Методические указания для самостоятельной работы студентов. обучающихся по специальности 15.02.08 Технология машиностроения. Учебная дисциплина Материаловедение.

Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»














МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для Самостоятельной работы студентов


Преподаватель: Топольская Ирина Ивановна
Учебная дисциплина: Материаловедение
Специальность: 15.02.08 Технология машиностроения
















Острогожск 2016
Методические указания разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины Материаловедения, 2016 г.

Методические указания предназначены для специальности среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения.


Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

Разработчик: Топольская И.И., преподаватель дисциплин профессионального цикла
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».

Рецензент: Однодворцев Ю.М., преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».


Методические указания рекомендованы цикловой комиссией дисциплин механизации.

Протокол №___от «___»_______2016г.
Председатель цикловой комиссии ________/Ерёмин А.Н./

СОГЛАСОВАНО
Заведующий отделением ________/ Рублёвская А.А./

































СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4
Наименование заданий и трудоёмкость. 4
Тема 1.1. Основные сведения о свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства. 5 Тема 1.2. Материалы, применяемые в машиностроении. 5
Тема 1.3. Определение оптимальных режимов резания. 6
Рекомендуемая литература. 6
Интернет-ресурсы. 7
Виды самостоятельной работы. 7
Подготовка устного сообщения. 7
Подготовка доклада.
Работа с учебником. 9
Приложения. 11












































Введение.
Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины Материаловедение по специальности15.02.08 Технология машиностроения.
Методические указания содержат основные требования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, предъявляемые к знаниям обучающихся, задания, предназначенные для формирования соответствующих практических умений и навыков.
Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося должен составлять 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению программы подготовки специалистов среднего звена:
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- получения новых знаний;
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений; - углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершен-ствованию и самореализации.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется во время учебных занятий под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает в себя:
1. Текущую работу над материалом курса (работа с учебником, Интернет-ресурсами)
2. Написание доклада.
3. Подготовку устного сообщения
4. Подготовку к промежуточному аттестационному испытанию (экзамену).

Наименование заданий и трудоёмкость
Таблица 1
Наименование темы
Трудоемкость,
часов

Тема 1.1. Основные сведения о свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства
16

Тема 1.2. Материалы, применяемые в машиностроении
20

Тема 1.3. Неметаллические материалы
4

Всего по дисциплине
40


Основная цель самостоятельной работы по учебной дисциплине – закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, поэтому предлагается следующая последовательность действий:

Изучить данные методические указания.
Получить у преподавателя индивидуальное задание.
Найти литературные источники, Интернет - ресурсы и изучить их.
Оформить работу в соответствии с требованиями, изложенными в данных методических рекомендациях.
Сдать выполненную самостоятельную работу преподавателю.


При изучении дисциплины Материаловедения формируются общие и профессиональные компетенции: ОК1-ОК9, ПК1.1-ПК1.5, ПК2.1-ПК2.3, ПК3.1-3.2.
Таблица 2
Наименование темы
Вид самостоятельной работы
Трудоемкость, часов

Тема 1.1. Основные сведения о свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства
Подготовка и написание устного сообщения «Коррозия металлов»
2


Работа с учебником
14

Тема 1.2. Материалы, применяемые в машиностроении
Подготовка и написание доклада «Конструкционные материалы, применяемые в моей специальности»
3


Работа с учебником
17

Тема 1.3. Неметаллические материалы
Ответы на контрольные вопросы (подготовка к экзамену)
1


Работа с учебником
3



Тема 1.1. Основные сведения о свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства.
Обучающийся должен знать: закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии; строение и свойства металлов, методы их исследования;
должен уметь: проводить исследования и испытания материалов.
Вид самостоятельной работы.
1. Подготовка и написание устного сообщения «Коррозия металлов».
2. Работа с учебником.
Задания для самопроверки.
Закончите предложение.
Все металлы и их сплавы тела
Для описания кристаллической структуры металлов пользуются понятием кристаллической
Образец металла или сплава, одна из сторон которого отшлифована, обезжирена, протравлена и рассматривается с помощью лупы, называется
Способность металла оказывать сопротивление быстро возрастающим (ударным) нагрузкам называется
Химическое разрушение металлов под действием на их поверхность внешней агрессивной среды называется
Тема 1.2. Материалы, применяемые в машиностроении.
Обучающийся должен знать: классификацию и способы получения композиционных материалов; принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве; классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;
должен уметь: распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; определять виды конструкционных материалов; выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации.
Вид самостоятельной работы.
1. Подготовка доклада и написание «Конструкционные материалы, применяемые в моей специальности».
2. Работа с учебником.




Задания для самопроверки.
Установите соответствие между названием материала и областью его применения.

Таблица 3

№ пп
Название материала
Область применения

1.
Серый чугун
Ответственные высоконагруженные детали (направляющие втулок, сёдла клапанов, зубчатые колёса)

2.
Углеродистая сталь обыкновенного качества
Фольга, листы, прутки, трубы, ребристые панели, проволока, поковки, штамповки

3.
Литейная латунь
Коленчатые валы, детали передач, тяжелонагруженные станины и направляющие

4.
Деформируемые алюминиевые сплавы
Отливки деталей сложной конфигурации, работающих в агрессивных средах (детали насосов, зубчатых колёс, узлов трения)

5.
Литейная бронза
Конструкции, требующие при изготовлении гибки, резки, пробивки отверстий, холодной высадки с большим деформированием металла


Тема 1.3. Определение оптимальных режимов резания.
Обучающийся должен знать: методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ;
должен уметь: рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья.
Вид самостоятельной работы.
1. Работа с учебником.
2. Ответить на контрольные вопросы (подготовка к экзамену).
Задания для самопроверки.
Выберите правильный ответ:
1. Способность металла в твёрдом состоянии иметь различные кристаллические формы называется
а) аллотропия б) анизотропия в) кристаллизация
2. Способность материала сопротивляться проникновению в него другого более твёрдого тела называется
а) прочность б) пластичность в) твёрдость
3. Сплав меди, в котором главным легирующим элементом является цинк, называется
а) латунь б) бронза в) сталь
4. Углеродистая конструкционная сталь обыкновенного качества обозначается
а) 05кп, 09кп, 20пс, 30 б) Ст0, Ст1кп, Ст5Гсп, Ст6пс в) 15Х, 10Г2, 20НМ, 30ХГС
5. Процесс снятия лишнего материала (припуска) с заготовки режущим инструментом для получения детали с заданными размерами и шероховатостью называется
а) пайка б) резание в) сварка

Рекомендуемая литература.
Основные источники:
1. Моряков О.С. Материаловедение: учебник для студентов среднего профессионального образования/О.С. Моряков.- М: Издательский центр «Академия», 2013.-288с.
Дополнительные источники:
1. Адаскин А.М. Материаловедение: учебное пособие для начального профессионального образования /А.М. Адаскин, В.М. Зуев.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.-288с.
2. Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению: учебное пособие для начального профессионального образования /В.Н. Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В. Дубов.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-256с.
3. Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка): учебник для начального профессионального образования /В.Н. Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В. Дубов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.-272с.
4. Стуканов В.А. Материаловедение: учебное пособие/В.А. Стуканов.- М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012.-368с.
Интернет-ресурсы.
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Виды самостоятельной работы.

1. Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам. Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Этапы работы над сообщением.
1. Подбор и изучение основных источников по теме, указанных в данных рекомендациях.
2. Составление списка используемой литературы.
3. Обработка и систематизация информации.
4. Написание сообщения.
5. Публичное выступление и защита сообщения.
Оформление работы.
Работа выполняется на листах формата А4, на одной стороне листа. Шрифт – Times, размер шрифта – 14 пт, межстрочный интервал – 1,5. Титульный лист – приложение 1. Список использованной литературы, Интернет- ресурсы – приложение 3. При написании сообщения необходимо соблюдать следующие поля: сверху 2см, снизу 2см, слева 3см, справа 1,5см. Абзац должен начинаться с расстояния 3,5см. Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется.
Критерии оценки:
актуальность темы; соответствие содержания теме; глубина проработки материала; грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности.
2. Подготовка доклада.
Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.
Цели доклада:
1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме.
2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и
получить обратную связь.
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
Выбрать содержание, необходимое для доклада.
Составить план доклада.
Прочитать текст и отредактировать его.
Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Примерная структура доклада.
1. Титульный лист.
2. Текст работы.
3. Список использованной литературы, Интернет- ресурсов.
Оформление работы.
Работа выполняется на листах формата А4, на одной стороне листа. Шрифт – Times, размер шрифта – 14 пт, межстрочный интервал – 1,5. Титульный лист – приложение 2. Список использованной литературы, Интернет- ресурсы – приложение 3. При написании доклада необходимо соблюдать следующие поля: сверху 2см, снизу 2см, слева 3см, справа 1,5см. Абзац должен начинаться с расстояния 3,5см. Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется.
Рекомендуемый объем.
Доклад - 3-5 страниц формата А4;
Работа с книгой.
Необходимую для учебного процесса информацию Вы черпаете из книг, публикаций, периодической печати, специальных информационных изданий и других источников. Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информационного поиска в информационных системах, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения.
Официальные документы, учебная научно-методическая и справочная литература, периодические и информационно-библиографические издания, бюллетени, фильмы, плакаты и схемы, имеющиеся в техникуме, составляют учебно-информационный фонд, используемый в учебном процессе. Этот фонд непрерывно пополняется учебниками, учебными пособиями и другой научной и учебной литературой. Следует быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться информационными изданиями, а также автоматизированными поисковыми системами, например, Яндекс, GOOGLE. Каждый студент должен уметь работать с книгой. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом, профессией и успешно творчески работать после окончания учебы.
Умение работать с книгой складывается из умения быстро найти требуемый источник (книгу, журнал, справочник), а в нем нужные материалы; из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.
Для поиска литературы следует использовать:
 предметные и систематические каталоги библиотек;
указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год.
Работа с Интернет- ресурсами.
Ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям:
- представляет ли она факты или является мнением?
- если информация является мнением, то, что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?
- имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?
- когда возник ее источник?
- подтверждают ли информацию другие источники?
В первую очередь нужно обращать внимание на, литературу, которые посоветовали вам преподаватели. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные.
Критерии оценки.
«Отлично» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 5 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок.
При защите доклада студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.
«Хорошо» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 4 страницы, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно.
При защите доклада студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.
«Удовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками.
При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать свои ответы. «Неудовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 3 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений.
При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.
3. Работа с учебником.
Как работать с учебником?
1. Найдите по оглавлению изучаемую тему и страницу, на которой изложен новый материал. 2.Прочитайте весь параграф. Затем читайте по абзацам и постарайтесь дать название каждому, выделив главную мысль. 3.Составьте план изложения материала данного параграфа. 4.Глядя на план, восстановите в памяти содержание изучаемого материала, используя рисунки, схемы, таблицы, данные к тексту. 5.Ответьте на вопросы к параграфу и выполните рекомендуемые задания. Правила запоминания. 1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание. 2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая. 3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность изложения. 4. Отдели основополагающий материал от иллюстрированного, который запоминать не надо. 5. Произнеси несколько раз новые слова. 6. Проговори вслух формулировки выводов, законов. 7. Воспроизведи весь материал по плану. Учись работать над понятием. Понятие - логически оформленная мысль о предмете. Последовательность действий 1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение. 2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода. 3. Приведи, пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения. 4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин. 5. Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.
Критерии оценки.

Процент результативности (правильных ответов)
Оценка уровня подготовки


балл
вербальный аналог

90 ч 100
5
отлично

80 ч 89
4
хорошо

70 ч 79
3
удовлетворительно

менее 70
2
неудовлетворительно















































Приложение 1

Форма титульного листа доклада

Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»













Сообщение
__________________________________
тема

по учебной дисциплине Материаловедение








Выполнил:
студент группы_____
___________________
Ф.И.О.
Проверил:
преподаватель
И.И. Топольская













Острогожск год
Приложение 2

Форма титульного листа доклада

Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»











Доклад
__________________________________
тема

по учебной дисциплине Материаловедение








Выполнил:
студент группы_____
___________________
Ф.И.О.
Проверил:
преподаватель
И.И. Топольская
















Острогожск год
Приложение 3

Примеры оформления литературных источников, электронных ресурсов

Оформление книги
Адаскин А.М. Материаловедение: учеб./А.М. Адаскин, В.М. Зуев.- М.: Академия, 2013.- 286с.

Оформление статьи в журнале
Легированные стали // Наука и жизнь.– 2011. – №7. – С. 55-68
Оформление ссылки на Интернет-ресурс
Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - http://www.eidos.ru


Литературные источники перечисляются в алфавитном порядке.














































13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315









Заголовок 1 Заголовок 215