Урок русского языка в 8 классе Основные единицы синтаксиса с применением опорного конспекта


Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме «Основные единицы синтаксиса» на основе крупноблочного введения учебного материала с использованием опорных сигналов  Учитель Тигусова Надежда Александровна, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат № 5», г. Нижнеудинск Иркутской области По учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М.Александровой



Задачи урока:1. Познакомить с основными единицами синтаксиса: словосочетанием, предложением, текстом, их отличительными признаками, назначением в речи.2. Развитие образного мышления, памяти, лингвистической речи, создание целостной картины взаимосвязи единиц синтаксиса через крупноблочную подачу материала при помощи опорного конспекта.3. Воспитание интереса к предмету через создание ситуации успеха.


Работа с учебникомРассмотрите таблицу на с. 21. В какой графе представлены единицы языка, которые:называют предметы, их признаки;более точно называют предметы, их признаки;отражают фрагмент действительности, имеют грамматическую основу, интонационную законченность.состоят из предложений, связанных по смыслу, расположенных в определенной последовательности?



Работа с учебникомВыучите определение синтаксиса на с. 21.Какие основные единицы синтаксиса существую в русском языке?Просмотрите параграфы учебника, посвященные единицам синтаксиса (п. 6, п. 7, п. 8, п.9, п.10, п. 11). Какие ключевые вопросы рассматриваются в этих параграфах?


Предвосхищение работы с опорным конспектомКакие ключевые понятия параграфов учебника п.п.6-11 отражают особенности основных единиц синтаксиса (словосочетания, предложения, текста)?Выпишите эти понятия в тетрадь в их взаимосвязи.

Работа с опорным конспектомРассмотрите опорные конспекты № 1, № 2.Понятны ли вам сокращения, знаки?Согласны ли вы с таким расположением понятий, отражают ли они взаимосвязь единиц синтаксиса?


Основные единицы синтаксисаСловосочетаниеПредожение Текст Коммуникативная функция (общение, чувство, мысль)Номинативная функция (называние)Слово как член предл-яВысказывание 2 и предл-ийпо смыслув опред. послед-стисмысл. целост-стьсвязность конкрет. фрагмент окруж. дейст-стим. быть 1 предл-есмысл. и интонац.законч-стьЧлены пр-я – по смыслу и грам.П. 6, 7, 8 учебника








Словосочетание как единица синтаксиса2 и самост. Ч.Р.По смыслуграмматическии Глав. + завис. сл. (подчинит. связь)называетпредметыпризнакидействияНО! Более точно, чем словоглагольнеименныенаречныеВ завис.от ГЛ.СЛ. Подчинит. связьсогласованиеуправлениепримыканиеТе же Р.,Ч.,П.(синим карандашом)ГЛ.СЛ. требует падежа (читать что? книгу)Слабая связь, только по смыслу, ЗАВ.СЛ. – НЕИЗМЕНЯЕМОЕ (бежать быстро)П. 9,10,11 учебника










Работа с опорным конспектомПроследите по опорному конспекту воспроизведение этой темы учителем.Какая часть опорного конспекта самая легкая для запоминания?Какая часть самая трудная?Кто хочет рассказать на выбор любую часть этого учебного материала по опорному конспекту?Прослушайте еще раз воспроизведение конспекта учителем.Перенесите в черновик опорные конспекты № 1, № 2.Кто теперь готов рассказать всю тему по опорному конспекту?




Работа с учебником и опорным конспектомПрочитайте стихотворение Н.М.Рубцова «Ночь на родине», с. 23.Докажите примерами из стихотворения, что текст и предложение – это коммуникативные единицы, а словосочетание выполняет номинативную (назывную) функцию.Какое место слово занимает в системе основных единиц синтаксиса?Выучите определение функций единиц синтаксиса с. 22.


.Выпишите из п. 7 учебника определение текста. Выполните синтаксический разбор этого предложения.Объясните постановку знаков препинания.Докажите, что записанное вами – предложение. Какие признаки предложения присутствуют в данном определении?Работа с учебником и опорным конспектом


Текст – высказывание, представляющее собой два или несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности.Проверим:

Проверим:Это предложение с тремя причастными оборотами, первый причастный оборот стоит после определяемого слова «высказывание» и отделяется от него запятой. Второй и третий причастные обороты относятся к определяемому слову «предложений», перед вторым запятая ставится, они являются однородными членами, соединенными союзом И, запятая между ними не ставится. Слова в этом предложении связаны по смыслу и грамматически, предложение имеет смысловую и интонационную законченность.

Работа с учебникомПрочитайте текст упр. 47. Назовите признаки текста.Сформулируйте и запишите основную мысль текста.


Вывод (текст как единица синтаксиса)1. Признаки текста: это высказывание, состоящее из нескольких предложений, расположенных в определенной последовательности, связанных по смыслу, отражающих конкретный фрагмент действительности.2. Основная мысль текста: Филарет Московскиий и А.С. Пушкин выражали свои мысли очень точно, без лишних слов, при этом первый отдал дар слова Церкви, а второй служил Истине.3. Назовите признаки этого предложения.4. Выделите словосочетания, называющие предмет, действия, признак, НО более точно, чем слово.



Признаки предложения:Смысловая и интонационная законченность;Наличие грамматической основы; Связь слов по смыслу и грамматически;Коммуникативная функция;Отражение конкретного фрагмента действительности;2. Словосочетания: «выражали мысли», «служил Истине» – называют действие, глагольные; «без лишних слов», «свои мысли» - называют предмет, именные, «очень точно» - называют признак, наречные.Вывод (предложение и словосочетание как единицы синтаксиса)




Работа с опорным конспектомУстное воспроизведение опорного конспекта по частям перед всем классом:Расскажите о предложении;Расскажите о тексте;Расскажите о словосочетании 2. Устное проговаривание друг другу опорного конспекта(признаки, функция, виды единиц синтаксиса)



Выполнили ли мы задачи урока?Сформулируйте ключевой вопрос об основных единицах синтаксиса. Что общего у предложения и текста и чем они отличаются?Верно ли утверждение, что предложение по количеству слов больше, чем словосочетание?Итоги урока:


Задание на дом:1. По учебнику прочесть п.п. 6-11.2. Подготовить развернутый ответ по опорным конспектам № 1 и № 2.3. Примеры для иллюстрации развернутого ответа подобрать из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».