Статья Экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Статья: «Экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Автор работы: Комарова Галина Ивановна,
учитель биологии высшей категории
МБОУ СОШ № 1 г. Рудни Смоленской области

В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.
Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологическое образование способствует формированию ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет школьное экологическое воспитание.
Экологическое образование и воспитание школьников по предмету биологии реализуется по общеобразовательной программе и программам дополнительного образования: «Живой мир родного края», «Юный эколог», «Экология родного края». Эти программы позволили накопить богатый опыт работы в области экологического образования.
В кабинете биологии создана необходимая база для осуществления системы непрерывного экологического образования, которая включает программно – методическое обеспечение процесса и экологическую лабораторию для проведения занятий разного типа, для осуществления проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Эффективность экологического образования и воспитания может быть достигнута комплексным, системным подходом экологизации в школе.
По предмету биология комплексный подход к формированию экологической грамотности, экологической культуры и нравственного отношения к природе включает в себя ряд мероприятий: разработка элективных курсов, факультативов, проведение внеклассных мероприятий, реализация социально-значимых и исследовательских проектов.
Эти направления работы способствуют формированию у школьников умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, значимости ведения здорового образа жизни.
Система работы позволяет освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде, направлена на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта и позволяет освоить нормы поведения в окружающей природной и социальной среде.
Содержание программ включает в себя приобретение теоретических заний, которые затем сопровождаются серией практических работ, целью которых является выявление и изучение состояния окружающей среды.
 В среднем и старшем звене реализация экологического образования осуществляется посредством экологизации учебного предмета биологии по программе, созданной авторским коллективом под редакцией Пономарёвой И.Н.
Для реализации программы используются учебники, пособия, рабочие тетради, разработанные в соответствии с созданной авторским коллективом программой под научным руководством проф. И.Н. Пономарёвой. УМК представляет единую дидактическую систему, все части которой связаны общими научными принципами. Эти принципы кратко можно изложить так: развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, её биологического разнообразия, насущной необходимости бережного отношения к природе; раскрывать закономерности эволюции органического мира и взаимосвязей в структуре биологических систем и воспитывать экологическую культуру в общении с живой природой.
Все курсы обучения биологии по программе авторского коллектива под руководством проф. И.Н. Пономарёвой обеспечены экологическим аспектом, которые соответствуют изучаемым разделам.
Через предмет биологию можно достичь ценностно-ориентированного, целенаправленно организованного, планомерно-систематического процесса формирования экологического сознания учащихся как базового компонента экологической культуры личности.

Важным и необходимым звеном в системе непрерывного экологического образования является дополнительное образование и воспитание. Оно позволяет наряду с экологической грамотностью воспитывать у школьников готовность и умение принимать решения и действовать в конкретных жизненных ситуациях.
Разработанные мной образовательные программы дополнительного образования детей предполагают не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Большое внимание в системе экологического образования по предмету биология уделяется проектной и исследовательской деятельности, развитию исследовательских навыков обучающихся и творческих способностей учащихся. Данный вид деятельности предполагает выполнение учащимися исследовательского проекта по определенной теме и его защиту. Учащиеся имеют возможность представлять свои проекты на школьных, районных, региональных олимпиадах, конкурсах научно-практических конфкренциях.
Для достижения результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся в системе работы по предмету биологии используются технология проектной деятельности (Е.С. Полат) и технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).
Планирование работы по экологизации  образовательного  процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.
Основными формами экологической работы по предмету биология являются: посещение кружков, факультативов, курсов; групповая и индивидуальная проектная деятельность; научно-практические школьные и районные конференции; конкурсы; декада биологии; эколого-просветительская деятельность; олимпиады.
Достижения учащихся в развитии творческих способностей и формировании умений и навыков проектной и исследовательской деятельности стали высокие результаты участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня.
Среди участников планируемых мероприятий высоких результатов достигли многие ученики. Хотелось бы отметить самых активных участников:
Александрова Александра, ученица 11 класса: участвовала в областном конкурсе «Экология родного края» (3 место); участвовала в областном конкурсе «Юннат 2015» (з место), активный участник областных конкурсов: « Живем на Смоленщине», «Защити озоновый слой земли», участник областной олимпиады по экологии, победитель Всероссийской олимпиада по экологии (муниципальный уровень); призер районной научно-практической конференция «Шаг в науку».
Григорович Дарья, ученица 11 класса: призер Всероссийской олимпиады по экологии (муниципальный уровень); активный участник областных конкурсов: «Экология родного края», «Защити озоновый слой земли»; участник областной олимпиады по экологии.
Алексеенкова Александра, ученица 8 «а» класса принимала участие в областном конкурсе «Юннат 2015» (2 место).
Ануфреенков Максим, ученик 10 класса, победитель областного заочного конкурса детских творческих работ «Зеркало природы».
Медведева Виктория, ученица 8 «а» класса, призер международного игрового конкурса по естествознанию 2015-2016 «Человек и природа», активный участник областного конкурса «Юннат 2015».
Участие учеников в различных мероприятиях способствует самореализации потенциальных возможностей ребенка, помогает обрести уверенность в себе и мотивируют к самосовершенствованию, что очень важно для личности каждого ребенка.
В заключении хочу отметить, что экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Заголовок 315