Воспитание у школьников бережного отношения к природе

Воспитание у школьников бережного отношения к природе

Учитель географии МБОУ «Гимназия №93»
педагог дополнительного образования «Танкодром»
экологического отделения Советского района г.Казани РТ,
1 квалификационная категория
Шлямина Ирина Борисовна

В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе назрел вопрос об ответственности человека перед будущими поколениями и его морально-нравственной направленности.
Сегодня появилась потребность в систематической, целенаправленной работе по формированию бережного отношения к природным ресурсам на Земле у подрастающего поколения, развитию экономической ответственности людей, так как большинство школьников не осознают ценность природы Земли, значимость ее для будущего планеты и перспективы использования в будущем. Поэтому роль общеобразовательной школы огромна. Учитель должен помочь учащимся сформировать правильное представление о природных ресурсах планеты, об их системе использования и последствиях этого использования, воспитать у подрастающего поколения потребность в заботливом и бережном о отношении к общественному достоянию и природным богатствам.
География занимает важное место в системе общеобразовательной школы, так как обладает огромным потенциалом знаний и практической значимостью в становлении личностных и нравственных качеств у подрастающего поколения. Она способствует развитию образного восприятия мира учениками. Помогает установить причинно-следственную связь человека и природы. Побуждает молодое поколение быть рачительными хозяевами своей страны, учит бережному отношению к природе, своего родного края, так же и планеты в общем.
Правильный подход в изучении предмета позволит сформировать у молодых людей, бережное поведение по отношению к природе, стремление к самообразованию на протяжении всей жизни, использование и владение новыми технологиями способными нанести наименьший вред окружающей среде, сохранению экологического равновесия в природе. Каждый ребенок должен осознавать свою значимость в охране окружающего мира, понимать, что у природы нет хозяев и рабов. Поэтому начиная с первых уроков начального курса географии, необходимо использовать характерные факты, жизненные примеры, статистические материалы, которые вызовут у школьников потребность задуматься над многим, казалось бы обыденными явлениями. Сообщая, например, о том что на сколько важна человеку атмосфера, так как без нее он не может существовать, потому что он дышит кислородом, выделяемым растениями, которые нас окружают.
Выясняя значимость человека в природе, необходимо заострить внимание детей на решение житейских проблем, которые часто возникают с детьми. Отношение их к школьной мебели. Здесь учителю необходимо отметить, что каждый испорченный стул или парта – это не только ущерб, нанесенный семье, школе, государству, но прежде всего природе. Ведь каждый стул, каждая парта , прослужившая больше положенного срока, позволяет сохранить огромный участок леса, площадь которого может составлять около нескольких десятков га леса. Пример того, что 400 молодых деревьев за лето позволяют задержать за лето более 300 кг пыли, является очень важным для учащихся в осознании своей значимости в сохранении природы, при озеленении территории школы, района, города или республики. А бережное отношение к учебникам, тетрадям позволит продлить их век, а это тысячи сохраненных деревьев, от которых зависит жизнь многих видов животных. Поэтому, подобные задачи позволят с молодых лет сформировать бережное отношение к природе, окружающему миру.
Одним из этапов формирования ответственного отношения к природным богатствам страны является рачительное и экономное пользование водными ресурсами. Мы знаем, запасы воды на Земле огромны, но их чрезмерное использование может привести планету к губительным последствиям, которые будет невозможно исправить. Испокон веков люди селились вокруг водоемов. Вода для человека - это жизнь. Не всегда человеку хватает влаги для своих потребностей. Сегодня на планете от не разумного пользования водой появляются безжизненные пространства, которые будет невозможно использовать человеку в ближайшие столетия. А как же нужно экономить воду? Если из крана капает очень тонкая струйка воды, значит утечка за сутки может составить около40-50 ведер. А если это не один кран, а тысячи? Что будет с планетой в ближайшие годы? Значит, экономить водные ресурсы необходимо каждый день, а не от случая к случаю, и относится как самому дорогому богатству, которым обладает человечество.
Данную работу необходимо проводить комплексно и систематически, используя различные формы и методы в учебно-образовательном процессе, во вне классной деятельности в школе, а также на учебных занятиях в системе дополнительного образования. Результат этих действий позволит сформировать заботливое и бережное отношение у подрастающего поколения к общественному достоянию – природным ресурсам.
Ученики должны правильно представлять роль человечества на Земле. Они должны строго уяснить, что только бережное отношение человека к природе является залогом выживания самого человечества на планете. Правильное отношение к природе предполагает не только бережливость, но и разумный рациональный подход к использованию богатств, этой уникальной планеты Земля.
Человечество должно знать и понимать, что необходимо беречь природу для себя и будущих поколений. Это гражданский долг каждого человека, и насколько ответственно учащиеся его исполнят, зависит от нас педагогов, которые формируют мировоззрение подрастающего поколения.












15