Рынок и механизм его функционирования


Рынок и механизм егофункционирования Рынок – любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом Товар - деньги - товар (Т-Д-Т) Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо потребность, предназначенный для купли-продажи Деньги – всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при обмене друг на друга Функции денег Мера стоимости (цена – стоимость вещи, выраженная в деньгах); Средство обращения (расчеты при сделках); Средства сбережения; Средства платежа (продажа товаров в кредит, финансовые обязательства); Мировые деньги Функции рынка Регулирующая (спрос и предложение)Стимулирующая (достижения НТП)Посредническая (продавец – покупатель)Санитарная (освобождает от слабых хозяйств) Информационная Конъюнктура рынка - совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услугКонъюнктура определяется расширением и сужением сферы деловой активности и характеризуется экономическими показателями, отражающими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, состоянием товарных запасов и т.д. В инфраструктуру рынка входят: Ярмарки, базары – регулируемый рынок в определенном месте; Аукцион – место для реализации продукции, которых мало, для получения максимальной прибыли; Биржа – места встречи покупателей и продавцов, где заключаются сделки Банки Рекламные агентства Страховые компании, фонды и т.д. Закон спроса – чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при прочих равных условиях Спрос – это количество товара, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести по определенным ценам в данный момент времениЭластичность спроса показывает, какое процентное изменение спроса последует после однопроцентного увеличения цены товараНеэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен Закон предложения – чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести этот товар и предложить его на рынке при прочих равных условиях Предложение – это количество товара, которое продавцы хотят и могут продать по определенным ценам в данный момент времениЭластичность предложения характеризует степень изменения объема предложения в ответ на увеличение ценыНеэластичным предложение будет, если оно не изменится при понижении или повышении цен. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена в точке пересечения кривых спроса и предложения – точка равновесия, а цена – равновесной ценой количество цена Избыток (перепроизводство) – ситуация на рынке, когда величина предложения превышает величину спроса вследствие установления цены выше равновесного уровня Дефицит – это такая ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение данных товаров и услуг в результате введения цены ниже равновесного уровня Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, куп­ли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. Совершенная конкуренция - это конкуренция многочисленных, небольших, экономически равных, самостоятельных производителей однородной продукции. Несовершенная конкуренция имеет место, когда не­сколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Монополия (греч. – один продаю) – рынок единственного продавца; исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу. Виды монополий – 1. Естественная (в собственности не воспроизводимые товары) 2. легальная (образованы на законных основаниях) 3. искусственная ( сосредоточение в чьих-то руках только рынка или производства и рынка сбыта того или иного продукта ради получения выгод от своего положения). Монополистические виды конкуренции монопсония (от греч. - один, - покупать) - рынок единственного покупателя; олигопсония - рынок немногих покупателей; антимонопольное законодательство, которое появилось в мировой практике в конце XIX века.