Конспект урока музыки во 2 классе по теме Изобразительность в музыке.



2 класс
2 четверть
5 урок

Тема урока: «Изобразительность в музыке»

Цели: Научить лучше слушать музыку, рисовать её в своём воображении.

Музыкальный материал: В Лаурушас «В путь», С.С. Прокофьев « Отъезд», Шаинский «Голубой вагон», видео презентация- М.И. Глинка «Попутная песня», мультфильм «Паровозик из Ромашкова», видео-презентация физкультминутка, портреты композиторов: Лаурушаса, С.Прокофьева, М.И.Глинки, лекала паровозика и вагончика, альбомы краски или пастель с карандашами, кроссворд.

Ход урока:

На предыдущих уроках мы говорили с вами о том, что выражает музыка? (настроение, характер, чувства человека).
А сегодня мы с вами поговорим о том, что может изображать музыка? Вы наверно хотите задать мне вопрос: « как это изображать?» Ведь музыка – это не артист балета, который с помощью жестов, и танца может изображать чувства, и не художник, который с помощью кисти может изобразить картину.
И все-таки музыка может изображать и рисовать не только картины природы, но и движение разных объектов, одушевленных и неодушевленных. И мы с вами сегодня в этом убедимся.
Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой трёх совершенно разных композиторов, которые жили в разное время в нашей стране.
Первое произведение, которое мы сейчас прослушаем, написал советский композитор, которого мы с вами уже знаем – это С.С. Прокофьев. Вспомните, с какими произведениями этого композитора мы уже знакомы? (Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», Вальс и Гавот из балета «Золушка», Симфоническая сказка «Петя и Волк»). Сегодня мы с вами послушаем отрывок из его сюиты «Зимний костер». Это произведение посвящено советским пионерам, которые отправились зимой в гости к своим друзьям в деревню, чтобы вместе покататься на лыжах, посидеть у зимнего костра, и попеть пионерские песни.
Первая часть этой сюиты называется «Отъезд». Ваша задача внимательно послушать эту музыку, и решить на чем отправились пионеры в гости в деревню?
Хочет каждый из ребят
Сесть к окну поближе.
По углам торчком стоят
Смазанные лыжи.

Плавно тронул паровоз. (это слово не произносится)
Город, до свиданья!
Проезжают без колес
За окошком зданья.

Вот и кончились дома.
В окнах посветлело.
Подмосковная зима
Блещет гладью белой.

- Слушание произведения С.С.Прокофьева- «Отъезд»

Все очень внимательно слушали, молодцы!
-Как вы думаете, какой вид транспорта изобразил в своей музыки композитор?
-Почему вы решили, что это был паровоз?
-Какие инструменты звучали в этой музыке?
- Как называется оркестр, в состав которого входят эти инструменты?
- Почему этот вид транспорта мы называем паровоз?
Давайте поиграем в игру «Паровоз». Выбирается машинист, он дает гудок, а остальные начинают изображать движение паровоза под звуки «чух-чух». (Игра направлена на правильное формирования дыхания, на показ ускорения и торможения. )
Следующее произведение будет немного необычным по звучанию, так как оно написано для оркестра детских инструментов.
Давайте вспомним, какие детские инструменты вы знаете? (свистульки, дудочки, барабан, ксилофон, гармошка и т. д.)
В своей музыке литовский композитор Лаурушас тоже изобразил движение паровоза. Слушая эту музыку, каждый из вас должен представить картину происходящего, а затем рассказать нам об этом.

- Слушание произведения композитора Лаурушуса - «В путь»

Кто из вас готов рассказать нам о том, что он увидел, слушая эту музыку?
- Ответы детей.

Мы прослушали с вами два инструментальных произведения. Следующее произведение, которое написал русский композитор М.И. Глинка, будет вокальным. Это значит, мы услышим с вами не только музыку, но и голос.

- Просмотр видео-презентации « Попутная песня».

- О чем было это произведение?
-Какой инструмент вы услышали?
- Как звучала музыка?
-Какое настроение было в музыке?

Молодцы вы хорошо поработали и вероятно немного устали. Давайте встанем и проведем небольшую музыкальную разминку.
Видео –презентация Физкультминутка «Танцующие нотки»

( на сайте «MP3sort.com» уроки музыки)

А теперь давайте попробуем передать свое музыкальное впечатление от услышанной музыки в рисунке. И в этом нам помогут пастель и цветные карандаши. А так же на парте у вас есть лекала паровозика и вагончиков.
Прежде чем мы начнем рисовать, мы должны будем определить, где будет проходить линия горизонта, которая станет для нашего рисунка железной дорогой. Затем по лекалу мы нарисуем паровоз, и два вагончика, а после этого мы с вами создадим фон рисунка, и разукрасим карандашам наш паровоз. Добавим цветочки и солнечные лучики.
А создать этот рисунок нам поможет Паровозик из Ромашкова.

-Творческая работа и просмотр мультфильма.
( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )

Вот и подходит к концу наш урок. Я думаю, что пришло время спеть всем вместе замечательную песню «Голубой вагон»

- Исполнение песни « Голубой вагон»
( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )

А теперь давайте посмотрим, как мы усвоили материал сегодняшнего урока. Ответьте на несколько вопросов кроссворда , и тот кто правильно ответит на все вопросы, сможет отгадать ключевое слово.












По горизонтали:
1.Советский композитор, автор симфонической сказки «Петя и волк»?
2.Муз произведение, в котором рассказывается о зимнем путешествии советских пионеров?
3.Литовский композитор?
4.Русский композитор классик?
5.Маленький вагон?
6.Как называется песня М.И. Глинки?
7.Что изобразили в своей музыки композиторы?

По вертикале:

5. Как называется произведение Лаурушаса?
8.Ключевое слово. (Отлично)

Молодцы! Именно такую оценку вы получаете сегодня за работу на уроке! Спасибо,до свидания!
Дом.зад. Дорисовать рисунок, выучить песню.







7





6

















2

5























4

















1



3

8

































15