со-действие самостоятельным усилиям воспитанника).
В этом случае, воспитание рассматривается как со-действие (поддержка, защита, создание условий, стимулирование, помощь) воспитателя самосовершенствованию (самоопределению, саморазвитию, самореализации) воспитанника.
В этом случае, ведущим в воспитательном процессе является воспитанник, определяющий смыслы и цели своей жизни, а воспитатель лишь помогает, в случае необходимости, реализации планов и замыслов. Основная проблема заключается в несовершенстве мира, который, влияя на воспитанника, разрушает его первозданное совершенство. Воспитатель становится защитником воспитанника от несовершенно-грешного мира и стимулирует саморазвитие, самоопределение, самосовершенствование воспитанника. Рассмотрение ребенка как субъекта, творца собственной жизни ставит вопрос о специфике влияния на него. В этом случае, речь идет о создании условий для становления человека, раскрытие его внутреннего потенциала, возникновение и развитие неповторимой, уникальной антропологической системы. Идеал человека формируется внутри человека в процессе его ценностно – смыслового самоопределения. Воспитание является лишь катализатором для ценностно – смыслового самоопределения человека. Такое воспитание часто обозначалось и обозначается как свободное воспитание (Ж-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н.Вентцель).
Логику осуществления педагогического со - действия.
Этап 1. Создание условий для постановки воспитанником цели собственной активности. Воспитатель с помощью различных вопросов и созданных ситуаций помогает воспитаннику самостоятельно определить свое желание и на его основе цель своей деятельности на определенное время. Следует учесть, что воспитатель не навязывает, манипулируя воспитанником свою цель, а ориентируется на собственную цель ребенка, какой бы странной, на первый взгляд, она не казалась.
Этап 2. Планирование воспитанниками своих действий. Воспитатель предлагает выстроить каждому воспитаннику свой план действий по реализации заявленным целей. Изложение плана может происходить как на общем сборе, так и в индивидуальном общении с воспитателем. Воспитатель задает вопросы, с целью конкретизации и уточнения плана действий.
Этап 3. Самостоятельная работа воспитанников. Воспитатель настраивает воспитанников на успех в самостоятельной деятельности и предоставляет им такую возможность. При этом могут быть обговорены правила самостоятельной работы, при соблюдении которых воспитанники не мешали бы друг другу.
Этап 4. Работа с воспитанниками, обратившимися за помощью. Воспитатель оказывает помощь всем воспитанникам, обратившимся за помощью. При этом воспитатель не навязывает свою помощь тем, кто, по его мнению, действует не правильно. Без особой необходимости педагог не вмешивается в самостоятельную работу ребенка.
Этап 5. Самооценка и демонстрация полученных результатов. Воспитатель предлагает каждому воспитаннику рассказать и показать результаты самостоятельной деятельности, при этом не возбраняется оценить собственные усилия. Педагог высказывает свое мнение лишь по поводу выполненности поставленных целей.
Этап 6. Индивидуальная работа с воспитанниками. Диагностика полученных результатов (изменения на стороне воспитанников) и их анализ.

Важное место в воспитательной системе класса отводится общению. Для овладения учащимися культурой общения в классе проводятся праздники: «День рождения – праздник детства», «Новогодний калейдоскоп», «Вот и стали мы на год взрослей». Организуем вечера отдыха, встречи с интересными людьми «У нас в гостях», беседы «Познай себя», экскурсии, тематические классные часы, занятия по культуре поведения.
В каждом проводимом деле обеспечивается возможность для проявления учащимися своих личных способностей и творчества. Поэтому не случайны победы ребят во многих конкурсах:
- участие активистов класса во Всероссийском конкурсе «Лики Севера»,
(изготовление поделок, стихотворчество) Максимов Максим, Захаров Артём
- участие в конкурсе на приз Городской Думы «Выборы глазами детей» (Созонова
Виолетта - приз)
- участие во Всероссийском конкурсе «Я- исследователь» (Зедашидзе Мари
-3 место, в городе Москве - номинант
- конкурс военной песни -1 место
- конкурс «Космос» Созонова Виолетта
- конкурс «Мой папа самый лучший» грамота
- конкурс «Спасатель от слова спасать» - грамота
- конкурс новогодних газет и рисунков – грамота
- акция «Дневник – лицо ученика» - приз
- участие в делах детской организации
- победа в игре «Зарница»- сладкий приз
Чтобы учебно-воспитательный процесс перешел на качественно новый уровень, я в своей повседневной работе придерживаюсь следующих принципов:
Целостность воспитательного и развивающего воздействия на ребенка предполагает системность, т.е. целенаправленное взаимосвязанное взаимодействие в следующих направлениях:
физическое развитие детского организма, сохранение и укрепление здоровья ребенка;
развитие основных психических функций и процессов, развитие интеллектуальных сил и способностей;
развитие умений, воспитание культуру поведения и общения, культуры досуга.
воспитание нравственно-волевых качеств личности и формирование нравственного поведения.
В классе развито самоуправление, учащиеся объединены в сектора по интересам. Название нашего коллектива в детской организации «Звёздная страна» - «СТРЕЛЕЦ». По первым буквам созвездия были учащимися класса придуманы названия секторов.
С - созидатели
Т - творцы
Р - романтики
Е - Емели умельцы
Л - любители спорта Е - Емели хозяйственники
Ц -цветоводы
Законы Стрельцов
В стране умений, знаний, увлечений
живут веселые и дружные ловкие и умелые ребята;
жители созвездия любят учиться, трудиться, отдыхать;
ребята «Звёздной страны» читают и рисуют, играют и поют, весело живут;
Стрельцы не обижают малышей, помогают во всем старшим;
Стрельцы бережно относятся к природе и животным.
В актив класса входят астролог (Зедашидзе Мари), и два звездочета (Косенкова Ирина), (Бабичев Александр)
По методике «Социометрия» были выявлены лидеры в классе Зедашидзе Мари и Сомарин Григорий. Отверженных в классе нет.
Результаты анкетирования «Солнце, тучка, дождик», показали, что в классе комфортно себя чувствуют 95% обучающихся. И только один ребёнок нарисовал тучку в предложении «В классе мне ».
70% учащихся закончили предложение «Дома мне », нарисовав солнышко. Эти дети не испытывают отрицательные эмоции в своей семье. Но 3 ученика (15%), нарисовали тучку, когда заканчивали это предложение. Проценко М, Колбин А. и Самарин Г. испытывают дома дискомфорт.
Заканчивая предложение, «С друзьями мне», всего 2 ученика (10%) испытывают трудности и нарисовали тучку. Остальные 90% детей в общении с друзьями раскованы.
Основу деятельности в классе составляет годовой круг традиционных дел: осенний поход, новогодний праздник, творческая мастерская Деда Мороза, лыжные прогулки, праздник мам и бабушек, день именинников, экскурсии, проведение классных часов и родительских собраний.
Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей сыграла работа творческих мастерских, цель которой заключалась не в том, чтобы дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь им раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению их к творчеству. Так ребята самостоятельно придумывали, как украсить класс к Новому году, на чаепитиях самостоятельно проводят конкурсы и игры, выпускали газету, выполняют задания Маленького принца.
Родители – наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В классе проводятся «Дни открытых дверей» для родителей, они помогают проводить экскурсии, готовится к конкурсам и праздникам, помогают с ремонтом в классе. Также родители влияют и на формирование микроклимата в классе. Самыми активными являются Зедашидзе Нази Александровна, Макарова Оксана Владимировна, Ворошилова Любовь Дмитриевна, и бабушка Захарова Артёма –Наталья Николаевна
Очень важным является создание традиций класса. Такой традицией является тематические экскурсии в лес по окончании и началу учебного года, «Праздник День рождения» А в этом году мы организовали «Клуб выходного дня» и поочереди с группой учащихся навещаем своих товарищей в воскресный день.
Характер взаимоотношений в классе доброжелательный, развито чувство коллективизма. Отношения строятся на взаимной ответственности.

Класс участвует во всех школьных мероприятиях и достигает неплохих результатов. Члены классного коллектива посещают спортивные секции Косенкова Ирина (лыжные гонки), Бабичев Александр (секция бокс), Ворошилов Андрей и Самарин Григорий (велоспорт). Музыкальную школу посещают: Маликова Варвара, Кравец Анна, Зедашидзе Мари, Надирадзе Софико, художественную – Ташимов Сунгат, Косенкова Ирина, Онищенко Екатерина.

На это учебный год запланированы следующие экскурсии:

- В Дом творчества

- В городскую библиотеку,

- Осенняя и весенняя экскурсии в лес

- Экскурсия в Комятскую деревню

- Экскурсия в Школу Искусств

- Посещение выставок краеведческого музея г. Лабытнанги

В этом учебном году продолжу свою воспитательную работу так, чтобы основные черты классного коллектива: инициативность, активность творческие начинания развивались и дальше, а класс обрёл своё лицо.

Ле Корбюзье писал, что “архитектура – это не профессия, это определенное состояние духа”. Труд педагога, воспитателя, во многом перекликается с деятельностью зодчего.
Известно, что цель воспитания – сформировать всесторонне развитую, гармоничную и цельную личность, способную сделать все возможное для благосостояния и развития своей Родины.
На Руси издавна особо почитались две профессии – учителя и мастера-зодчего. Их объединяло стремление к слиянию, синтезу различных видов знаний и искусств. Не случайно о воспитателях в старину говорили, что они созидают храм человеческой души.
Любое здание должно стоять на прочном фундаменте. Такой основой для личности всегда были, есть и будут опыт предшествующих поколений, достижения мировой цивилизации, отечественное культурное наследие.
Первый кирпичик в фундамент воспитания мы заложили, знакомясь традициями русского народа. Прикасаясь к подлинному памятнику культуры, ребенок может реально ощутить все, что сделано предшествующими поколениями, проникнуться чувством гордости за страну, в которой родился и живет. Изучение традиций своего народа воспитывают чувство благодарности, чувство, которого так недостает в современном жестоком мире.
Воспитание историей позволяет человеку, живя настоящим, оглядываться на прошлое, с надеждой смотреть в будущее.
Второй камень фундамента – я уверена – это путешествия по родной стране. Соприкасаясь с удивительной природой России, ребенок становится скромнее, чище и спокойнее.
Примеры милосердия и сострадания дает нам великая русская литература. Знакомство с творчеством известных писателей, посещение мест, связанных с их именами – третий, не менее важный камень в основании фундамента.
Прочный фундамент – это залог успешности воспитательного процесса, то, что дает уверенность в будущем формирующейся личности.
Убедившись, что возведение основания закончено, можно приступать к сооружению стен – самому трудоемкому и сложному в деле воспитания. Стены защищают внутренний мир человека и одновременно дают возможность взаимодействовать с окружающим миром.
Камень за камнем, осторожно размешивая связующий раствор, добавляя в него терпение, тактичность и внимание, воспитатель созидает стены. Но иногда стены могут рушиться. Это происходит порой из-за одного неосторожного слова или взгляда. О хрупкости стен внутреннего мира ребенка помнить нужно всегда.
Мне кажется, что успешность созидания зависит от соблюдения некоторых правил:
учить детей личным примером;
создавать для ребенка постоянную атмосферу успеха;
жить интересами ребенка.
Но, главное, нужно помнить, что процессом строительства руководит сама жизнь, ставя перед воспитателем и учениками такие ситуации, решая которые, можно стать настоящим человеком.
Стены в здании личности – это, в первую очередь, знания, которые современный ученик школы должен осваивать интегрировано. От прочности и толщины стен зависит будущее человека, его профессиональная компетентность. Освоение знаний – процесс практически непрерывный. От воспитателя во многом зависит, как ученик овладевает информацией и насколько профессионально может поделиться своими исследованиями с другими людьми.
Я считаю большой удачей, что ученики нашего класса откликнулись “Дом – это место наших дум, размышлений и, наконец, это – обиталище красоты, приносящее уму столь необходимое успокоение”, - писал Ле Корбюзье.
Как, с помощью чего может воспитатель помочь созданию внутреннего убранства воздвигаемого здания? Нашу совместную жизнь на протяжении многих лет украшали театральные постановки, в создании которых принимал участие каждый ученик. А как приятно было видеть заинтересованность и помощь родителей! Именно театр позволил нам синтезировать все виды искусства: музыку, живопись, танец В работе над каждой постановкой мы выявляем различные грани таланта, разжигаем яркий огонек детской души.
Через широко распахнутые окна виден свет внутреннего мира человека. Он символизирует готовность откликнуться на любую радость и беду, поддержать в трудную минуту. Можно говорить о том, что класс смог выдержать посланные ему тяжелые испытания. Переживая утраты, дети проявили сочувствие, сострадание, милосердие. Я знаю, что огонек их души никогда не погаснет.
Подходит к концу 4 классНа этом этапе завершается строительство Отпуская воспитанников в среднее звено, я обязана укрепить их нравственные идеалы возведением прочного свода, который не позволит бурям, дождям и ненастьям сломать дом, погасить свечу.
Восточная мудрость гласит: “Храбреца испытывает война, мудреца – гнев, строителя – время”. Время покажет, какими станут мои воспитанники.
Я же надеюсь, что все они станут достойными гражданами великой России, принесут пользу Родному ЯМАЛу создадут крепкие семьи и вырастят прекрасных детей. И мне хочется сказать: “Может быть пройдет не один год, когда ребята в полной мере смогут осознать, что оставили за порогами родной школы. Первый взлет! Первое падение! Первую любовь! А может быть самые счастливые минуты детства, которые не вернуть никогда! А я? Что смогу увидеть, оглядываясь назад, на то время, когда училась вместе с ними? Увижу радость детских глаз в познании нового, может быть увижу свои промахи, свои ошибки, а самое главное, я увижу, что эти годы не прошли бесследно ни для ребят, ни для меня. Потому что я вместе с ними постигала одну из самых сложных наук человечества – науку любви, терпения и прощения.”






























В своей работе использую литературу:

Справочник классного руководителя Н.И. Дереклеева, «Вако», Москва 2005г.
Работа классного руководителя Е.А. Слепенкова, «Аркти», Москва 2006г.
Классному руководителю о воспитательной системе, коллектив авторов, «Педагогический поиск»,2001г.
Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе Н.А.Касаткина, «Учитель», Волгоград, 2003г.
Родительские собрания Е.П. Сгибнева, «Айрис пресс», Москва, 2006г.
Настольная книга учителя начальных классов, Бескоровайная Л. С. «Феникс», 2002г.
Журналы «Классный руководитель»
С.В.Белова Диалог - Основа профессии педагога. – М., 2002г. – С. 25