Программа элективного курса Сложные случаи орфографии и пунктуации
















Программа элективного курса по русскому языку
Сложные случаи орфографии и пунктуации
10(11) класс

Автор-составитель: Чевтаева И.Б.
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 38,
высшая квалификационная категория











Волгоград
2016





Пояснительная записка.
Элективный курс по русскому языку «Сложные случаи орфографии и пунктуации» предлагается для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов.
Данный курс учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии.
Объектом проверки на государственной итоговой аттестации по русскому языку является система знаний, умений и навыков, связанных с уровнем сформированности лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.
Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности части А Единого государственного экзамена по русскому языку. В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д.
Цель данного элективного курса – помочь обучающимся углубить знания по русскому языку и овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Из цели курса вытекают следующие задачи:
Рассмотреть наиболее сложные случаи орфографии и пунктуации.
Углубить знания о различных типах словосочетаний и предложений, о языковых нормах.
Рассмотреть трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
Формировать умение анализировать синтаксическую структуру и средства выразительности художественных и публицистических текстов.
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – значительное углубление знаний по русскому языку и овладение умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники осваивают трудные случаи постановки знаков препинания, нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов, трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагается теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе.
Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части А на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: семинары, собеседования, практикумы, консультации.
Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Для реализации целей используются следующие методы:
-объяснительно-иллюстративный; -программированный; -эвристический; -проблемный.
Реализация программы предусматривает использование следующих приемов: выполнение упражнений аналитического характера (выделить, подчеркнуть, сгруппировать, вставить буквы, языковой разбор и т.д.) и конструктивного характера (составление словосочетаний и предложений по образцу, по модели), анализ текста, тестирование, постановка проблемных вопросов, эвристическая беседа, проблемная лекция, создание проблемных ситуаций, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение.
Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
различные типы словосочетаний и предложений;
трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого;
языковые нормы;
сложные случаи орфографии и пунктуации.
Должны уметь:
Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
Выполнять различные типы тестовых заданий;
Самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
Работать со справочной литературой.


Содержание программы
Раздел №1. Морфемика (8 часов).
Тема 1. Нормативное правописание корневых морфем. Гласные после шипящих (2 часа).
Правописание корневых морфем, правописание гласных после шипящих
Тема 2. Гласные и согласные в приставках. Буквы Ъ и Ь (2 часа).
Правописание гласных и согласных в приставках
Правописание твердого и мягкого знаков
Тема 3. Слитное, раздельное и дефисное написание слов(2 часа).
Правописание не и не с различными частями речи, слитное и раздельное написание союзов и произвольных предлогов, слитное, раздельное, дефисное написание наречий, написание сложных слов, дефисное написание приставок, суффиксов, служебных частей речи.
Тема 4. Гласные и согласные в суффиксах и в окончаниях. Гласные после шипящих и ц. ( 2часа)
Правописание суффиксов -ек и -ик, суффиксы -ова-ева, -ыва-ива; суффиксы в наречиях, -н- и –нн- в суффиксах прилагательных, существительных, наречий, причастий, гласные в суффиксах прилагательных и причастий. Гласные в окончаниях. Гласные после шипящих и ц.
Раздел № 2. Синтаксис и пунктуация (5 часов).
Тема 5. Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. (1 час)
Речевые нормы, тема текста и авторская позиция,словосочетания и типы связи в словосочетаниях.
Тема 6. Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. (2часа)
Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Интонационное богатство русского языка.
Речевые нормы. Знаки препинания при однородных членах предложения и обособленных членах предложения.
Тема 7. Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них. (2часа).
Виды сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Пунктуация в сложноподчиненном и сложносочиненном предложении. Особенности пунктуации в бессоюзном сложном предложении.
Раздел № 3. Культура речи и стилистика (3 часа).
Тема 8. Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. (2 часа)
Синонимия сложноподчиненного предложения и простого осложненного предложения.
Тема 9. Речевые нормы (1 час)
Орфоэпические нормы, лексико-фразеологические нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы, стилистические нормы.
Тема 10.Итоговое занятие (1 час)







































Календарно-тематическое планирование курса «Сложные случаи орфографии и пунктуации».

Дата
Тема
Всего часов
Кол.-во часов
Вид занятия





теория
практика


Раздел №1. Морфемика (8 часов).

1

Нормативное правописание корневых морфем. Гласные после шипящих
2
1
1
Опорный конспект, практикум


2


Гласные и согласные в приставках
Буквы Ъ и ь

2
1
1

Опорный конспект, практикум


3

Слитное, раздельное и дефисное написание слов




2
1
1
Опорный конспект, практикум





4

Гласные и согласные в суффиксах и в окончаниях. Гласные после шипящих и ц.
2
1
1
Опорный конспект, практикум



Раздел № 2. Синтаксис и пунктуация (5 часов).

5

Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов.

1

1
Опорный конспект, практикум

6

Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения.
2
1
1
Сообщения учащихся, работа в группах, практическая работа.

7

Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них.
2

2
Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме.

Раздел № 3. Культура речи и стилистика (3 часа)

8

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.
2
1
1
Мини-лекция учителя.
Сообщения учащихся, редактирование стилистических текстов

9

Речевые нормы


1

1
Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ.

10

Итоговое занятие
Итого
1
17


6

11



Список литературы
1. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл.
2. Влодавская Е. А. Единый государственный экзамен. Поурочное планирование.
3. Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников и абитуриентов.
4. Трошева Т.Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика.
4. Львова С. И. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных по русскому языку. 11 класс.
5. Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистического анализа текста.
6. Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка.
7. Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии.
8. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе.
9. «Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык: контрольные измерительные материалы»/ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова.
10. «Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».
11. «Единый государственный экзамен: Русский язык: Типичные ошибки при выполнении заданий».

Утверждено
на педагогическом совете
МОУ СОШ № 38
Протокол № от
Директор МОУ СОШ № 38
/Т.А.Журба/
Согласовано
на научно-методическом совете
МОУ СОШ № 38
Протокол № от
Зам. директора по НМР
/В.М.Жевак/
Рассмотрено
на заседании МО учителей
русского языка и литературы
Протокол № от
Руководитель МО
/И.Б.Чевтаева/
Программа элективного курса по русскому языку
Трудные вопросы языкознания
10(11) класс

Автор-составитель: Чевтаева И.Б.
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 38,
высшая квалификационная категория



Волгоград
2011








Пояснительная записка.
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы языкознания»
предлагается для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов.
Данный курс учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии.
Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности части В Единого государственного экзамена по русскому языку. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний.
На синтаксис отводится 5 часов, причём главное внимание уделяется нормативному построению словосочетаний и предложений различных типов, трудным случаям согласования подлежащего и сказуемого, анализу синтаксической структуры и средств выразительности художественных и публицистических текстов.
На речь и функциональные стили речи программой выделяется 7 часов. Главное внимание сосредоточено на анализе языковых средств, основных видах тропов и их использовании мастерами художественного слова – т. к. именно эти вопросы вызывают затруднения у учащихся.
Закрепляются знания о способах словообразования , о самостоятельных и служебных частях речи, лингвистическом анализе.
Представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям.
Цель данного элективного курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Из цели курса вытекают следующие задачи:
закрепить и расширить знания учащихся о способах словообразования;
углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи, их признаках, изобразительно-выразительных возможностях;
углубить знания учащихся о словосочетании и предложении, об изобразительно-выразительные возможности синтаксиса;
углубить знания о способах связи предложений в тексте;
углубить знания о функциональных стилях речи;
формировать умение анализировать синтаксическую структуру и средства выразительности художественных и публицистических текстов.
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – значительное углубление знаний по русскому языку и овладение умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Выпускники осваивают изобразительно-выразительные возможности грамматики, систематизируют и дополняют знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагается теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе.
Результатом системы работы курса является успешное решение сложных лингвистических задач.
Итоговой работой является зачет по теории курса, а также контрольная работа в формате ЕГЭ.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Для реализации целей используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный;
программированный;
эвристический;
проблемный.
Реализация программы предусматривает использование следующих приемов: составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме, сообщения учащихся, редактирование стилистических текстов, анализ текста, тестирование, постановка проблемных вопросов, эвристическая беседа, проблемная лекция, создание проблемных ситуаций, наблюдение, анализ.
Формы проведения занятий: семинары, собеседования, практикумы, консультации.
Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса.
Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом предложении» и т. д.
Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
сложные случаи словообразования;
изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций;
основные особенности функциональных стилей.
Уметь:
работать со справочной литературой;
анализировать тексты разных стилей;
анализировать синтаксическую структуру и средства выразительности художественных и публицистических текстов.
Содержание программы
Раздел №1. Словообразование (2 часа)
Тема 1. Различные способы словообразования (2 часа).
Особенности русского словообразования. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный способы. Трудные случаи словообразования.
Раздел №2. Морфология (3 часа)
Тема 2. Морфологические нормы русского языка (2 часа)
Переход самостоятельных частей речи в производные предлоги и союзы; морфологические и синтаксические различия между ними; написание производных предлогов и союзов. Способы отличия отглагольных прилагательных от причастий (по суффиксу, по значению). Речевые ошибки и их профилактика при образовании и употреблении в речи простой и составной степеней сравнения прилагательных и наречий.
Тема 3. Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций (1 час).
Виды тропов (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха и др.), их отличительные признаки и изобразительные возможности. Стилистические фигуры речи. Понятие о них, разновидности (повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, поли- и асиндетон, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования. Анализ художественного текста.
Раздел №3. Синтаксис (5 часов)
Тема 4. Словосочетания и типы связи в словосочетаниях (1час).
Управление, согласование, примыкание; алгоритм рассуждения при определении типа связи слов в словосочетании; грамматические ошибки и их профилактика при образовании словосочетания со связью «управление».
Тема 5. Виды односоставного предложения (1час).
Алгоритм рассуждения при определении вида односоставного предложения; способы выражения сказуемого в односоставном предложении.

Тема 6. Обособленные члены предложения. Трудные случаи пунктуации (1 час).
Алгоритм рассуждения при определении однородных и неоднородных определений; обособление однородных членов предложения.
Трудные случаи, связанные с обособлением определений, дополнений и обстоятельств.
Алгоритм рассуждения при определении вводных и вставных конструкций; обособление их в предложении.
Тема 7. Виды придаточных в сложноподчиненном предложении (1час).
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточных в сложноподчиненном предложении. Вид подчинения в предложениях с несколькими придаточными. Место союзного слова «который» в сложноподчиненном предложении, двойная функция сочинительных союзов И, А, НО
Тема 8. Способы связи предложений в тексте (1 час).
Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи частей текста. Порядок слов в предложении. Анафора, эпифора.
Раздел № 4. Речь. Функциональные стили речи (7 часов)
Тема 9. Функциональные стили речи(1 час)
Основные особенности функциональных стилей речи: назначение каждого из стилей, сфера использования.
Тема 10. Особенности публицистического стиля речи (2часа).
Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.
Тема 11. Художественный стиль речи (1час).
Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Тема 12. Анализ художественного текста (2часа).
Основные направления анализа прозаического и поэтического текста.
Тема 13. Итоговая контрольная работа (1час)


Тематическое планирование курса «Трудные случаи языкознания»


Дата
Тема
Всего часов
Кол.-во часов
Вид занятия





теория
практика


Раздел 1. Словообразование

1

Способы словообразования.
2
1
1
Мини-лекция, практикум.

Раздел 2. Морфология

2-3

Морфологические нормы русского языка.


2
1
1
Работа в группах, беседа.

4

Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

1
1

Работа в группах, беседа.

Раздел 3. Синтаксис

5

Словосочетания и типы связи в словосочетаниях.
1
1

Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме. Анализ текста.

6

Виды односоставного предложения.
1

1
Сообщения учащихся, редактирование стилистических текстов

7

Обособленные члены предложения. Трудные случаи пунктуации.
1

1
Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ.



8

Виды придаточных в сложноподчиненном предложении.
1
1

Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ.



9

Способы связи предложений в тексте.
1

1
Лингвистический анализ текста.

Раздел 4. Речь. Функциональные стили речи.

10

Функциональные стили
речи.
1

1
Сообщения учащихся, практическая работа; семинар, работа в группах.

11-12

Особенности публицистического стиля речи.

2
1
1
Практическая работа, составление таблицы, выступления учащихся.

13

Художественный стиль речи.
1

1
Сообщения учащихся, работа в группах с текстами

14-15

Анализ художественного текста.
2
1
1
Работа в группах, беседа

16

Итоговая контрольная работа.
1




17

Резервный урок













Список литературы:
1. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл.
2. Влодавская Е. А. Единый государственный экзамен. Поурочное планирование.
3. Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников и абитуриентов.
4. Трошева Т.Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика.
4. Львова С. И. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных по русскому языку. 11 класс.
5. Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистического анализа текста.
6. Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка.
7. Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии.
8. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе.
9. «Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык: контрольные измерительные материалы»/ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова.
10. «Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».
11. «Единый государственный экзамен: Русский язык: Типичные ошибки при выполнении заданий».






































































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615




шђ Заголовок 1 Заголовок 315