Конспект урока по социально-бытовой ориентировке на тему Первая помощь утопающему (8 класс)


Тема: «Первая помощь утопающему»
Цели урока:
Формирование знаний о правилах поведения на воде и оказания первой медицинской помощи утопающему.
Активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие произвольного внимания.
Воспитывать  готовность самостоятельно решать поставленные задачи.
Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: презентация «Первая помощь утопающему», компьютер, кукла, карточки.
Ход урока:
Организационный момент.
–Ребята! В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи на улице, на работе, во время купания с близкими вам людьми. Вы можете оказаться рядом и ничего не сможете предпринять при этом. Почему?  
Да просто потому, что вы не знаете что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время отведенное для сохранения жизни пострадавшего неумолимо уменьшается. Чтобы он не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, мы должны знать правила оказания первой помощи при  несчастных случаях. 
- Приходилось ли вам спасать утопающего?
        - Умеете ли вы это делать?
Сегодня нам необходимо научиться оказывать помощь утопающему. Итак, сегодняшняя тема урока: 
Сообщение темы и цели урока
Объяснение нового материала
Первая помощь утопающему (тема урока на слайде №2)
- Когда чаще всего бывают случаи утопления?
Ответ: «Во время купания».
- Почему, как вы думаете?
Ответ: «Не соблюдают правила купания».
Давайте вспомним основные правила купания (слайд №3)
Как можно определить, что купающийся человек тонет?
Спасать утопающего нужно очень быстро, так как смерть от паралича дыхательных путей наступает через 4-5 минут, а сердечная деятельность может сохраняться в течении 15 минут.
Когда человек тонет недалеко от берега, что вы предпримите?
Обобщение: тонущему человеку надо бросить что-нибудь из белья или верёвку, доску, что есть под рукой и за что пострадавший может схватиться, а за другой конец брошенного ему предмета вытаскивать человека из воды. Слайд №2
Если человек тонет далеко от берега, каковы будут ваши действия?
Обобщение: надо подплыть к пострадавшему сзади, взять его за волосы или подмышки – тогда его голова окажется над водой, повернуть лицом вверх и плыть к берегу, не давая ему ухватиться за вас. Слайд №3Помоги утопающему Слайд №4
Подплывая к тонущему, нужно, по возможности, успокоить его …;
Лучше всего подход осуществлять со стороны …;
Если это не удастся, то, поднырнув под него, развернуть тонущего на уровне колен к себе … и выполнив захват, начать буксировку к берегу.
Если пострадавший без сознания, используйте полотенце или … для его буксировки.
Немедленно вызови … .Сюжетно – ролевая игра
Вызов «Скорой помощи»
Когда пострадавший окажется на берегу надо немедленно вызвать Скорую помощь.
Распределение ролей: диспетчер «Скорой помощи», вызывающий. (проигрывание)
Человек находится в тяжёлом состоянии.
- Как мы мы будем определять признаки, характерные для пострадавшего, который тонул? Слайд № 5
Составление плана оказания первой медицинской помощи пострадавшему. Слайд №6
- Какие меры надо предпринять до приезда Скорой помощи?
Очисти рот, нос от песка и ила
Положи вниз лицом так, чтобы голова и грудь свисали. Вода вытечет из лёгких Слайд № 7
Переверни на спину, сделай искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
Согрей пострадавшего
Запись в тетрадь
Физминутка- Как помочь пострадавшему на берегу?
Реанимация – мероприятия по оживлению … ,
находящегося в состоянии клинической смерти. Слайд №8
Во избежание несчастных случаев на воде запрещается:
  Прыгать с обрывов и случайных …вышек.
  Заплывать за буйки и знаки ограждения в …местах купания.
  Устраивать в воде опасные …игры.
  Долго купаться в холодной …воде.
  Далеко отплывать от берега на надувных матрацах и кругах, если вы не умеете …хорошо плавать.
  Резко входить в воду или нырять после длительного пребывания на солнце, сразу после приема …пищи, в состоянии утомления.
 Купаться в темное время …суток.
Первая помощь утопающему на берегу: 1.  Уложить пострадавшего животом на свое бедро так, чтобы его голова свисала вниз, энергично нажимая на грудь и спину, вода вытечет; 2. Положи пострадавшего на спину и быстро очисти ему рот от ила и песка (30 – 40 секунд).
. Если тонувший не дышит, немедленно начинай  выполнять искусственное дыхание  методом "изо рта в рот":  (слайд 5)
-  запрокинь его голову  
-  зажми нос пострадавшего двумя пальцами,
    -  сделай глубокий вдох,
- плотно прижми свой рот к его открытому рту, вдувай воздух .Можно использовать носовой платок или бинт.
- Вдувать воздух следует резко и до тех пор, пока грудная клетка пострадавшего не расправится, то есть станет заметно подниматься.
- Сделай подряд 3 вдувания.
4.   Когда пострадавший начнёт дышать: ( слайд 6)
-  переверни его на грудь, голову поверни набок,
-  разотри пострадавшего, чтобы согреть его;
-  укрой его чем-нибудь тёплым, вызови скорую помощь.
5. Практическая часть.
Учитель показывает порядок оказания помощи на кукле.
=- Кто желает показать на кукле всю последовательность реанимации?
Остальные будут оценивать каждое действие, а за правильное действие давать в один балл. Максимальное количество баллов – 5б.
        Один из желающих ребят  выходит и выполняет реанимацию.
- Спасибо, садитесь на места.
Закрепление. 
Посмотр видео ролика «Первая помощь утопающему»
-Какие человеческие качества помогут при оказании помощи утопающему?
Во избежание несчастных случаев на воде запрещается:
  Прыгать с обрывов и случайных …вышек.
  Заплывать за буйки и знаки ограждения в …местах купания.
  Устраивать в воде опасные …игры.
  Долго купаться в холодной …воде.
  Далеко отплывать от берега на надувных матрацах и кругах, если вы не умеете …хорошо плавать.
  Резко входить в воду или нырять после длительного пребывания на солнце, сразу после приема …пищи, в состоянии утомления.
 Купаться в темное время …суток.
Рефлексия.
-  Что нового узнали на уроке?
Итог урока.
Ребята, помните! Необходимо знать правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях. Многим людям они спасают жизнь. 
Оценивание теоретических знаний и практической работы.