Конспект урока по экономике на тему: Рынок и особенности его функционирования

Раздел 2. Микроэкономика
Тема 2.1. Рынок.
Урок № 5 Понятие рынок. Особенности его функционирования.


Цель урока: познакомить студентов с понятием рынок, отразить причины его появления и особенности развития.
Задачи:
I. Образовательные:
Сформировать понятия: рынок, система рынков, рынки по объектам купли-продажи: рынки потребительских товаров и услуг, рынок ресурсов, финансовый рынок.
Сформировать представление о положительных и отрицательных сторонах рыночной экономики.
II. Развивающие:
1.Раскрыть понятие о рынке как специфической форме взаимосвязи между обособленными производителями в рамках разделения труда.
2. Способствовать формированию умения анализировать черты рыночной экономики.
3. Развивать творческое мышление студентов путем организации работы по решению нетрадиционных задач и проблем.
4. Сформировать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
III. Воспитательные:
1. Воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма.
2. Способствовать воспитанию деловых, предприимчивых качеств у студентов.
Вид занятия: урок
Тип урока: комбинированный

Методы обучения: стимулированное введение, рассказ, метод опорных сигналов, решение проблемных ситуаций, метод свободной дискуссии, демонстрация, алгоритмический метод, работа в группе, мозговой штурм.

Оборудование урока: раздаточный материал упражнения № 1 «Знаешь ли ты свой рынок?», раздаточный материал упражнения № 2 «Пользование рынками», схема 1 «Основные виды рынков», раздаточный материал упражнения № 3 «Рыночная организация экономики», схема «Основные виды рынков».

Требуемое время – 2 часа.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (3-5 минут)
1. Взаимное приветствие.
2. Проверка отсутствующих.
3. Проверка готовности аудитории к уроку.
I. Изучение нового материала: (65-70 минут) (метод стимулированного введения, решение проблемной ситуации).
Австралийская писательница К. Причард в рассказе «Счастливый фермер» поведала о судьбе молодой семьи. Том и Молли завели ферму, и первые два года все было хорошо. Богатые урожаи и высокие цены на пшеницу, казалось, обеспечили будущее. Вдруг, на рынке началось твориться что-то невероятное. Цены на пшеницу так упали, что, продавая урожай, нельзя было покрыть расходы на покупку семян. А в итоге – трагический финал. Сердце Молли разрывалось на части
От всей их большой любви, мужества, неиссякаемой энергии, с которой они создавали ферму, не осталось ничего, кроме страданий надломленного человека, беззащитного перед силой, безжалостно отнимающей у него все, ради чего стоило жить.
Преподаватель: Установите, что же это за неведомая сила, которая столь непредвиденно вершит судьбы частных товаропроизводителей?

Знакомство с рынком мы начнем с его простейшего определения:
Рынок - совокупность сделок купли-продажи товара.
В такие сделки мы с вами вступаем каждый день.
Преподаватель предлагает студентам назвать такие сделки: покупка товаров, оплата проезда, оплата телефонных разговоров и др.
Преподаватель: Обратитесь к раздаточному материалу №1 «Знаешь ли ты свой рынок?», заполните таблицу с указанием названий магазинов, рынков, торговых точек в своем районе; указать следует название торгового заведения, место его расположения.
После выполнения задания из группы выбираются несколько студентов, чьи таблицы наиболее обстоятельно заполнены. Данные таблицы обсуждаются с участием всех студентов, по возможности дополняются.

Преподаватель: Вспомните из истории, что называли рынком? В Др. Греции, средневековых городах Европы? Как располагался рынок? Изобразите его в своих тетрадях.

Преподаватель поясняет, что раньше действительно рынки располагались в центре города, со всех сторон здания, дифференциация рынка ограничивалась торговыми рядами по разным видам продукции. В период своего становления рынку был свойственен обмен сравнительно небольшого набора разных видов полезных благ, что соответствовало слабому разделению труда. Современное рыночное пространство расширилось, предметом купли-продажи стали духовные блага и услуги, конечные результаты научных исследований, различные объекты собственности и др., общественное разделение труда распространилось на рыночную сферу. В результате сформировалась единая система специализированных рынков, которые способствуют удовлетворению как нужд производства, так и потребностей всесторонне развитого человека.
















Схема 1 «Основные виды рынков»
Преподаватель задает вопрос студентам: Внимательно посмотрите на схему. Назовите новые виды рынков, получивших большое развитие в 20 веке? (метод демонстрации)

Обратимся к раздаточному материалу № 2 «Пользование рынками». Определите виды рынков, на которые вы сможете обратиться, организуя свой бизнес (метод опорных сигналов, частично-поисковый метод).

Преподаватель поясняет, что для рыночной экономики характерны важные вопросы Что? Как? Для кого производить?
На вопрос «Что?» отвечает потребитель, за что он готов платить деньги.
«Как?» решает производитель, стремящийся получить больший доход. Для этого он должен произвести товар с наименьшими издержками, чем конкурент.
«Для кого?» - решается в пользу потребителя с наибольшим доходом.

Преподаватель обращается к студентам и с помощью метода «мозговой штурм» просит ответить на вопрос: «Какие же условия необходимы для функционирования рыночной системы?» Ответы ребят записываются на доске преподавателем и обсуждаются. После обсуждения делаются записи в тетради:
условия для функционирования рыночной системы:

- господство частной собственности;
- свобода выбора, принятия решений;
- личный интерес, личная выгода;
- конкуренция.
Общество с рыночной экономикой объединено общими правилами поведения, позволяющими отдельным участникам экономической деятельности (домашним хозяйственным предприятием) преследовать собственные цели, взаимодействия друг с другом посредством обмена.

Обратите внимание на раздаточный материал №3 «Рыночная организация экономики» Задание выполняется в группе по 3-4 человека, а затем выносятся на обсуждение всего группы (работа в группе; метод свободной дискуссии, алгоритмизации).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
II. Закрепление. (10 мин.)
1. Как Вы понимаете выражение У. Черчилля «Главный недостаток капитализма – неравное распределение благ, главное преимущество социализма - равное распределение лишений?» (решение проблемной ситуации)
2. Кто при свободных рыночных отношениях определяет, в каком количестве и куда должны поступать произведенные товары:
а) правительство;
б) продавцы;
в) покупатели;
г) производители.
3. Природа рынка проявляется в тех случаях, когда:
а) пенсионеры получают пенсию;
б) вы обращаетесь в брокерскую контору, желая продать свои акции;
в) вы оплачиваете услугу частного адвоката;
г) происходит раздача продуктовых талонов остронуждающимся;
д) осуществляется экспорт леса из России в Турцию.
III Задание на дом.

1. Заполните нижеприведенную таблицу «Рынок сегодняшнего дня»:


название
Некоторые из предоставляемых товаров и услуг
Чем привлекает потребителей
Часы работы
Как взаимодействуют люди

1
Региональный торговый центр






2
Универсальный магазин






3
Деловой центр города






4
Каталог






5
Телеканал «Магазин на диване»






6
Объявление «Куплю...»






7
Автосалон






8
Торговля через Интернет







2. Выберите три любых объекта, перечисленных в упражнении «Рынок сегодняшнего дня», и ответьте на вопросы для каждого из них :
1. Назовите один из таких рынков в Вашем территориальном сообществе
2. Назовите некоторые товары и услуги, предоставляемые на этом рынке
3. Чем данный рынок привлекает потребителей?
4. В какие часы работает данный рынок?
5. Как на данном рынке покупатели взаимодействуют с продавцами?

Название рынка
(вопрос 1)




вопрос 2




вопрос 3




вопрос 4




вопрос 5





3. Обобщите сходства и различия между этими фирмами.
Раздаточный материал упражнения №1
« Перечень товаров и мест их покупки»

Заполните таблицу « Перечень товаров и мест их покупки» с указанием названий магазинов, рынков, торговых точек в своем районе; указать следует название торгового заведения, место его расположения.


Наименование товара

Место возможной покупки


1. Хлебобулочные изделия

2. Кондитерские изделия

3. Молочные продукты

4. Мясо и колбаса

5. Фрукты и овощи

6. Книги и канцелярские товары

7. Обувь

8. Одежда

9. Хозяйственные товары

10. Компьютерные игры

11. Телефонные карты





Раздаточный материал упражнения №2 «Пользование рынками»

Представьте, что Вы решили открыть свой цех по производству хлебобулочных изделий.

1. Подумайте, что из представленных материальных ресурсов Вам необходимо для открытия своего бизнеса?

помещение оборудование сырье техника наемные работники


деньги территория
под застройку предметы труда транспорт готовые изделия

На каком рынке Вы можете приобрести интересующие Вас материальные ресурсы?
Внесите данные в таблицу.

Материальный ресурс
Вид рынка


Потребительских товаров



услуг



Средств производства



Ценных бумаг



Научных разработок



труда


валют


Духовных благ


Научных разработок


Есть ли еще ресурсы, которые Вам необходимы, но они не представлены? Запишите их в таблицу.
Раздаточный материал упражнения №3 «Рыночная организация экономики»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Условные обозначения:
Т и У – товары и услуги;
З,Т,К,П.с. - земля, труд, капитал, предпринимательская способность;
Р-к – рынок;
- денежные доходы/ денежные расходы. государство
Задания к схеме:
1. Определите основных участников рыночной организации экономики.
2. Какие связи между ними существуют?
3. Почему в центре находится государство? Как называется данный тип экономической системы?
4. Какие отношения существуют между государством и основными экономическими агентами, представленными на рынке? Почему стрелки стоят в двух направлениях? Попробуйте назвать эти связи.









13PAGE 15


13PAGE 14615



Система рынков

Потребит. продуктов

Услуг

Средств производства

Духовных благ

Ссудных капиталов

Научных разработок

Валют

Ценных бумаг

Труда









З,Т,К, П.с

Т и У

Т и У

З, Т, К, П. с.



Р-к Т и У






Р-к


Р-к






Р-к Т и У




З, Т, К, П. с.

Т и У

Т и У

З,Т,К, П.с