Урок Табличные информационные модели


ТЕМА УРОКА: Табличные информационные модели
Цели урока: упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц.
Задачи урока:
Образовательные:
Активизация и закрепление знаний по теме «Информационные модели»;
Систематизация и расширение знаний о табличных информационных моделях;
Контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся по теме «Модели»;
Развивающие:
Обобщать имеющуюся информацию;
Развитие навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
Формирование познавательного интереса к предмету информатика;
Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
Воспитание стремления к преодолению возможных негативных последствий для здоровья при работе на компьютере за счет соблюдения техники безопасности.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Садитесь.
Учитель: Что вы видите на слайде? (Ответ учащихся: таблица)
Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (Учащиеся предлагают свои варианты).
Учитель: Тема нашего урока «Табличные информационные модели» (учащиеся записывают тему и дату урока в тетрадь).
Учитель: А умеете ли вы создавать таблицы? Форматировать таблицы? (Ответы учащихся)
Учитель: Структура нашего урока состоит из двух частей: теоретическая и практическая.
Учитель: Цель нашего урока: Научиться создавать и форматировать таблицу.
Домашнее задание:
Создать таблицу по образцу:

Фамилия Имя Отчество Кем приходится (мама, папа и т.п.) Дата рождения Образование Профессия Увлечение, хобби
Рабочая тетрадь: стр. 51-53 №28-31;
Повторить теоретический материал.
Актуализация знаний по теме «Модели»
Учитель: Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, следует пройти два небольших испытания для того, чтобы повторить материал, который будет необходим для изучения нового материала. Для начала повторите одну минуту тему предыдущего урока.
Первое испытание: вам необходимо ответить на следующие вопросы.
Как называется объект, который используется в качестве «заместителя» другого объекта (оригинала) с определенной целью?
Назовите основные свойства моделей.
Как называется исходный объект?
Процесс создания и использования моделей называется?
Назовите виды информационных моделей.
Проверяем: (учитель спрашивает последовательно ответ у каждого ученика, а потом правильный ответ показывает на слайде)
Модель.
Не является точной копией объекта-оригинала: она отражает только часть его свойств, отношений и особенностей поведения.
Прототип или оригинал.
Моделирование.
Образные, смешанные, знаковые.
Пять правильных ответов - это «5», четыре ответа – это «4», три – это «3», меньше трех – это «2».
Проверяют задание, и выставляют оценку в зачетную книжку.
Второе испытание: сопоставьте вид модели и представленную картинку.

Проверяем (учитель спрашивает последовательно ответ у каждого ученика, а потом правильный ответ показывает на слайде)

Все картинки правильно распределены – это «5», одна неправильно – это «4», две неправильно – это «3».
Проверяют задание, и выставляют оценку в зачетную книжку.
Изучение нового материала
Учитель: Скажите, где мы с вами встречаемся с таблицами? (Ответы учащихся)
(Расписание уроков, плотность твердых тел, таблица Менделеева, автобус, программа телепередач и т.п.)
Учитель: Можем ли мы обходиться без таблиц? Почему? (Ответы учащихся)
Учитель: А что такое таблица? Дайте определение (Учащиеся предлагают свои варианты определения «Таблица»).
Учитель: Таблица – это описание ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, которая состоит из строк и столбцов (Учащиеся записывают определение в тетрадь).
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко воспринимается.
Учитель: правильно оформленная таблица имеет следующую структуру:

Правила заполнения таблицы:
Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
Заголовки граф и строк должны быть краткими.
В таблице должны быть указаны единицы измерения.
Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие знаки:
? - данные неизвестны;
- данные невозможны;
- данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.
Типы таблиц:

Таблица типа «объекты-свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Таблица типа «объекты-объекты-один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Таблица типа «объекты-объекты-несколько» - это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам.

Таблица типа «объекты-свойства-объекты» - это таблица, содержащая информацию и о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов.

Физкультминутка.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 2 раза. 
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 2 раза. 
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 2 раза. 
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 5–8. Повторить 2 раза. 
В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
Повторение правил ТБ при работе за компьютером.
Практическая работа. Практическая часть урока (задания №1 и №2 (если время позволяет) работы №6) посвящена формированию навыков создания и форматирования таблиц. При выполнении задания №1 важно следить за тем, чтобы ученики не создавали пять разных таблиц, а редактировали первую таблицу, используя операции вставки и удаления строк и столбцов, применяя автоформатирование и реализуя сортировку данных. В задании №2 ученики не только отрабатывают технологический прием (объединение ячеек), но и производят отбор нужной для заполнения таблицы информации из текстового документа.