Статья для учителей математики:Экологическое воспитание на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Экологическое воспитание на уроках математики
в условиях реализации ФГОС.

Эпова Наталья Викторовна
МБОУ г.Иркутска СОШ№ 12

Древняя китайская пословица гласит:  «Расскажи мне, и я забуду,  Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь».

В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.               
Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка? Да потому, что природа окружает ребёнка с первых дней его жизни. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы.
Все учебные предметы дают возможность формировать экологическую воспитанность детей. Рассмотрим работу по экологическому воспитанию на уроках математики.
Уже при обучении детей счёту можно использовать окружающую природу. Например, сосчитать:
-  птиц или домашних животных, имеющихся в домашнем хозяйстве;
- деревья, растущие вдоль школьного стадиона;
Использование в практике работы педагога дидактических игр, текстовых задач с использованием элементов природы как средства формирования экологической культуры эффективно в целях экологического воспитания обучающихся.
Дети с интересом решают задачи, содержащие информацию краеведческого характера.
Задача №1.
В окрестностях Иркутска, Братска, Жигалово уже к 30-м гг. XX в. строевой лес был вырублен в радиусе 30 - 40 км. Какова площадь вырубленных лесов в окрестности каждого из этих городов?
Задача №2.
Ежегодно 40% прироста древесных пород идет на дрова. Вычислите территории лесничества 50 лет назад, если в настоящее время оно занимает площадь 40 544 га.
Задача №3.
Байкал - древнейшее по геологическому возрасту озеро, существующее минимум 20 млн. лет. В его водах обитают 2360 видов и разновидностей животных и растений, 80% из них эндемики (уникальные). Определить количество эндемиков.
Задачи на тему по математике «Движение».
1. В Иркутской области гриб веселка (phallus) растет со скоростью 5 мм в минуту и вырастает до высоты 30 см. За какое время гриб достигает указанной высоты? (1 час)
Задачи по теме: «Натуральные числа».
1. "На один миллион лесной площади приходится всего шесть работников лесного хозяйства. В 1994 году вырублено лесов 37204 га, а пожарными было охвачено 74854 га лесной площади. В 1995 году только в июле пожары уничтожили 150000 куб. метров древесины на площади свыше 400000 га".

Задачи на межпредметные связи: биология, математика, экология.
1. С гектара пшеницы в среднем получается 16 тонн сухого вещества (4 т зерна, 12 т соломы и корней). Для получения 1 кг сухого вещества расходуется не менее 300 л воды. Сколько расходуется воды при выращивании пшеницы на 2500 га? Ответ: 12 млн т воды.
2. За сутки одна божья коровка уничтожает до 100 тлей, ее самка за летний период откладывает 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания (40 суток) уничтожает до 1000 тлей или 3000 их личинок. Сколько тлей уничтожают пара жуков и их поколение за летний период (90 дней)? Ответ: более 500 млн. тлей
3. При каждом дыхательном движении человек пропускает через легкие в среднем 500 см. куб. воздуха. Выдыхаемый воздух содержит 16% кислорода (на 4 % меньше вдыхаемого). Рассчитайте, сколько кислорода потребляет ученик, класс (40 человек) за урок, если один ученик делает в 1 мин 18 дыхательных движений. Ответ: 64,8 л, 2 592 л.
Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека.
Экологическое воспитание является новым направлением в педагогике. Как показывает время, технический прогресс – это не только достижения и успехи человечества, но и гибель природы. Именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.

Стон Земли
Вращаясь в космосе в плену своей орбиты,
Не года, не два, а миллиарды лет,
Я так устала: плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И язвы травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек
(С.Михалков)