Урок по музыке в 4 классе Выразительность и избразительность стихов А. С. Пушкина

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ
В 4 «А» КЛАССЕ

Тема четверти:
«ДенЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ».

Тема урока:
«МУЗЫКАЛЬНОСТЬ СТИХОВ ПУШКИНА.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ».


интегрированный урок (продолжение):
музыка (песня, пьеса) –
литература (поэзия, проза) –
изобразительное искусство (живопись, скульптура)











УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

МОУ ГИМНАЗИЯ №24







МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
г. ЛЮБЕРЦЫ




2014-2015 Г.

Тема урока:
«Музыкальность стихов А.С.Пушкина.
Выразительность и изобразительность».

Эпиграф:
«Пушкин - это наше все!»

Художественно-педагогическая идея урока:
Во взаимосвязи смежных видов искусств – музыки, литературы и живописи раскрыть новые грани поэзии А.С.Пушкина.

Цель урока:
- прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;

Задачи урока:

1. обучающие
- увидеть значение творчества великого русского поэта А.С.Пушкина для русской музыки;
- ввести и усвоить новые термины «музыкальная живопись», «живописная музыка», «музыкальное прочтение стихотворения», «выразительность и изобразительность».
- формировать умения и творческие навыки каждого ученика;
- обосновать, что стихи Пушкина необыкновенно музыкальны;

2. развивающие
- для развития познавательного интереса создать на уроке проблемную ситуацию;
- использовать межпредметные связи;
- развивать эмоциональное восприятие произведений:
- показать многомерность и гармоничность всех жанров музыки, поэзии и живописи;

3. воспитательные
- установить психологический и эмоциональный контакт с учащимися;
- воспитывать такое нравственное качество как товарищество;
- организовать работу класса в парах, в группах, как основной фактор взаимовыручки на уроке.

Тип урока:
Интегрированный урок-путешествие «Один день с Пушкиным»



Средства обучения:
Учебник «Музыка. 4 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
(Москва, Просвещение, 2005 г.)
Музыкальный центр
СД диск
Компьютерная презентация
Карточки для работы в парах
Тест- задание
Русские народные инструменты

Музыкальный материал:
Романсы и песни на стихи А.С.Пушкина:
1. «Зимняя дорога» муз. В Шебалина,
2. «Зимний вечер» муз М.Яковлева;
Русские народные песни на стихи Пушкина:
3.«Сквозь волнистые туманы»,
4.«Буря мглою небо кроет»;
5. Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
6. Русская народная песня-наигрыш «Во саду ли, в огороде»;
7. П.И.Чайковский «Времена года. Январь. У камелька»;
8. Г.В.Свиридов «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».


Литературный материал:
Стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Няне».
«Сказка о царе Салтане»
Высказывание о Пушкине Аксакова, стихи М. Пляцковского
















--------На экране портрет Пушкина

Мы живем в своем, настоящем времени. У нас свои заботы, свои труды, свои кумиры. Но волшебный Пушкин снова и снова с нами. Это – мера времени, мера высоты, мера глубины, мера человечности.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви».

Вдумайтесь в эти слова Лихачева, в конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «А что для каждого из вас значит Пушкин»?

Достаточно ли вы знаете о Пушкине? (кем он был, чем занимался, что любил)

-----На экране портрет Пушкина и высказывание

Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия.

На уроках литературы вы знакомились творчеством Пушкина – его стихами и сказками, изучали биографию поэта, об этом рассказывают ваши творческие работы и проекты. А сегодня на уроке мы попытаемся открыть нового для нас Пушкина – Пушкина в музыке, попробуем по-другому услышать знакомые стихи.

Тема урока:

«Музыкальность стихов А.С. Пушкина.

Выразительность и изобразительность»



Хотелось бы вам встретиться с поэтом? Тогда мы отправляемся в музыкальное путешествие, и назовем его «Один день с Пушкиным».
В один урок нам необходимо вместить целый день, проведенный с Пушкиным. С чего начинается любой день? (С утра)


ЧАСТЬ 1. УТРО.

Зимнее утро! Мы попадаем в дом поэта. Давайте посмотрим, каким было это утро у Пушкина.

Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 44. Прочтите цитату.
«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный»

Попробуйте прочесть эти строки выразительно, обращая на знаки препинания. А теперь попытайтесь написать музыку к этим двум строчкам, какие интонации вы улавливаете?
(Мороз и солнце; День чудесный! – интонации радости, восторга;
мелодия восходящая;
Еще ты дремлешь, друг прелестный... – интонации спокойствия, умиротворенности, тишины, мелодия нисходящая, замедление темпа).

Выразительные средства стиха – размер, разделение на фразы, знаки препинания.

А какие вы знаете выразительные средства музыки?
Написать на доске: мелодия, ритм, темп, лад, динамика, тембр, регистр.

Вот так и композиторы создают произведения на стихи Пушкина, они вчитываются в каждую строчку и ищут соответствующие интонации в музыке.

Работа с учебником
Прочтите после цитаты. Что сказано о стихах Пушкина? (до слов «удивительно прекрасной мелодией»)


--------------На экране слова Чайковского


А на интерактивной доске портрет великого русского композитора.
Найдите в тексте учебника и прочтите его высказывание.
(«Слова, уложенные в форму стиха, уже перестают быть просто словами: они омузыкалились»)


Не только Чайковский, но и многие другие композиторы писали музыку на стихи Пушкина, и все они отмечали необыкновенную музыкальность стихов. «Читаешь Пушкина, и мелодии просто рвутся к тебе, только не ленись, да записывай»
Сейчас Пушкин перечитывает только что написанное стихотворение «Зимняя дорога». Мы – гости поэта. А в гости принято ходить с подарками. Что мы сможем подарить поэту?
Я думаю, что Пушкину будет приятно услышать песню на его стихи.

Распевание:
разделение на голоса (сопрано – альты);
исполнение вокализом основных интонаций и фраз;
работа над дыханием
динамика, артикуляция, чувство ансамбля



--------------на экране текст «Зимняя дорога»


Исполнение песни В.Шебалина «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.



Мы исполнили это произведение а капелла.
Что это значит? (пение без сопровождения инструмента).
В песне были элементы канона, где необходимо особое музыкальное чутье и ущущение ансамбля.
Вы достойно справились с этим заданием. А сейчас давайте послушаем, как это произведение звучит в исполнении профессиональных певцов – капеллы Московской консерватории.

Прослушивание аудиозаписи «Зимняя дорога» в исполнении капеллы.


У этого стихотворения есть продолжение. Давайте прочтем дальше и попробуем в интонации слов и знаков препинания уловить музыкальные интонации. Иначе говоря, дать свое музыкальное прочтение стихотворения.



--------Текст на экране

Что слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты
Глушь и снег Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.


А теперь, наверное, самое интересное Давайте проверим, оправдались ли ваши муз. предположения.



Прослушивание аудиозаписи «Зимняя дорога» (продолжение)


Эту песню написал композитор Виссарион Яковлевич Шебалин

--------------на экране портрет Шебалина


А вот еще один пример на те же стихи.

Учитель исполняет русскую народную песню.

Вы чувствуете, как совершенно по-другому зазвучали стихи?
Какие новые интонации вы услышали? (ответы детей)
Как вы думаете это произведение создано композитором, или это народный напев?
Совершенно верно. Это русская народная песня, так народ слышит стихи поэта. А можно ли сказать, что это тоже , своего рода, музыкальное прочтение стихотворения.

Работа с учебником.
Прочтите первое задание на стр.45


------------ на экране Пушкин выбирает дорогу

Можно сравнить эти два произведения, написанные на одно на одно и то же стихотворение, с дорогой? (прямой, ровной и короткой; трудной, ухабистой и длинной)

Какая из этих двух дорог труднее?

По какой же дороге мы поедем вместе с Пушкиным?
Обратите внимание на ключевые слова (выразительность, изобразительность). Эти слова мы берем с собой в дорогу и потом должны будем объяснить.

Вы выбрали дорогу, на которой будут трудные, творческие задания, интересные встречи. Но если мы будем работать сообща, помогая друг другу и приходя на выручку, то преодолеем её и узнаем, куда так спешил Пушкин.
А как вы думаете, на каком транспорте путешествовал поэт? (на лошадях)
Нужно одеться потеплее, ведь на дворе зима, выбрать лучших лошадей и опытного ямщика и отправиться в путь.

Звучит «Тройка» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций
к повести Пушкина «Метель»


Звучит одна из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». Слышите? Это мчится тройка, она будто летит по заснеженным равнинам....

Задание №1 ( на раздаточных листах)

Кто из композиторов сочинил это произведение:

Мусоргский
Прокофьев
Свиридов
Чайковский

На бескрайних просторах России, когда до нужного места можно было ехать сутки, а то и двое, в чистом поле вдоль дороги стояли высокие столбы, на которых висели небольшие колокола. В них никогда не звонили люди, но в пургу и метель без этих колоколов можно было сбиться с дороги и затеряться среди снегов.
Для чего нужны были такие колокола?
( Во время метели, от сильного ветра колокола раскачивались и звонили, а ямщик ехал на их звон, ведь они стояли вдоль дороги).
Им дали название метельные колокола.



ЧАСТЬ 2. ДЕНЬ.

Метель утихла. На солнце блестит снег, и утро плавно переходит в день. День это, наверное, самое интересное время суток, за день можно многое успеть. Обычно люди вспоминают, что было днем интересного, что сделали за день. А мы попадаем в мир сказок Пушкина.



Работа с учебником.

Давайте откроем стр.48, познакомимся с темой, посмотрит на интонацию выражения и вместе прочитаем ее, но для этого нужно взять вдох.
«Что за прелесть эти сказки!»
Чьи это слова? (Пушкина)


Одна из сказок Пушкина начинается со слов :
«Три девицы под окном»
Что это за сказка? («О царе Салтане»)

-------------На экране обложка книги «Сказка о царе Салтане»
Эту сказку мы любим с самого детства, цитируем любимые отрывки и то, что Пушкин - великолепный сказочник не вызывает никакого сомнения. Но есть еще один сказочник – музыкальный. Именно так во всем мире называют..


----------- На экране портрет Римского-Корсакова


Как вы думаете, легко ли изобразить сказку в музыке? (нет, не легко)

Н.А. Римский-Корсаков, как только прочитал «Сказку о царе Салтане», влюбился в нее и решил написать музыку. После долгой работы появилась одноименная опера - «Сказка о царе Салтане».
Скажите пожалуйста, без чего невозможна ни одна сказка? (без чудес)



Работа с учебником.

Прочтите текст на стр.49.

--------------На экране «бочка по морю плывет»

Прослушивание Вступление к «Сказке о царе Салтане» и речевое интонирование отрывка под музыку.

Работа с учебником.

А теперь прочтите ключевое выражение на стр 49.

Откройте стр.50 и внимательно следите за текстом, я начну, а вы продолжите. «Есть в сказке о царе Салтане три чуда» (продолжить)

Ответьте на вопрос, что же такое музыкальная живопись?
(Яркая картинка, только написанная не звуками, а красками)
Какой композитор выступает в роли музыкального живописца? (Римский-Корсаков)

------------- На экране «Белка песенки поет»

Итак, первое чудо (Белка)
Вы помните, какой нарисовал Белку А.С. Пушкин? (цитата)
Мы будем слушать и рисовать образ белки, применяя пластическое интонирование, а кто-то парами будет работать с карточками и объяснит нам, какими муз. средствами удалось композитору Римскому-Корсакову передать образ пушкинской белки.

РИСУНКИ ДЕТЕЙ


Двое уч-ся подбирают по смыслу группы карточек.

Работа по карточкам в паре и оценка
(Темп - умеренный, Регистр - высокий, Тембр - хрустальный, звенящий, Мелодия- легкая, отрывистая, Инструменты – флейта, треугольник, ксилофон)


Прослушивание «Три чуда. Белка» (пластическое интонирование)


Второе чудо – богатыри.

-------------- На экране «Богатыри»


Какими вы помните пушкинских богатырей? (цитаты)
Какую музыку предполагаете услышать?

Работа по карточкам в паре и оценка.
(Темп – быстрый, Регистр – низкий и средний, Тембр - жесткий, Инструменты – барабаны, трубы, Мелодия – торжественная, грозная, призывная)



Прослушивание «Три чуда. Богатыри», пластическое интонирование



Третье чудо – Царевна Лебедь.

-----------На экране репродукция «Царевна Лебедь»(М.Врубель)


Вы прекрасно помните наизусть поэтические образы предыдущих чудес, так что образ Царевны Лебедь прочтем по учебнику на стр.51, но с соответствующей интонацией!

Работа по карточкам в паре и оценка.
(Темп – медленный, Регистр – высокий, Тембр – мягкий, Инструменты – скрипка, арфа, Мелодия – плавная, скользящая)


Прослушивание «Три чуда. Царевна Лебедь»,
пластическое интонирование.
РИСУНКИ ДЕТЕЙ.

Молодцы, ребята, я думаю Пушкину очень понравилась ваша творческая работа и ваши ответы.




Задание №2

Соедините парами три кита и три чуда из «Сказки о царе Салтане»:

Белка марш
Богатыри танец
Лебедь песня


Вот так, используя выразительные средства музыки – мелодию, тембр, регистр, темп, - композитор Римский-Корсаков оживил сказку Пушкина.

Давайте еще раз повторим, что же такое музыкальная живопись?
А как вы объясните понятия «выразительность и изобразительность»?

Но чудеса не заканчиваются, и сейчас нас ждет встреча еще с одним чудом.

Подготовка ансамбля к выступлению.

На уроках мы с вами поем, слушаем музыку, анализируем ее, дирижируем Но самое удивительное – это когда вы сами можете исполнить произведение.
И вот оно – наше обыкновенное чудо – ансамбль народных инструментов.

Исполнение «Во саду ли, в огороде» ансамблем народных инструментов.



ЧАСТЬ 3. ВЕЧЕР.


День подходит к концу, наступает вечер, и мы вместе с поэтом наконец-таки добрались до места. Куда же спешил Пушкин?

Работа с учебником.
Давайте откроем стр.46 и вы увидите..


-------------------На экране домик няни


Прочтите цитату из стихотворения Пушкина, кому она посвящена?
В учебнике и на экране домик няни. Сравните 'эти две фотографии. Какой дом выглядит волшебным? (ответы детей)


--------------На экране портрет няни А.Р. Яковлевой


Это няня Арина Родионовна Яковлева, которая оказала огромное влияние на творчество Пушкина и была самым близким человеком для поэта. Арина Родионовна была простой крестьянкой, сама не знала грамоты, но сказочницей была необыкновенной. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных былин и песен Пушкин знал благодаря няне, и если бы не было няни, и Пушкин был бы, наверное, другим


Домашнее задание Сообщение ученика
Вот что писал Аксаков: «До конца дней своих этот блистательный, прославленный поэт, ревностный посетитель гусарских пиров и великосветских гостиниц, не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать свою нежную привязанность к няне, и с глубокою благодарностью величать в ней первоначальную свою музу».


Подготовка творческой мастерской – 2 мальчикана роль Пушкина,, девочка- няня, режиссер.

Прослушивание «У камелька» П.Чайковского из цикла
«Времена года» .


Задание №3

Музыка звучит:
взволнованно безмятежно печально
вдохновенно легко мощно
торжественно нежно радостно
светло лирично сурово
энергично героически скорбно
--------------На экране комната няни




Творческая мастерская.
На столе атрибуты интерьера и одежды: свеча, платок, вязание, шарф, парик..
Режиссер выбирает костюм каждому герою.
Няня – девочка в платке со спицами, возле свечи сидит и слушает стихи.
Пушкин – мальчик в парике и шарфе берет карточку с заданием и читает.
Режиссер дает задание актерам и проводит кастинг мальчиков на роль Пушкина.



--------------На экране гравюра «Пушкин и няня»

Пушкин.
1.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила.
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.

2. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.




Исполнение ученицей пьесы собственного сочинения для свирели «НЯНЯ»



Домашнее задание:

Текут года, звенят негромко реки,
Рассветы зажигают петухи,
Но не подвластны времени вовеки
Горячие бессмертные стихи.
Нас делая добрее и красивей,
Шуршат страницы книг, и под рукой
Ариной Родионовной Россия
Склоняется над пушкинской строкой.
М. Пляцковский


Исполнение «Зимний вечер» М Яковлева и русской народной песни «Буря мглою небо кроет» и их анализ.
Задание №4

Какое из графических изображений соответствует рисунку мелодии русской народной песни «Буря мглою небо кроет»





Итог урока:
1. Стихи А.С. Пушкина очень музыкальны, в интонации фраз уже улавливаются различные музыкальные интонации.
2. Многие композиторы на одно и то же стихотворение писали свою музыку, тем самым показывая нам свое музыкальное прочтение стихотворения.
3. При создании картины художники используют краски, а композиторы звуки, это и есть музыкальная живопись.
4. Слушая музыку, ясно представляются живописные картины, музыка как бы рассказывает нам о происходящем, это и есть живописная музыка.
5. В стихах Пушкина и в музыкальных произведениях, написанных на его стихи есть и выразительность и изобразительность.



Домашнее задание:
Выбрать любое ( небольшое по размеру) стихотворение А.С. Пушкина или отрывок и подготовить к следующему уроку свое музыкальное прочтение данного стихотворения.



-------- На экране портрет Пушкина работы О.Кипренского

Задание №5.

Попробуйте одним словом выразить, что для вас значит Пушкин.

Заключение.
Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина.


























Творческие задания и проверочные тесты к уроку «Один день с Пушкиным» ______________________

Задание №1.

Кто из композиторов сочинил это произведение:

Мусоргский
Прокофьев
Свиридов
Чайковский

Задание №2.

Соедините парами три кита и три чуда из «Сказки о царе Салтане»:

Белка марш
Богатыри танец
Лебедь песня


Задание №3

Музыка звучит:

взволнованно безмятежно печально
вдохновенно легко мощно
торжественно нежно радостно
светло лирично сурово
энергично героически скорбно

Задание №4

Какое из графических изображений соответствует рисунку мелодии русской народной песни «Буря мглою небо кроет»





Задание №5

Попробуйте одним словом выразить, что для вас значит Пушкин.


Виды деятельности на уроке:

Распевание. Вокальные упражнения для голосовых связок и дыхания.

Пение. Исполнение муз. произведений (песен и романсов) на стихи Пушкина.
Повторение муз.терминов в манере исполнения – а капелла, канон.

3) Работа с учебником. Задания, вопросы, основные понятия, ключевые слова, иллюстрации, картины.

4) Анализ поэтического текста. На основе стихов Пушкина дети доказывают, что стихи изначально очень музыкальны и каждая строчка несет в себе особую смысловую нагрузку. Знаки препинания, используемые в стихах показывают нам характер музыки, ее темп, общее настроение.

5) Слушание музыки. На основе лучших образцов русской классической музыки (вокальной и инструментальной) познакомить уч-ся с неповторимым стилем каждого композитора, которые обращались к поэзии Пушкина (Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Свиридов).

6) Цитирование наизусть отрывков из произведения Пушкина. Звучат музыкальные иллюстрации из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Три чуда» и по характеру музыки становится ясно, кого хотел изобразить композитор (белку, богатырей, лебедь или море), а выразить это дети сразу стараются при помощи цитат из произведения Пушкина. Когда идет общее цитирование, в классе происходит эффект единения и поддержки.

7) Работа с карточками. В процессе прослушивания произведения некоторые ученики поочередно работают с карточками. Они к основным карточкам, на которых написаны выразительные средства музыки ( тембр, мелодия, аккомпанемент, регистр, лад, динамика, ритм), подбирают две-три карточки, которые соответствуют характеру звучащей музыки (низкий, хрустальный, плавная, угрожающе, отрывистая) Затем показывают свои ответы классу, и остальные уч-ся еще раз закрепляют свои знания, соглашаясь или поправляя отвечающего.

8) Игра на музыкальных инструментах. Группа учащихся – ансамбль – исполняет русскую народную песню «Во саду ли в огороде».



9) Знакомство с различными видами искусства – живопись (портрет Пушкина работы Кипренского), барельеф (профиль няни), иллюстрация (Билибин к «Сказке о царе Салтане»), фотография (домик няни), Палехская шкатулка («Сказки Пушкина»)

10) Письменная работа по карточкам-тестам (5 заданий различной сложности)

11) Домашнее задание: стихи и высказывания о Пушкине, рисунки детей.

12) Исполнение пьесы собственного сочинения

13) Творческая мастерская. Инсценировка-этюд «Пушкин и няня».

14) Подведение итогов урока. Повторение терминов «муз. прочтение стихотворения», «муз. выразительность», «муз. изобразительность», «муз. живопись», «живописная музыка».