Художественно – эстетическое воспитание обучающихся на уроках специальных дисциплин в условиях перехода к стандартам 2 поколения в профессиональном образовательном учреждении.


Художественно – эстетическое воспитание обучающихся на уроках специальных дисциплин в условиях перехода к стандартам 2 поколения в профессиональном образовательном учреждении.
Кузнецова Наталья Сергеевна, преподаватель специальных дисциплин
e – mail: radka68@mail.ruКраевое государственное казенное
профессиональное образовательное учреждение 18
г. Комсомольск – на Амуре
Реализация содержания предметов специальных дисциплин в условиях введения нового государственного образовательного стандарта играет большую роль в практической востребованности результатов обучения учащихся. В связи с переходом на новые образовательные стандарты деятельностный характер образования, формирование у учащихся общих умений и навыков, обобщение способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности нацелены на обеспечение целостности содержания образования. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы.
Использование инновационных технологий в учебном процессе направлено на повышение качества профессиональной подготовки и активизации роли самостоятельной работы учащихся в профессиональных училищах. На сегодняшний день существует достаточно утверждений о том, что сформировать гармоничную, эстетически развитую личность на уроках в профессиональных училищах можно средствами межпредметной связи с уроками общеобразовательного и профессионального циклов. Применение на занятиях классической музыки, произведений декоративно – прикладного искусства, шедевров Высокой моды, полотен великих мастеров живописи – помогает строить в душах учащихся «храм духовности» и оберегать его от разрушений. Подключая к учебному процессу разные виды искусства, мы формируем и обогащаем духовный мир учащегося, развиваем его чувства. В этом и состоит задача учителей, педагогов дополнительного образования и родителей.
Изучив опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают учащимся овладеть активными способами получения новых знаний, дают возможность подняться на более высокий уровень личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых учащиеся не могут не научиться; стимулируют творческие способности учащихся, помогают приблизить теорию к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [2, с.120-125].
В процессе художественно – эстетического образования и воспитания на уроках, кроме развивающих целей, предполагается подготовка к профессиональной деятельности. У учащихся вырабатываются нравственно – волевые качества, развивается эстетический вкус, без которых невозможен учебный и профессиональный труд. Изобразительное искусство, музыка, архитектура и многие другие культурные ценности хранят богатейшие возможности для эстетического воспитания в процессе преподавания специальных предметов. Часто способные к живописи ученики тяготятся уроками, на которых точные науки преподаются им в виде свода законов и формул. Задача учителя - показать, что людям творческих профессий знания по общеобразовательным предметам просто необходимы профессионально, поскольку «…художнику, не обладающему определенным мировоззрением, в искусстве ныне делать нечего – его произведения, блуждающие вокруг частностей жизни, никого не заинтересуют и умрут, не успев родиться». Кроме того, очень часто интерес к предмету начинается именно с интереса к учителю, и учитель обязан знать хотя бы основы живописи и быть художественно образованным человеком, чтобы между ним и его учениками зародились живые связи.
Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, используя мультимедиа, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся, повышает действенность живого слова учителя. Такой компьютер, оснащенный мультимедиа, с успехом может заменить киноаппарат, диапроектор или кодоскоп, проигрыватель или магнитофон. Он позволяет осуществить демонстрацию видеофильмов или их фрагментов, подготовить слайд-шоу.
Для многих учащихся Интернет - это уже не только гигантская библиотека, а среда существования. Задача педагогов сделать ее не только развлекательной, но и познавательной. При создании проектов на уроках специальных дисциплин учащиеся с помощью Интернета смогут расширить возможности в отборе богатого материала для своей темы, а так же объединится со своими сверстниками из различных регионов, т.к. Интернет предоставляет возможность работать вместе, преодолевая возрастные, культурные, языковые барьеры.
На уроках «Основы конструирования и моделирования одежды» учащиеся знакомятся с техникой создания моделей. Как мы понимаем, мало просто создать модель, ей надо придать красивый вид, подходящий для выставок.
В этом учащимся помогает такой предмет как «Основы художественного проектирования одежды», на котором они учатся дизайну.
Дизайн – сфера, в которой пересекаются профессионализм и творчество.
Графический редактор Paint входит в состав Microsoft Office, поэтому доступен всем пользователям. При дальнейшей работе с компьютером учащиеся проявляют интерес к использованию программных продуктов, позволяющих создавать более сложные графические объекты. Здесь уже происходит создание многослойных изображений, имитация различной техники рисования и т.д. Использование мультимедийного проектора и пакета Power Point (презентации) позволяет украсить любое выступление, доклад или урок.
Например, учащиеся на уроке «Основы художественного проектирования одежды» создали рисунки моделей с применением оптических иллюзий и использовали их в оформлении курсовой работы. С помощью интерактивной доски учащиеся могут представить порядок и правила снятия мерок в трехмерном изображении, выполнить моделирование (разрезать, раздвинуть, соединить детали), увидеть фигуру человека в движении для создания модели.
Таким образом, мы видим, что на уроках специальных дисциплин непременно должен присутствовать элемент художественно – эстетического воспитания и развития, используя который, мы вводим учащегося в мир профессиональной деятельности человека, раскрываем жизнь в новых для него чертах и образах, способствуем развитию творческих профессиональных способностей. Перед педагогами стоит задача воспитания эстетически развитого и культурного человека с помощью информационных технологий. А без этого нет шанса занять достойное место среди профессионалов. Для внедрения федерального государственного образовательного стандарта нам поможет накопленный опыт в объединении специальных дисциплин и практических занятий, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение. Все это и много другое позволят создать условия для реализации образовательной программы, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования.
Используемая литература:
1. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2005.
2. Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005, № 8.