Нравственно-экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии


«Нравственно-экологическое образование и воспитание
школьников на уроках биологии, как часть формирования
и развития современной личности ученика».
Дутбаева С.А., учитель биологии
ГУ «Надеждинская основная школа
отдела образования акимата
Карабалыкского района»

Жизнь человека неразрывно связана с природой. В настоящее время особую озабоченность экологов, как и представителей других наук, вызывает проблема сохранение планеты Земля в качестве среды обитания человечества. Информация о нынешнем состоянии этой среды и соответствующий прогноз не только противоречивы - порой они имеют угрожающий характер. Разобраться в этих проблемах и обилии информации возможно только при наличии глубоких знаний о законах природы, при четком понимании того, что мир един. По этим и многим другим причинам экология как наука и как учебная дисциплина выходит на первый план. В центре внимания всего человечества стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Мощь воздействия человека на природу превосходит силы планеты. Становится все более понятным, что экологическое мировоззрение должно стать определяющим в обществе. Смысл жизни человека, как части природы, в его гармонии с окружающим миром. Вопросы экологического образования на первый план выдвигают задачи подготовки человека способного принимать самостоятельные решения. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя.
Экологическая культура включает:
- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных в том числе и эстетических, переживаний;
-культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
-культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания и образования. Ведется активная работа по созданию системы экологического образования, как основы устойчивого развития общества. В настоящее время, мы приходим к выводу, что не менее важным, чем содержание экологического образования является то, какими приемами и методами осуществляем, как формируем определенную систему ценностей экологической культуры и вырабатываем модель поведения.
Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Так как знания по современной экологии формируются на стыке нескольких наук: биологии, географии, физики, химии, истории и т. д., современному учителю необходимо пополнять свои знания и из смежных дисциплин в силу широты вопросов, охватываемой экологией, включать их в содержание урока.
Биология как учебная дисциплина о жизни и живых организмах, обитающих на Земле, играет большую роль в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Предмет “Биология” является одной из базовых областей общего среднего образования. Её роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной научной картины мира.
Биологические знания составляют базу для осознания жизни как величайшей ценности, экологических проблем, необходимости ведения здорового образа жизни; обеспечивают генетическую грамотность школьников; обеспечивают усиление практической направленности обучения, формируют у школьников такие нравственные качества как любовь и бережное отношение ко всему живому, к жизни, а это начало высокого чувства гуманизма.
Изучение жизни и разнообразия растительного и животного мира оказывает благотворное влияние на воспитание у школьников таких нравственных качеств, как любовь и бережное отношение к растительному и животному миру, чувство гордости за растительные богатства, имеющиеся в республике, стремление участвовать в увеличении этих богатств и активно охранять их.
Положительно влияет изучение биологии на воспитание у школьников нравственно-эстетических чувств и склонностей, поскольку ни с чем не сравнимая красота растительного и животного мира сильно воздействует на ум и чувства школьников. Особенно успешно решается эта задача в процессе непосредственного общения школьников с природой на уроках-экскурсиях, во время практической работы по уходу за растениями и животными.
Курс биологии органически связан с сельскохозяйственным трудом учащихся на школьных учебно-опытных участках по выращиванию культурных растений, поэтому в процессе разнообразной трудовой деятельности у школьников формируются такие важные нравственные качества, как трудолюбие, умение эффективно работать в коллективе, взаимопомощь и активное участие в совместной творческой деятельности. Выполняя практические работы в урочное и внеурочное время на учебно-опытных участках, школьники овладевают умениями обрабатывать почву, сеять семена, сажать, поливать растения, убирать урожай. Подготовка учащихся к трудовой деятельности продолжается в процессе изучения общей биологии, когда они овладевают знаниями теории эволюции, цитологии, генетики, экологии, селекции.
Формирование у школьников современной научной картины мира, научного мировоззрения учащихся, этических и эстетических критериев отношения к живым системам и человеку как высшей ценности; патриотизма, трудолюбия, экологических чувств и сознания – важная учебно-воспитательная задача, стоящая перед учителями биологии; ее успешная реализация возможна на каждом уроке и лабораторном занятии, на каждой экскурсии в природу, в процессе ухода за комнатными растениями в школьных помещениях и в ходе трудовой опытнической деятельности на пришкольном учебно-опытном участке.
К нравственным нормам поведения относится: трудолюбие, коллективизм, патриотизм, честность, гуманность. Все эти нормы усваиваются учащимися под влиянием воспитания, осуществляемого в школе учителями биологии.
Учебный материал курса биологии средней школы со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения духовно-нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы. Учитель биологии не только обучает школьников науке о живых организмах, но и включает их в разнообразные формы натуралистической работы, а кроме того, учит трудиться на пришкольном участке, выращивать культурные растения, используя научные методы. Вся эта познавательно-трудовая деятельность оказывает сильное положительное воздействие как на развитие научного мировоззрения, так и на нравственность учащихся, влияет на ум и эмоции. В процессе такой деятельности формируются чувства коллективизма и дружбы, товарищества, а главное развивается любовь к труду и потребность трудиться эффективно, во имя общественных интересов, т. е. развивается личность учащихся.