Элективный курс по русскому языку Принципы русской орфографии

Элективный курс по русскому языку

"Принципы русской орфографии"


Пояснительная записка

Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 34 часа (1час в неделю).

Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.

Дидактические принципы отбора содержания материала:
научность;
доступность;
последовательность и системность изложения материала;
преемственность и перспективность;
связь теории с практикой;
наглядность;
целостность.

Курс "Принципы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Методы обучения:
эвристическая беседа;
исследование;
проблемно-поисковые задания;
наблюдение;
лингвистические игры;
индивидуальные задания.

Ожидаемые результаты

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:
знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:

правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи.












Календарно-тематическое планирование
элективного курса
"Принципы русской орфографии"

№ п/п
Темы занятий
Количе-ство часов
Дата
проведения

1.
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.
2


2.
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня.
2


3.
Правописание о/ё после шипящих в корне слова.
1


4.
Правописание приставок на -з / -с.
2


5.
Написание ы в начале корня после приставок на согласный.
1


6.
Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных.
2


7.
Правописание непроверяемых гласных и согласных корня.
1


8.
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
2


9.
Разделительный Ъ.
1


10.
Правописание Ь как разделительного знака как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.
1


11.
Употребление приставок пре- и при-.
2


12.
Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.
2


13.
Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).
2


14.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
1


15.
Правописание суффиксов глаголов.
2


16.
Правописание суффиксов причастий.
2


17.
Написание не с именами существительными, именами прилагательными.
2


18.
Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями.
1


19.
Написание не с причастиями.
1


20.
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
1


21.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.
1


22.
Употребление прописных букв.
1


23.
Правила переноса.
1



ИТОГО
34




















Учебно-методическое обеспечение
1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
2. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
4. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
5. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
6. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.

15