Урок по биологии для 6 класса по теме «Папоротники, хвощи, плауны»


Тема урока в 6 классе: «Папоротники, хвощи, плауны».
Цель урока: формировать знания о высших споровых растениях: папоротниках, хвощах, плаунах.
Задачи
1.образовательные:
Изучить особенности строения, размножения и многообразия папоротниковидных;
2. воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;
3. развивающие:
а) развивать навыки работы с разными видами информации (в виде с ЭОР) и способами её предъявления;
б) продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, таблица “Папоротники, хвощи, плауны”, мобильный компьютерный класс (ноутбуки с выходом в Интернет на столах учащихся).
ЭОР с сайта http://fcior.edu.ruОтдел моховидные (контрольный модуль);
Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений (информационный модуль);
Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений (практический модуль);
Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений (контрольный модуль).
Учебник: Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 кл. – М.: Мнемозина, 2010 – 246 с.
Рабочая тетрадь: Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 кл. – М.: Мнемозина, 2010 – 96 с..
Тип урока: Комбинированный урок
Методы обучения: беседа, словесные, объяснительно-иллюстративные, практический метод, частично-поисковый на основе использования ЭОР.
Формы организации УД: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
Технологическая карта урока:
Этапы урока Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный
(1 мин,)Взаимное приветствие
Мотивирует на активную деятельность. Готовятся к уроку. Психологический настрой на активную деятельность на уроке
Проверка знаний по теме: Мхи
(10 мин.) Фронтальный опрос по вопросам по теме «Отдел моховидные».
Использование ЭОР учителем и учащимся в процессе самостоятельнойработы в соответствии с рекомендациями учителя.
1. Задает вопросы по теме:
- Дайте определение следующим понятиям: предросток, гаметофит, спорофит?
- Зарисовать и охарактеризовать схему цикла развития мхов.
- Исключите лишнее: ньерко, льбесте, слит, ирздои. Почему Вы так считаете?
1. Отвечают на вопросы.
Работают в парах с практическим модулем в соответствии с рекомендациями учителя. «Отдел моховидные».
Подготовка к восприятию новой темы.
Постановка цели урока.
Объявление темы урока.
(2 мин.) Проблемные вопросы: «Почему никто не видел цветов папоротника?» Рассказывает легенду о цветке папоротника.
Задает вопросы. Выслушивает ответы.
Обобщает ответы.
Высказывают свои предположения.
Формулируют предположение: «Папоротники не образуют цветов, так как это споровые растения».
Записывают тему.
Изучение новой темы
(20 мин) Основной вопрос этапа: «Особенности строения и размножения папоротников?»
(Использование ЭОР учителем и учащимся в процессе самостоятельнойработы в соответствии с рекомендациями учителя)
Первичное закрепление материала.
(Использование ЭОР учителем и взаимодействие учащегося с содержаниемЭУМ под руководством учителя)Физминутка для глаз.
Формулирование вывода.
Вопрос: «Каково строение папоротников, хвощей, плаунов?»
«Охарактеризуйте цикл развития папоротников, хвощей, плаунов?» Предлагает в парах ознакомиться с информационным модулем.
Предлагает заслушать записи учащихся отдельных пар.
Проводит обсуждение.
Просит выполнить самостоятельную работу с помощью учебника по вариантам: первый вариант – краткая характеристика строения и размножения хвощей; второй вариант – строение и размножение плаунов.
Заслушивает ответы учащихся.
Предлагает ознакомитсчя с иннформационным модулем.
Просит исправить ошибки и дополнить свои работы.
Обобщает и делает выводы.
Предлагает выполнить упражнения «Гимнастика для глаз»
Задает вопрос: «В чем сходство и различие папоротников, хвощей и плаунов?»
Предлагает выполнить практическое задание в модуле:
«Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших растений».
Проверяет ответы.
Просит сформулировать выводы. Работа в парах с информационным модулем «Папоротники, хвощи и плауны как высшие споровые растения».
Выполняют записи в тетрадях (новые термины, цикл развития папоротника)
Зачитывают записи.
Выполняют самостоятельную работу.
Зачитывают записи, отвечают на вопросы.
Взаимодействие учащегося с содержанием ЭУМ под руководством учителя.
Дополняют свои ответы.
Выполняют упражнения.
Отвечают на вопросы.
Формулируют вывод: «Папоротники – группа высших споровых растений, имеющих листья, стебли и корни. Размножаются спорами. Имеют правильное чередование полового и бесполого поколений. Хвощи – многолетние травянистые растения, размножаются спорами, имеют чередование двух поколений: полового и бесполого. Спорофиты образуют весенние и летние побеги и отличаются по строению. Побеги плауна ползучие, ветвистые.На стержне спороносного колоска расположены спорофиллы со спорангиями. Половое поколение представлено маленькими заростками».
Работают в парах с практическим модулем.
Формулируют вывод: «Папоротники, хвощи, плауны высшие споровые растения, так как имеют листья, стебли и корни. Для них характерна смена поколений: полового и бесполого»
Закрепление изученного(5 мин) Использование ЭОР процессе самостоятельной работы в соответствии с рекомендациями учителя Предлагает выполнить контрольное задание по данной теме с использованием контрольного модуля «Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений» и оценить работу друг друга на сегодняшнем уроке. Работают в парах. Взаимооценка работы в паре.
Домашнее задание.(2 мин) Озвучивает домашнее задание : параграф 53, читать, пересказывать, выполнить упражнения по теме в рабочей тетради. Подготовить сообщения с использованием ресурсов интернет по теме: «Многообразие папоротников и хвощей на территории Республики Татарстан» Делают записи в дневниках.
Рефлексия.
(5 мин) Обращение к проблемным вопросам урока. Просит с позиции изученного материала ответить на проблемные вопросы урока.
Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? Отвечают на вопросы.
Приложение 1
Список ресурсов для урока.
ЭОР с сайта http://fcior.edu.ru1. http://fcior.edu.ru/card/22510/kontrol-otdel-mohovidnye-mohoobraznye-uglublennoe-izuchenie.html модуль предназначен для контроля знаний по теме: «Отдел моховидные».
2.http://fcior.edu.ru/card/27086/obshaya-harakteristika-paporotnikov-hvoshey-i-plaunov-kak-vysshih-sporovyh-rasteniy-uglublennoe-izuc.html модуль предназначен для изучения материала по теме: «Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений».
3.http://fcior.edu.ru/card/27143/praktika-obshaya-harakteristika-paporotnikov-hvoshey-i-plaunov-kak-vysshih-sporovyh-rasteniy-ugluble.html модуль содержит практические задания и предназначен для закрепления материала по теме: «Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений».
4. http://fcior.edu.ru/card/26989/kontrol-obshaya-harakteristika-paporotnikov-hvoshey-i-plaunov-kak-vysshih-sporovyh-rasteniy-uglublen.html модуль предназначен для контроля знаний по теме: «Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений».