Проблемы формирования пунктуационных умений младших школьников в практике современной начальной школы


МБОУ СОШ №39
Щербинина Ю.И.
Проблемы формирования пунктуационных умений младших школьников в практике современной начальной школы
Обучение детей в младших классах является начальным этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил постановки знаков препинания. Из знаков препинания в начальных классах изучаются: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Причем, запятая употребляется в простом предложении и с однородными членами. Несмотря на то, что количество пунктуационных правил, изучаемых в начальных классах, незначительно и главным образом они «обслуживают» конец предложения, учителю необходимо в каждом классе систематически работать над пунктуацией, исходя из ее функции в речи и основ, на которых базируется постановка знаков препинания. Основное назначение пунктуации, как это отмечается в лингвистической литературе,- «указывать на смысловое членение речи». Кроме того, знаки препинания, наряду с другими языковыми средствами, передают смысловые оттенки, свойственные отдельным частям высказывания, раскрывают «взаимоотношение тех частей предложения, между которыми они стоят». Тем самым пунктуация способствует точной передаче и правильному восприятию мыслей. Например, постановка точки на конце предложения указывает на законченность предложения и его повествовательный тип по цели высказывания. Восклицательный знак в конце предложения также указывает на завершенность предложения и на отношение говорящего или пишущего к своему высказыванию. При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель, прежде всего, показывает их роль, их назначение в письме иной речи. При этом обращается внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения, т. е. как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим. (Элементарный прием ознакомления с ролью точки - чтение сплошного текста, не поделенного на предложения. Чтение и понимание такого текста затруднено.) Важность изучения правил русской пунктуации учениками младших классов объясняется тем, что в начальных классах закладываются основы грамотного письма. Это понятие включает в себя: во-первых, усвоение всех букв в письменном и устном виде, т.е. алфавита и основ каллиграфии. Во-вторых, обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи (точнее, фонем) т.е. графика, все ее правила и тонкости. В-третьих, усвоение орфографии и пунктуации, т.е. системы правил их применения, проверка орфограмм и пунктограмм с помощью правил на основе понимания значений слов, грамматических форм, текста.
Особое место в общей системе обучения младших школьников русскому языку занимает начальный курс пунктуации. Он является основой для последующего развития пунктуационных знаний и умений.
Важность раннего ознакомления учащихся с пунктуацией обусловлено тем, что целенаправленное внимание младших школьников к знакам препинания поможет создать прочную основу для формирования у школьников пунктуационных знаний и умений; сформировать умение видеть за знаком и правильно воспринимать и осознавать смысл высказывания, а затем верно интонационно его воспроизводить, а также научить учащихся использовать знаки препинания при создании письменных работ для точного выражения своих мыслей и чувств. Школьная практика показывает, что традиционно в начальных классах изучают четыре знака препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки и несколько случаев постановки запятой на основе смысла предложений, их интонации и понимания их структуры. Но в своей практике школьники нуждаются в знании правил оформления прямой речи (кавычки, тире), нередко они пользуются многоточием, реже - скобками. Со всеми этими знаками они встречаются в процессе чтения книг, и, естественно, осознают ситуации их употребления. А ведь к числу пунктуационных знаков, кроме того, относят деление текста на абзацы и соответствующий отступ в начале строки. Близки по функции к пунктуации различные шрифтовые выделения, подчеркивания, приемы расположения текста на странице. Лишь у части школьников постепенно формируется пунктуационное чутье, подобно чутью орфографическому, но в большинстве случаев учащиеся нуждаются в изучении правил пунктуации. Наиболее распространенным способом изучения правил пунктуации в начальной школе является интонационный. Опыт показывает, чтобы понять интонационную основу пунктуации, следует больше уделять внимания декламации, драматизации, сценическим выступлениям детей. Интонация хорошо усваивается в процессе чтения вслух по книге. К сожалению, в школьной практике гораздо реже используется при изучении пунктуации моделирование. Не находят широкого применения такие приемы как дидактические игры, графические диктанты, анализ пунктуационных ошибок, которые допускают младшие школьники при выполнении различных видов письменных заданий и др.
Литература:
Аббасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников // Школьные технологии, 2002. - №5. - С.56-61.
Алексеева, Т.В. Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма [Текст] / Т.В. Алексеева // Начальная школа.– 2000. – № 5. – С. 5.
Бабайцева В.В., Бернарская Л.Д. Заметки о пунктуации // Русский язык в школе. – 2008. – № 7.
Бескоровайная Л.С. Современные открытые уроки русского языка. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 382 с.
Евграфова С. Синтаксис и семантика в пунктуации // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 2004. – № 14.