Занятие на тему Время доверять


Занятие «Время доверять»
Цели урока: познакомить с номером телефона доверия, а также повысить уровень доверия детей и подростков к этой услуге экстренной психологической помощи.
Задачи:
1. актуализация возможности получить экстренную психологическую помощь в случае необходимости;
2. формирование представлений детей о жизненных ситуациях, которые требуют обязательного обращения за помощью;
3. информирование детей о работе телефона доверия;
4. формирование положительного образа службы детского телефона доверия
Форма проведения: классный час.
Место проведения: учебный класс.
Время: 40 минут.
Оборудование и материалы: проектор, экран, презентация занятия «Время доверять». 
Содержание:
Дети сидят в кругу или за партами. На доске отражается названием занятия «Время доверять». Ведущий приветствует детей и обозначает тему занятия.
Разогрев.
Ведущий. Прежде чем мы начнем занятие, предлагаю настроиться и разогреться — поиграем в ассоциации. Послушайте инструкцию. Вам по очереди нужно дать ассоциацию на слово, которое назовет ваш сосед, и сделать это очень быстро. Например, я говорю «дом». Участник слева от меня говорит, допустим, «тепло», у следующего тепло ассоциируется с морем, и так по кругу, пока все не скажут свои ассоциации. Понятно задание? Давайте решим, что делаем с повторениями. Кто за то, чтобы при повторении заменять слова? (Участники голосуют.) Начинаем, предлагаю успеть закончить за 1 минуту. Мое слово «доверие», поехали! (Участники играют.) После завершения первого круга ведущий записывает связку первого и последнего слова ассоциаций и предлагает детям второй тур игры. — Какая интересная пара слов у нас получилась. Давайте проведем эксперимент и посмотрим, что получится, если мы пустим круг ассоциаций в обратную сторону. Я называю слово и засекаю время. «Доверие»! (Участники играют.) Смотрите, какие разные результаты игры! Мне кажется, мы отлично разогрелись и готовы начать занятие.
Ведущий. Напоминаю, что сегодняшнее наше занятие называется «Время доверять» и посвящено оно детскому телефону доверия. Предлагаю немного поговорить о том, что же такое телефон доверия, зачем он нужен. Делать это мы будем не обычным способом. У меня в руках 3 таблички: «Да», «Нет» и «Не знаю». (Ведущий приклеивает их к доске или стенам класса на некотором расстоянии друг от друга.) Сейчас я буду зачитывать утверждения, на которые вы можете ответить «Да», «Нет» или «Не знаю». Если вы точно уверены в правильности утверждения или оно соответствует вашим убеждениям, вы поднимаете руку, когда я показываю одну из табличек: «Да», «Нет» или «Не знаю». Суть задания ясна? Давайте потренируемся. Первое утверждение: сегодня 16 мая (называется дата проведения занятия). Участники поднимают руки в соответствии со своим выбором. Отлично, все помнят, какое сегодня число! Еще один вопрос для тренировки: лето лучше, чем зима. (Участники делают выбор. Теперь мнения разделились.) Что же, все молодцы. Можем приступать к основным вопросам. Ведущий зачитывает утверждения.
Первое утверждение. Я знаю, что такое телефон доверия. (Участники делают выбор.)
— Отлично, я вижу, что большинство считают, что знают, что такое телефон доверия. Кто хочет поделиться своим мнением, что же это такое? Как вы узнали о телефоне доверия? У нас есть участники, которые еще не слышали о телефоне доверия. Это не страшно, сегодня мы о нем поговорим очень подробно. Действительно, телефон доверия — это служба экстренной психологической помощи, куда может анонимно обратиться любой человек, который оказался в трудной ситуации, и получить поддержку и помощь абсолютно бесплатно.
Второе утверждение. Телефон доверия — это телефон, на который можно звонить по любому вопросу. (Участники делают выбор.) — Кто хочет поделиться своим мнением? (Участники отвечают.) На телефон доверия можно звонить по очень многим вопросам, касающимся отношений с родителями, друзьями, учителями, по поводу различных чувств, переживаний, сложностей выбора. Но важно понимать, что, когда кто-то звонит на телефон доверия шутки ради, он лишает возможности дозвониться и получить помощь того, кто в ней в этот момент нуждается.
Третье утверждение. Один человек опубликовал свой домашний телефон в газете и предложил всем, кому нужна поддержка, звонить ему. Так появился телефон доверия. (Участники делают выбор.) — На самом деле это правда. Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в сложной жизненной ситуации. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить ему в любое время, если в жизни возникают сложности, с которыми человек сам не в состоянии справиться. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим по телефону. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону.
Четвертое утверждение. В жизни могут случаться ситуации, когда человеку очень важно получить поддержку, но его близкие и друзья могут не понять, как его поддержать. (Участники делают выбор.)
— Скажите коротко, почему вы так считаете? Как вам кажется, где в данной ситуации человек может найти поддержку? (Участники отвечают.)
Пятое утверждение. Если человек попросил о помощи — это не значит, что он слабый. (Участники делают выбор.)
— Как вы думаете, почему люди могут бояться просить о помощи, рассказывать о своих проблемах? (Участники отвечают.) Порой бывает нелегко попросить знакомых людей о помощи. Кто-то считает, что это проявление слабости, кому-то неловко. Звонок на телефон доверия может помочь снять эти барьеры, ведь это анонимный звонок. Консультант не знает ни вас, ни вашу внешность, ни ваш характер. Откровенный разговор не повлияет негативно на ваш статус и отношения со взрослыми или сверстниками из вашего окружения.
Шестое утверждение. Я имею право получить помощь и поддержку, если я в них нуждаюсь. (Участники делают выбор.)
— Каждый из вас действительно имеет право на помощь и поддержку в любой трудной ситуации, и реализовать данное право каждый может, позвонив на детский телефон доверия.
Седьмое утверждение. В некоторых ситуациях консультация психолога более эффективна, чем совет друзей. (Участники делают выбор.)
— Есть вопросы, требующие участия специалистов, которые могут рассказать, как правильно действовать в ситуации, в какие компетентные службы следуют обратиться. Например, это могут быть вопросы, связанные с жестоким обращением или правонарушением.
Это был последний вопрос. Спасибо за активное обсуждение!
Ведущий. Обращаясь к названию нашего урока, хочу спросить: как вам кажется, что значит «Время доверять»? (Участники отвечают.) На нашем занятии наступило время доверия, и я предлагаю вам сделать упражнение, которое называется «Свеча доверия». Для объяснения задания мне нужен помощник, кто смелый? Итак, каждый из вас по очереди будет свечой в центре круга. Нужно стоять прямо, на обеих ногах, руки скрестить на груди, в идеале закрыть глаза. Те, кто стоит в кругу, должны занять очень устойчивую позицию: выставить одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, руки сильные, держим их на уровне груди.
Задача свечи — расслабиться и упасть спиной на руки одного из участников. А задача каждого в кругу — удержать свечу, по очереди принимая ее на свои руки и передавая следующему. Все движения должны быть очень мягкими, не резкими. На каждого участника дается по 30 секунд, после моего сигнала в круг выходит новый участники, а тот, кто был свечой, встает на его место. Очередность может определяться по желанию и готовности детей, либо ведущий может задать правило смены по часовой стрелке. Ведущий контролирует выполнение, страхует «Свечу». — Упражнение закончилось, занимайте, пожалуйста, свои места. У нас не так много времени, поэтому мы не сможем выслушать каждого из вас. Предлагаю следующий выход из ситуации: я задаю вопрос, если это про вас, поднимаете руку.
● Кто смог довериться товарищам?
● Может быть, кому-то было страшно или некомфортно во время упражнения?
● Кому больше понравилось быть в центре круга?
● Кому, наоборот, больше понравилось быть кругом?
У всех нас разный уровень доверия, кто-то легче доверяет себя другим, кто-то привык все контролировать. Действительно, довериться не всегда легко, но приятно получить такой опыт в безопасной ситуации.
В сложных ситуациях мы можем испытывать страх, грусть, отчаяние, горе, злость. Это очень тяжелые переживания, и справиться в одиночку с ними очень сложно. Но по разным причинам дети и подростки, оказавшиеся в подобной ситуации, не могут или не хотят поделиться своими переживаниями с близкими людьми. Думают, что их не поймут, будут смеяться, расскажут другим. Эти опасения могут оказаться сильнее желания справиться с ситуацией. Во время обсуждения вы говорили о печальных последствиях того, что герои видеороликов могут остаться один на один со своей проблемой. В такие моменты важно, чтобы каждый ребенок и подросток знал, что существует служба детского телефона доверия 8-800-2000-122. Телефон доверия Муниципального образования ГО Сухой Лог 44-6-22.
Упражнение «Телефон доверия».
Учащиеся делятся на 5 групп, каждой группе раздаются проблемные ситуации, с которыми можно обратиться на телефон доверия. Разыгрываются данные ситуации, предлагается ряд решений этих ситуаций.
Ситуации:
- Обидели в школе. Нет больше желания ходить в школу.
- Ссора с другом (подругой); как быть дальше?
- Родители не понимают, и я не знаю, как себя с ними вести и заслужить их уважение и понимание.
- В школе проблема с учителями.
- Очень нравится девочка (мальчик), и ты не знаешь, как привлечь ее (его) внимание.
Ведущий. Закончить наше занятие я бы хотела словами Джованни Боккаччо: «Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому». Если вам понадобится совет, не бойтесь проявить доверие. Это не так страшно, мы сегодня попробовали. Спасибо всем за отличную работу!