Самоанализ открытого урока географии Знакомая незнакомка Южная Америка (7 класс)


Самоанализ урока географии в 7 классе
«Знакомая незнакомка Южная Америка»
учителя географии Бледновой Т. А.
Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально – трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач специальной школы, что требует повышенного внимания к проблеме их обучения. От активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением слухового восприятия, возможности его социальной адаптации.
Для учащихся с нарушениями слухового восприятия, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, зачастую - интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.
Необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Школьники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Мой опыт работы в специальной школе для глухих детей показывает, что наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, росту успеваемости и самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.
География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.
Работа над проблемой формирования познавательного интереса к географическому материалу и активизации мыслительной деятельности школьников, побудила меня к поиску активных методов и приемов обучения географии.
На данном уроке можно выделить основные условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями слуха на уроках географии. Это: оптимальное сочетание словесных (беседа на этапе актуализации), наглядных (на оргмоменте) и практических методов обучения (этап закрепления, работа с физической картой Южной Америки и контурными картами); доступное, опирающееся на личный опыт ребенка преподнесение материала (небольшой текст для чтения); дифференцированный подход к учащимся (разноуровневые задания на этапе первичного восприятия информации и на этапе закрепления, д/з), оказание им различных видов помощи (словесной, наглядно-практической); создание проблемных ситуаций (адрес материка, решение элементарных задач на пространственное ориентирование); включение новых знаний в систему ранее сформированных.
Урок первый в разделе «Южная Америка». Существует алгоритм изучения материка, который имеет логическую последовательность и «дойдя» до Южной Америки, учащиеся уже знают, что первый вопрос, который необходимо изучить – это географическое положение.
Цель урока: начать формирование у учащихся представлений и знаний о природе материка; продолжить формировать умение определять географическое положение материка на основе имеющихся знаний, умений и навыков; рассмотреть особенности береговой линии Южной Америки; продолжить формировать навыки работы с различными видами карт, контурными картами.
Задачи урока:
Образовательные:
1) сформировать представление о характерных особенностях географического положения материка и его положении на физической карте полушарий;
2) формировать простейшие научные представления о природном окружении через закрепление понятия «географическое положение»;
3) закрепить умение оформлять учебную информацию в рабочую тетрадь, в контурные карты;
4) формировать умение «читать» физическую карту полушарий;
5) расширить кругозор, познакомив с картиной И. Крамского «Неизвестная»
Коррекционно-развивающие:
1) упражнять мыслительную деятельность, развивая умение сопоставлять физическую карту и контурную;
2) корригировать пространственное восприятие через закрепление зрительного образа материка посредством компьютерной презентации;
3) активизировать процессы запоминания и воспроизведения вербальной памяти через описание географического положения материка;
4) корригировать эмоционально-волевую сферу учащихся через осуществление рефлексии собственной деятельности;
5) обогащать словарь учащихся, работать над внятностью речи.
Воспитательные:
1) прививать интерес к процессу обучения через использование «ситуации успеха» в ходе самостоятельной работы учащихся;
2) развивать коммуникативные компетенции.
Источники получения знаний учащиеся назвали сами (настенная карта, карты атласов, текст учебника)
На уроке использовались следующие методы обучения: проблемный (когда предлагалась учебная ситуация – презентация картины художника Крамского «Неизвестная»), частично-поисковый или эвристический метод практически на всех этапах урока, объяснительно – иллюстративный, практический, метод обобщающего повторения, метод решения задач, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций).
Использовались такие приемы: неожиданное открытие, организация беседы по пройденному материалу.
Предлагались разные формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Воспитание интереса к предмету на уроке осуществлялось через разноуровневые задания, через музыкальное латиноамериканское сопровождение, наглядность ИКТ, межпредметную связь(презентация картины И. Крамского).
Инструктаж по выполнению домашнего задания проведен.
Учащиеся владеют навыками организации учебной деятельности.
Учащиеся удовлетворены уроком.
Считаю, что цель урока достигнута. Учащиеся умеют сотрудничать с учителем. Выбранный тип урока и форма урока оправдали себя. Ученики сумели показать свои знания. Методы и средства обучения соответствовали задачам и содержанию урока.
Образовательные, коррекционные и воспитательные аспекты урока были достигнуты.