Конспект урока русского языка Принципы русской орфографии (10 класс)





Конспект урока русского языка
Учитель русского языка: Салищева О.К.
Предмет: русский язык
Школа №___ Класс 10
Программа, по которой работает учитель: Русский язык. 10-11 классы. Учебник Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. - 8-е изд. - М.: 2011. - 448 с.
Тема урока: Принципы русской орфографии
Тип урока: комбинированный урок
Перечень оборудования: учебник по русскому языку, раздаточный материал, мультимедийный проектор, ноутбук, слайд-презентация по теме.
Список используемой литературы:
Русский язык. 10-11 классы. Учебник. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. - 8-е изд. - М.: 2011. - 448 с.
Русский язык. 10-11 классы. Учебник. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. - 4-е изд. - М.: 2011. - 368 с.
Синтаксический разбор сложного предложения и анализ текста: учебное пособие. Бурцев В.А. - 2004.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/06/04/osnovnoy-printsip-russkoy-orfografii-foneticheskie-i
Цель урока: актуализировать знания учащихся о морфологическом, традиционном, фонетическом и дифференцирующем принципах орфографии.
Задачи урока:
Обучающие:
актуализировать знания о принципах русской орфографии в ходе работы с теоретическими статьями;
совершенствовать умение делать синтаксический анализ сложной синтаксической конструкции с разными видами связи в ходе синтаксического разбора;
актуализировать знания о пунктуации сложного предложения и простого предложения с осложняющими конструкциями в ходе объяснительного диктанта;
актуализировать знания по орфографии (правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий, правописание наречий и слов с непроверяемыми орфограммами-буквами).
Развивающие:
развивать логическое мышление в ходе выборочного и распределительного списывания;
развивать абстрактное мышление в ходе синтаксического анализа сложной синтаксической конструкции;
развивать кратковременную слуховую память в ходе работы с теоретическими статьями, объяснительного диктанта;
Воспитательные:
воспитывать аккуратность при оформлении записей;
воспитывать уважительное отношение к ответам одноклассников;
воспитывать интерес к русскому языку и литературе при помощи использования фрагментов текстов русских писателей в качестве языкового материала.

Структура занятия и хронометраж:

Этапы урока
Методы и приемы работы на каждом этапе урока
Хронометраж

I.Организационный момент
Метод: слово учителя
Прием: приветственное слово учителя
1 мин.

II. Сообщение темы и целей урока
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово учителя
2 мин.

III. Этап опорного повторения
Метод: диктант
Прием: объяснительный диктант, синтаксический анализ сложной синтаксической конструкции
Метод: опрос
Прием: устный индивидуальный опрос
Метод: списывание
Прием: выборочное списывание, синтаксический анализ словосочетания
10 мин.


3 мин.


8 мин.

IV. Изучение темы урока
Метод: работа с теоретической статьей, слово учителя
Прием: чтение и анализ теоретической статьи, сопроводительное слово учителя
5 мин.

V. Этап отработки умений и навыков
Метод: опрос
Прием: устный фронтальный опрос
Метод: слово учителя
Прием: обобщающее слово учителя
Метод: диктант
Прием: объяснительный диктант
5 мин.

1 мин.

7 мин.





VI. Этап комментирования домашнего задания
Метод: слово учителя
Прием: комментирующее слово учителя
2 мин.





VII. Этап обобщения знаний
Метод: слово учителя
Прием: обобщающее слово учителя
1 мин.












Ход урока

№ п/п, этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Примечания

1. Организационный этап
Метод: слово учителя
Прием: приветственное слово учителя
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное


2. Сообщение темы и целей урока
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово учителя
- Сегодня на уроке мы повторим принципы русской орфографии, а также выполним несколько заданий для подготовки к ЕГЭ. Запишите дату - «Двадцать девятое сентября», вид работы - «Классная работа» и тему урока - «Принципы русской орфографии».
Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное
Письмо: учебная запись по предмету
Образец записи:

- Двадцать девятое сентября
Классная работа
Принципы русской орфографии
Запись на доске даты, вида работы и темы урока

3. Этап опорного повторения
Метод: диктант
Прием: объяснительный диктант, синтаксический анализ сложной синтаксической конструкции
- Сначала мы восстановим знания о пунктуации сложного предложения и вспомним, как делать синтаксический разбор. Первое задание: записать предложение, которое я сейчас продиктую, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. К доске пойдет (имя ребенка)
Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад: он совершенно приучился голодать по вечерам, нося в мыслях своих идею будущей шинели.
- Проверьте, есть ли на доске орфографические ошибки?
- Подчеркните в этом предложении все грамматические основы, сделайте синтаксический анализ и составьте схему. К доске пойдет и выполнит это задание (имя ребенка).





Метод: опрос
Прием: устный индивидуальный опрос
- Почему деепричастный оборот обособляется запятой?
- Объяснить написание суффикса в слове совершенно?


- Объяснить написание слова сначала.




Метод: списывание
Прием: выборочное списывание, синтаксический анализ словосочетания
- Теперь вспомним виды связи в словосочетаниях. Для этого выпишите все словосочетания из первой части записанного вами предложения и определите вид связи в каждом из них. На выполнение этого задания даю вам 5 мин.



-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу с образцом, представленном на слайде. Исправьте ошибки и выставите отметки в соответствии с указанными на слайде критериями.
Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное
Письмо: учебная запись по предмету
Образец записи:
- [Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям], но [потом как-то привыклось и пошло на лад]: [он совершенно приучился голодать по вечерам, нося в мыслях своих идею будущей шинели].

[ = ], но [ = и =]:[ - = | | ].
Это сложная синтаксическая конструкция с сочинением и бессоюзием.
1 часть - односоставное, безличное, распространенное предложение, неосложненное.
2 часть - односоставное, безличное, распространенное предложение, осложненное, осложнено однородными сказуемыми.
3 часть - двусоставное, распространенное предложение, осложненное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное
Говорение: устный ответ по предмету
Образец ответа:
- Потому что стоит после определяемого слова.
- Совершенно – нареч., в наречии пишется столько же -н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано (совершенный – пишется суффикс -енн).
- Это наречие, с временным значением, в котором приставка соединяется с сущ., поэтому пишется слитно.
Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное
Говорение: устный ответ по предмету
Образец ответа:
- Было трудно привыкать (когда?) сначала (прим.)
Было трудно привыкать (кому?) ему (упр.)
Было трудно привыкать (к чему?) к ограничениям (упр.)
Ограничениям (каким?) таким (согл.).
Было трудно привыкать (как?) несколько (прим.)
ВЗАИМОПРОВЕРКА














ОТМЕТКИ!!!


























Слайд № 1, 2.

4. Изучение темы урока
Метод: работа с теоретической статьей
Прием: чтение и анализ теоретической статьи, сопроводительное слово учителя
- На карточках, в задании №1, перечислены принципы русской орфографии. Основной принцип русской орфографии - морфологический. В соответствии с ним все морфемы пишутся так, как они произносятся в сильной позиции. Поэтому для правильного написания орфограммы-буквы в слабой позиции необходимо подбирать проверочные слова. Если подобрать проверочное слово невозможно, начинает работать традиционный принцип - необходимо посмотреть написание слова с непроверяемой орфограммой в орфографическом словаре.
Отступлением от морфологического принципа, который предполагает единообразное написание всех морфем, является фонетический принцип - как слышится, так и пишется, - и дифференцирующий, который помогает различать слова с одинаковым звуковым составом, но разные по значению.
Более подробно с принципами орфографии вы можете ознакомиться самостоятельно с помощью раздаточного материала.
Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное
Чтение: изучающее, детальное, критическое.


5. Этап отработки умений и навыков
Метод: опрос
Прием: устный фронтальный опрос
- Теперь потренируемся определять, какой из принципов орфографии регулирует написание той или иной орфограммы. Для этого выполним задание №2 на карточках. Здесь перечислены слова с орфограммами-буквами. Ваша задача: прочитать слова и определить, в соответствии с каким принципом вставлена подчеркнутая буква. Выполнять задание будем по цепочке.


Метод: слово учителя
Прием: обобщающее слово учителя
- Таким образом, мы с вами познакомились с основными принципами русской орфографии, выяснили правописание каких орфограмм-букв они регулируют, потренировались в самостоятельном определении принципа русской орфографии на материале второго задания на карточках. Знание основных принципов русской орфографии позволит вам избежать ошибок в правописании частотных орфограмм.
Метод: диктант
Прием: объяснительный диктант
- А теперь вспомним правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Это материал для выполнения задания В11. Ваша задача: записывать предложения, которые я буду диктовать, и объяснять написание окончаний глаголов и суффиксов причастий. К доске пойдет (имя ребенка)
1) Проходят облака всё выше и нежнее, а ветер сушит сад и мягко в окна веет.
2) В лицо мне дышит свежая трава, во ржи дорога стелется.
3) Скоро гром смелее грянет, жутким блеском даль зажжется.
4) Ночь тянет вдаль свой невод золотой.
5) Ветер вдаль меня влечет, звонко песнь мою разносит.
6) Я всегда хотел любоваться бушующим морем.
7)Заходящее солнце освещало прохладные волны моря.
8) Поэт, для которого все сообщаемое редактором являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича.
9)Клокочущий поток воды смывал всё на своем пути.
10)Скользящие по воде лучи солнца ослепляли путников.
Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное
Говорение: устный ответ по предмету
Образец ответа:
- Нагар (фон.), атмосфера (традиц.), луг – лук (дифферен.), росток (традиц.), сбегал (морф.), преклонный (фон.), отыскать (фон.), шедевр (традиц.), зарница (фон.), сочетание (традиц.), изловчиться (морф.), мышь (морф.), в течение времени (дифферен.)

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное







Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное
Письмо: учебная запись по предмету
Образец записи:
- 1) Проходят (гл., 3 л., мн. ч., 2 спр.), сушит (гл., 3 л., ед.ч., 2 спр.), веет (гл., 3 л., ед.ч., 1 спр.)
2) Дышит (гл.- искл., 2 спр.), стелется (гл. – искл. 1 спр.)
3) Грянет (гл., 3 л., ед.ч., 1 спр.), зажжется (гл., 3 л., ед.ч., 1 спр.).
4) Тянет (гл., 3 л., ед.ч., 1 спр.)
5) Влечет (гл. 3 л., ед.ч., 1 спр.), разносит (гл., 3 л., ед.ч., 2 спр.)
6) Бушующим (действит. прич., образованное от гл. 1 спр.)
7) Заходящее (действит. прич., образованное от гл. 2 спр.)
8) Сообщаемое (страд. прич., образованное от гл. 1 спр.).
9) Клокочущий (дейсвит., прич., образованное от гл. 1 спр.)
11) Скользящие ( действит. прич., образованное от гл. 2 спр.)


























ОТМЕТКИ!!!!




6. Этап комментирования домашнего задания
Метод: слово учителя
Прием: комментирующее слово учителя
- Дома вам нужно еще раз повторить правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий, на следующем уроке будет проверочная работа.
Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное
Письмо: учебная запись по предмету
Образец записи:
- Повторить правописание окончаний глаголов и причастий.
Запись на доске домашнего задания

7.Этап обобщения знаний
Метод: слово учителя
Прием: обобщающее слово учителя
- Таким образом, сегодня на уроке мы с вами систематизировали знания об основных принципах орфографии, потренировались в безошибочном написании окончаний глаголов и суффиксов причастий, эти знания помогут вам правильно выполнить часть заданий из ЕГЭ.
Спасибо за урок. Урок окончен.
Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное

Слайд №3.

















15