Конспект урока литературного чтения на тему РАЗНООБРАЗНЫЕ И ЯРКИЕ ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Г. ЦЫФЕРОВА «ГРАД»


Урок литературного чтения во 2-м классе
Тема: Разнообразные и яркие образы животных в произведении Г. Цыферова «Град»
Цели:
познакомить с жизнью и творчеством Г. Цыферова;
показать особенность сказки-миниатюры этого автора;
совершенствовать навык чтения;
воспитывать добродушие, чувство сострадания;
развивать интерес к чтению.
Оборудование: портрет Г. Цыферова, выставка книг, презентация к уроку, карточки – качества персонажей.Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс Планируемые результаты:
личностные: смыслообразование - осознают ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и незнания, оценивают свои действия, поступки; нравственно- этическая ориентация - способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях;
метапредметные: регулятивные - контролируют свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и
правильности ответов;
коммуникативные - слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, используют речь для регуляции своих действий;
познавательные - общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме в значении чтения, знаний, обучения; формулирование ответов на вопросы учителя, учащихся;
логические - осуществляют поиск существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизни человека, о важности чтения в целом и предмета «Литературное чтение» в частности;
предметные: полно и правильно отвечают на вопросы по содержанию стихотворения, выполняют «Книжкины задания», представляют в своем воображении образ героя, читают текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержание текста.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: класс наш хоть куда,
Мы начнём урок тогда. Выполняют действия, которые отражены в стихотворении Актуализация знаний
Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания, сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока 1. Речевая разминка: алфавит, «Песенка о зайчишке»
2. Выразительное чтение и беседа по содержанию.
– Для чего розам шипы?
– Какой враг был у белой розы?
– Охарактеризуйте каждого персонажа сказки.
3. Обсуждение понравившихся эпизодов.
4. Постановка целей урока.
Каждое животное в сказках разных народов наделено определенными качествами.
Игра «О ком так говорят».
Голоден как … (волк).
Хитер как … (лиса).
Труслив как … (заяц)
Здоров как … (бык).
Изворотлив как … (уж).
Надут как … (индюк).
Нем как … (рыба).
Грязный как … (свинья).
Болтлив как … (сорока).
Колючий как … (еж).
Упрям как … (осел).
Глуп как … (осел).
– Сегодня мы познакомимся с миниатюрой Г. Цыферова «Град». Ее герой – ослик.
- Вы услышали новое научное понятие: миниатюра. Может кому-то известно значение этого слова?
- Вы сами догадаетесь о значении слова миниатюра, прочитав произведение Г. Цыферова «Град»
- Какие цели урока вы ставите?

На доске 2 ребенка характеризуют героев сказки:
Осел: грубый, равнодушный, грубый, невоспитанный, упрямый
Роза: красивая, нежная, щедрая, бескорыстная, добрая
Дети, используя сделанные ими записи в тетрадях, делятся своими мыслями об изученной накануне сказке, после чего делают
подробный и творческий (от иного лица) пересказ истории о белой розе.
Дети отгадывают продолжение предложения.
- Узнать о жизни и творчестве Г. Цыферова.
- Узнать особенности миниатюры.
- Совершенствовать навык чтения: учиться читать правильно, выразительно, бегло. Проблемное объяснение нового знания
Цель: организовать использование предметных действий с моделями, организовать фиксацию нового способа действия в знаках, организовать фиксацию преодоления затруднения 1. Первичное чтение сказки учителем.
- Вы прослушали миниатюру. Так что это за произведение? (слайд 1)
– Какую картинку нарисовало ваше воображение и автор сказки?
– Сравните осла из сказки «Белая роза» и ослика Г. Цыферова. Кто вам больше нравится?
- Какие чувства вызывает у вас ослик?
–Писатель, о чем бы ни писал, всегда выражает себя и всегда сам как бы присутствует в своем произведении?
2. Знакомство с биографией писателя. (слайд 2-5)
1 уч.: Геннадий Михайлович Цыферов родился 26 марта 1930 года в г. Свердловске в семье служащих. Отец писателя разводил парки и был директором Треста озеленения, мама работала бухгалтером.
Цыферов окончил педагогический институт и три года проработал воспитателем в интернате. В это время он начал писать сказки и послал их на отзыв К.И. Чуковскому. Корней Иванович одобрил и посоветовал серьезно заняться литературой. Так уже в нескольких этих маленьких вещах был виден талант начинающего детского писателя.2 уч.:В дальнейшем Цыферов работал в детском журнале «Мурзилка» в отделе писем. Писал для журналов, сотрудничал с детскими передачами на радио «В гостях у сказки», «С добрым утром». Выступал в библиотеках и на телевидении в программе «Спокойной ночи малыши».
3 уч.: Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация, За время сотрудничества со студией «Союз мультфильм» было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим».
4 уч.: Геннадий Михайлович Цыферов - прозаик, поэт, драматург, сценарист, автор научно-популярных книг. Всего выпущено около 25 книг.
Большая часть сказок Цыферова – лирические миниатюры о животных. Герои писателя добрые животные, открыты всем впечатлениям жизни, они бесконечно сострадательны. Такое мировосприятие Цыферов стремился воспитать и в своем читателе.
Ушел из жизни 5 декабря 1972 г. в 42 года, внезапно скончался от болезни сердца, похоронен в Москве.
Миниатюра – это крохотная сказка, похожая на картинку.
4 учащихся сообщают об авторе.
Музыкальная физкультминутка IV. Первичное закрепление 1. Повторное чтение сказки учащимися.
2. Беседа по содержанию, работа в ТПО. (слайд 6-8)
– Почему ослик всегда прятался во время града?
– Кого пытался спасти ослик от града? Как?
– Подумайте, домику и зонтику действительно было больно?
– Найдите слова, которые выражают то, что думал медвежонок об ослике сначала, а что — потом.
- Расскажите о медвежонке.
– Прав ли ослик, назвав себя жалким?
- Как называют тех, кто жалеет других и помогает им?
Дети выполняют задания тетради № 2 и № 3. Проверяется правильность составленного детьми картинногоплана.
3. Выразительное чтение диалога ослика и медвежонка.
Работа в парах в ТПО № 1-2:
Дети выполняют задание 1-2 тетради, выбирая ответы: «Было больно» и «Чтобы домику не было больно». 2 человека у доски.
(«Глупый ослик, всех от града никогда не спрячешь», «Ты очень добрый».)
(Он добрый. Медвежонок ворчал на ослика, но в душе был с ним согласен. И еще медвежонку было жалко ослика под градом.)Ослик не прав, назвав себя жалким. Жалкий – кого хочется пожалеть. А в сказке ослик жалеет, а не его.
Ослик жалостливый.
Последовательность рисунков такова:
• ослик прячется в домике от града;
• ослик сидит на крыше, закрывая домик зонтом;
• ослик закрывает собой крышу, зонтик, домик;
• медвежонок жмёт ослику ушко.
V.Итог урока
Цель: способствовать формированию рефлексии Рефлексия.
- Что узнали и чему учились сегодня на уроке?
- Можно ли сказать, что эта сказка о красоте?
Другу ты отдать умей
Все тепло души своей.
Все отдал – богаче стал,
Что сберег – то потерял.
Н. Доризо- Посмотрите отрывок из м\ф «Паровозик из Ромашково»
Дома учащиеся выполняют задание учебника № 6 (по жела-нию) и готовятся к пересказу произведения, пользуясь картинным планом. Кроме того, они ищут, читают и приносят на следующий урок книги Геннадия Михайловича Цыферова. О красоте души ослика.