Разработка урока кубановедения «Мои родные и близкие»


Тема: «Мои родные и близкие»( урок №1).
Цель: вызвать интерес к истории своей семьи, воспитывать гордость за своих предков, учить уважать и почитать членов семьи.
Оборудование: магнитофон, рисунок дерева, словарь С.Ожегова.
Ход урока.
I. Орг. момент.Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы!
II. Работа по теме урока.
1.Вступительная беседа.
Звучит песня И.Резника и Р.Паулса.
(«Праздник, праздник празднует семья.», «Бабушка рядышком с дедушкой»)
- О каком событии в семье идёт речь? (О золотой свадьбе бабушки и дедушки).
- Кто присутствует на празднике? (На семейном празднике родня- сын или дочь бабушки и дедушки, их братья и сёстры, внуки и сёстры).
-А вы знаете своих родных?
Справка: Словарь С.Ожегова
Родня- то же, что родственники.
Родственник- человек, который в родстве с кем–нибудь.
Родство- связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого(прямое родство), или разных лиц общего предка, а также на брачных семейных отношениях.
Род- ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.
2. Родовое дерево.
- Можете ли вы назвать имя своей бабушки?
Откуда она родом? Кто были её родители?
Не знаете, очень жаль. Но это не ваша вина.
-В последние десятилетия мы утратили добрые традиции- знать родственников. Но сейчас стремимся их возродить, потому что это наши корни. Мы появились на свет не сами по себе, все мы листья и ветви огромного и переплетённого человеческого дерева. В старину его называли родословным древом. Каждый из вас вершина этого древа.
Ты самый молодой, ты - потомок Семьи, поэтому тебя любят все родные.
В. Берестов.
Любим тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Физ. минутка.
Мы дружно трудились
Немного устали,
Быстро за партами
Дружно все встали
Руки поднимем
Потом разведём
И очень глубоко
Всей грудью вздохнём
А левую руку поднимем вперёд,
И дальше пойдём мы в поход.

- Ваши мамы и папы , бабушки и дедушки. Это ствол и корни древа. А еще были родители и прародители и у мамы с папой. Вот сколько предков у человека. И всем им каждый из вас обязан жизнью. Каждый этаж этого древа называется «коленом». Отсюда слово «поколение». Вы- младшее поколение.
Я
Моя сестра
Мой брат
папа
мама
бабушка
дедушка
бабушка
дедушка

-Расспросите своих родителей, бабушек и дедушек, нарисуйте своё родословное древо. Постарайтесь как можно дальше продлить ветви своего дерева в прошлое.
3. Для чего нужно знать свою родословную. (рассуждения детей)
Чтение рассказа Ч. Айтматова.
Мальчик разговорился с шофером.
- Ты кто? – спросил шофер.
- Я внук деда Момуна, а дед – сын сыновей Рогатой Матери – оленихи.
- Кто тебе это сказал? – удивился шофер.
- Дедушка сказал. А тебя разве никто не учил запоминать имена семерых предков? – спросил мальчик. Шофер знал только своего отца, деда, прадеда.
- Никто не учил. А зачем?
- Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.
- Кто испортится?
-Люди испортятся. Дед говорит, что тогда никто не будет стыдится плохих дел, потому что дети и внуки о нем не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать.
Проверка восприятия.
- Что нужно запомнить тебе? (имена семерых предков).
- Для чего нужно знать своих предков? (чтобы не испортиться).
Итог урока.
- Кто такой родственник? (Человек, который находится в родстве с кем-нибудь).
- Дайте определение рода. (Ряд поколений, происходящих от одного предка, поколения).
- Что значит родовое дерево? (несколько поколений).
- Как называется каждый этаж дерева? (колено).
- Дома каждый из вас вместе с родителями нарисуете свое родовое дерево. Не расстраивайтесь, если оно получилось небольшое, ваши потомки его продолжат.
- А родословную надо вести, чтобы потомки знали о предках, продолжали добрые дела, помнили и чтили их, берегли честь своей семьи.