Конспект открытого урока по биологии в 5 классе Хвощи.Плауны. Папоротники


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Сосновка»
Искитимского района Новосибирской области
Конспект урока биологии в 5 классе
Плауны, хвощи и папоротники
Учитель биологии
Кривошеева Людмила Васильевна
2016г
Цели урока:
Образовательные: создать условия для знакомства учащихся с представителями споровых растений.
Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, умения работать в парах, культуры учебного труда.
Развивающие:
способствовать развитию общеучебных умений:
учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)
учебно-информационных (умение работать с текстом или другими источниками информации),
учебно-организационных (умение выбирать способы действий, осуществлять самоконтроль и самооценку),
учебно-коммуникативных (умение отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать, уважать мнение собеседника)
Тип урока: усвоения новых знаний.
Методы обучения: практические, репродуктивные, словесные, наглядные.
Приемы деятельности учителя: организация поисковой деятельности в парах, представление презентации.
Деятельность учащихся: выполняют исследовательскую работу, демонстрируют знания, производят обсуждения, работают с различной информацией.
Оборудование: презентация «Споровые растения», тексты для работы в парах, инструктивные карты для выполнения лабораторных работ, компьютер, мультимедийный проектор, лупы, тексты о плауновидных и хвощевидных, учебник, тетрадь, стикеры, цветные карточки, пазл "Строение лупы", видеофрагмент "Финист ясный сокол"
План урока
1. Орг. момент 1 мин.
2. Актуализация знаний (беседа) 5 мин.
3. Изучение нового материала 26 мин.
Введение темы урока 2мин.
Лабораторная работа «Строение хвощей, папоротников, плаунов» 7мин.
(Физпауза) 2 мин
Происхождение и использование (применение) папоротниковидных (работа с текстом)
Беседа
Работа с интерактивной доской. 3 мин.
6мин.
4 мин
4. Выводы и итоги 6 мин.
5. Домашнее задание 2 мин.
Ход урока
Орг. момент.Здравствуйте. Мы начинаем наш очередной урок биологии, очередное путешествие в мир растений. Если вы верно отвечаете, то я вам на парту приклеиваю стикер, тот, кто получит больше всего стикеров, получит отметку.
Введение темы урока. Перед вами конверты. Я прошу вас раскрыть их и достать части фотографии. Вам необходимо восстановить фото. Они помогут понять нам о каких растениях будет идти речь сегодня на нашем уроке. (учащиеся складывают Пазл, у каждого ряда получается свое растение: хвощ, плаун, папоротник). Что это за растения? Вы их где-нибудь встречали? (беседа)
Попробуйте сформулировать тему урока. (Папоротники, хвощи и плауны)
Вы что-то знаете об этих растениях?
Вы их встречали в природе?
Что еще не знаете? (строение, размножение, разновидности, использование человеком).
Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент и подумать, что здесь правда, а что вымысел. (видеофрагмент из фильма финист- ясный сокол)
Беседа. О каком растении идет речь? (папоротник)
В сказке, говорят ложь, да в ней намек, добру молодцу урок. Где же здесь истина? Давайте запишем тему урока в тетрадь.
-Что мы с вами должны сделать, что бы распознать правду в сказке и найти ложь? (слушать учителя, выполнять задания, читать учебник…)
-Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? Это будет наша гипотеза, как при любом исследовании. (Изучить строение папоротников, хвощей и плаунов, что бы выяснить истину)?
-Как вы думаете, сможем ли мы на уроке изучить все существующие споровые растения? (нет), поэтому ограничимся какими? (папоротников, хвощей и плаунов).
ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ.
Изучение нового материала. Итак, приступаем. Сегодня мы знакомимся со строением высших споровых растений. Высшими они являются потому, что тело уже не таллом, а имеет все органы, свойственные растениям. Какие это органы и как устроены данные растения вы изучите в ходе выполнения лабораторной работы. Давайте откроем учебник на стр 115 (выполнение работы. Каждый ряд выполняет ту работу, какой пазл собрал. На столах рисунки, на них указывают органы растений, подписывают. Делают вывод о строении изученного растения).
Обсуждение полученного результата. Каждая группа (ряд) рассказывает о проведенном исследовании и делают выводы. После того как все группы высказались, учитель задает вопрос: Что же общего и почему эти растения изучают вместе? (есть стебель, корни, листья, размножаются спорами и половым путем, чередуется поколение).
Отмечаем части тела на рисунках в инструктивных картах урока.
Физ.пауза. Вы усердно трудились, устали, поэтому необходима производственная гимнастика. Давайте встанем и посмотрим на экран.
Продолжаем нашу работу. Напомните, пожалуйста, о чем мы вели речь до производственной гимнастики на уроке? (о папоротниках, хвощах и плаунах).
О чем уже узнали? (о строении)
Что еще предстоит узнать? (размножение и значение высших споровых).
Учитель. Современные папоротниковидные совершенно не такие, какими были раньше. Оказывается, они жили более 300 млн. лет назад! когда человека и в помине не было! Они образовывали огромные леса.
Изучив текст, вы можете рассказать о древних папоротникообразных, их особенностях и применении в наши дни. (дети изучают тексты на столах и дают ответы)
1. Папоротники
Папоротники произошли от потомков псилофитов, и представляют собой одну из наиболее древних групп высших растений. В каменноуго'льный период наряду с хвощами и плаунами, занимали господствующее положение в растительном мире Земли, образуя обширные леса.
В настоящее время насчитывается около 300 родов и более 10000 тысяч видов папоротников. По своим размерам папоротники варьируют от тропических древовидных форм, достигающих иногда высоты 25 метров с диаметром ствола до 50 см, до крошечных растений всего лишь в несколько миллиметров длины. Папоротники распространены по всему земному шару. Наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах.
В большинстве своём - это травянистые растения, но встречаются и древовидные, лиановидные формы. Также встречаются и папоротники- эпифиты, селящиеся на других растениях. Для лечения разнообразных недугов применяют не только корни, но и надземные части растения. Высокое содержание алкалоидов и различного рода кислот в корневищах делает их весьма эффективным средством для снятия болевых ощущений в области желудочно-кишечного тракта. Отвар травы показан при комплексной терапии кашля и различных болевых ощущений в суставах. Порошок из корней обладает сильнейшими противоглистными свойствами, благодаря которым используется не только в борьбе с паразитами, но и снимает застойные явления в селезенке и в кишечнике.
2. Хвощи
Произрастают в Северном полушарии. Более 300 млн лет назад хвощи преимущественно были огромными деревьями, сейчас хвощевидные представлены исключительно травами. Листья у хвощей мелки, чешуевидные. Стебли пропитаны кремнеземом, поэтому достаточно жесткие. Хвощи можно встретить на болотах, лугах, в лесах. Представителем хвощевидных является хвощ полевой. Он обычно растет на кислых почвах, является лекарственным растением и сорняком. В древности это растение даже употребляли в пищу. Хвощи — многолетние травянистые корневищные растения. Они имеют членистое строение. Побеги разделены на узлы и междоузлия. Листья редуцированы до цельных мелких пластинок, которые расположены в узлах мутовками. Функцию фотосинтеза выполняет стебель. В клетках хвощей накапливается кремнезем, что делает стебель жестким. Размножение. Хвощи размножаются спорами, которые образуются в спороносных колосках. Спороносные колоски образуются или на специальных спороносных побегах (у хвоща полевого), или на верхушках вегетативных побегов (хвощ луговой, хвощ зимующий). Спороносный колосок состоит из оси, на которой располагаются спорангиофоры. Спорангиофор состоит из ножки, на которой находится пластинка шестиугольной формы. На нижней стороне пластинки располагаются спорангии. В спорангиях образуются споры. В сухую погоду споры высыпаются. Из споры образуется гаметофит (заросток). На нем имеются антеридии со сперматозоидами и архегонии с яйцеклетками. После оплодотворения образуется зигота, а из нее развивается зародыш и новое растение.
3. Плауны
Это древние растения, существующие на Земле очень давно, почти четыреста миллионов лет, с девонского периода палеозойской эры. Эпоха господства плауновидных в растительном мире давно позади. Крупные древовидные плауны исчезли с лица нашей планеты сотни миллионов лет назад. А вот многие их травоядные родственники уцелели, пережив и эпоху господства голосеменных, и неплохо уживаясь в современных природных комплексов, где главная роль принадлежит цветковым.
Плауны ядовиты, причем яды, в них содержащиеся, достаточно серьезны, чтобы с ними шутить. Безусловно, обладают они и лечебными свойствами. Только применение ликоподия (спорового порошка) возможно без соблюдения этого условия – для лечения опрелостей у детей, а также пролежней, обморожений. Вот только ликоподия в лесу стало маловато. Плаунов объединяет еще одна «общая черта» — прожив на Земле сотни миллионов лет, они под воздействием деятельности человека стали растениями исчезающими. И если человек не озаботится судьбой этих растений, они вскоре могут стать «ископаемыми», как дальний их родственник лепидодендрон. Споры плауна булавовидного, называемые ликоподием, применяют в качестве лекарственного сырья с теми же целями, что и у плауна годичного (Lycopodium annotinum). Собирают пожелтевшие колоски, осторожно срезая и не повреждая при этом корневой системы. Сушат колоски на воздухе, на бумаге или плотной ткани, затем споры отряхивают и отсеивают. Тепловая сушка не допускается. У плаунов (как, впрочем, у мхов, папоротников, хвощей) в жизненном цикле происходит чередование двух поколений, полового и бесполого. Подчеркну, что это самостоятельные, очень не похожие друг на друга, но все же стадии жизни одного и того же растения.
То растение, которое мы видим в лесу (и на фото) – это спорофит (бесполое поколение). И размножается спорофит плауна булавовидного бесполым путем – спорами, мельчайшими пылинками без малейшего запаса питательных веществ. Размножение это очень ненадежно. Ведь из десятков тысяч спор попадет в благоприятные условия, прорастет и выживет, возможно, одна. И лишь огромное количество спор все же позволяет достичь результата.
Трава находит применение только в народной медицине — измельчённой в порошок ею присыпают раны, а настой из неё пьют при заболеваниях мочевого пузыря, печени, дыхательных путей, недержании мочи, болях в желудке, воспалительных процессах желудочно-кишечного тракта. В западноевропейских странах часто используют споры плауна и траву при атонии и камнях мочевого пузыря, заболеваниях печени, геморрое, диспепсиях.
Большое значение споры плауна имеют в металлургии, где их используют для обсыпки форм при фасонном литье.
Быстро внесённые в пламя, споры плауна сгорают со вспышкой, поэтому иногда их применяют в театральном деле, а также при изготовлении бенгальских огней.
Учитель. Почему все растения о которых мы говорили, обитают во влажных местах? (вода нужна для размножения)
Вы обнаружили цветки у какого-либо растения при изучении строения? (нет).
Какую цель или какую гипотезу вы выдвигали в начале урока? (что у папоротников. нет цветков)
Мы достигли нашей цели?
Итак, где в сказке биологическая ошибка? ( про цветок папоротника)
Какие методы познания мы использовали на уроке, что бы достичь своей цели? ( работа с текстом, выполнения лаб. раб.)
Какой общенаучный метод мы применяли на уроке? (наблюдение, измерение, описание)
Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?
Вы достигли этой цели?
Что нового вы узнали на уроке?
Какие источники вы использовали для получения информации?
Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой? (постановка и проведение эксперимента).
Рефлексия. Я начала наш урок с фрагмента сказки. Это народный фольклор. Еще существуют пословицы и поговорки в народном фольклоре. Предлагаю вашу работу на уроке оценить поговоркой:
Шевелил мозгами
Краем уха
Хлопал ушами
Домашнее задание§ 21, ответы на ?.Заполните таблицу.
Папоротники Плауны Хвощи
Побег Стебель Листья Корни Вегетативное размножение Бесполое размножение Половое размножение Приложения
Плауны
Верхушечные побеги заканчиваются спороносными колосками из стержня, покрытого мелкими и тонкими листочками. У основания листочков развиваются спорангии, в которых созревают в зависимости от вида в течение нескольких месяцев или лет. Зрелые споры, прорастая, образуют мелкие (от 1 до 5 мм) обоеполые гаметофиты (заростки). Мужские и женские половые органы созревают неодновременно, что повышает вероятность перекрестного оплодотворения. Из образовавшейся в результате оплодотворения зиготы развивается спорофит. Плаунам свойственно также вегетативное размножение – почками, побегами.
Хвощи
Весной на корневищах вырастают побеги, на которых располагаются спороносные колоски. Колоски содержат спорангии, в которых путем митоза формируются гаплоидные споры. После раскрытия спорангия споры высыпаются и разносятся ветром. Из спор развиваются гаметофиты (заростки) в виде пластинок диаметром от нескольких мм до 3 см. На нижней стороне гаметофита возникают бесцветные ризоиды длиной до 1 см, с помощью которых он прикрепляется к почве и всасывает воду с растворенными в ней минеральными солями. У хвощей имеются три типа гаметофитов: мужские, женские и обоеполые, при этом женские гаметофиты крупнее мужских
Оплодотворение у хвощей осуществляется в присутствии капельно-жидкой влаги на поверхности гаметофита. Зигота прорастает в спорофит.
Спорангии развиваются на обыкновенных зеленых листьях или на специализированных листьях. Располагаться они могут одиночно или группами – сорусами. Сорусы расположены с нижней, лучше защищенной стороны листьев (спорофиллов).
При созревании спорангии вскрываются и споры высыпаются. Споры папоротника гаплоидны, гаплоиден и гаметофит.
Папоротники
Гаметофиты (заростки) обитают обычно на поверхности почвы. Они обоеполые, зеленые, маленькие, разные по форме, питаются самостоятельно, реже – лишены хлорофилла и развиваются под землей. К почве гаметофит прикреплен многочисленными ризоидами. На нижней, брюшной стороне гаметофита развиваются архегонии. Антеридии, которые обычно развиваются раньше, также сосредоточены на нижней поверхности гаметофита. Каждый антеридий содержит сперматозоиды. В архегониях созревают яйцеклетки. Оплодотворение происходит только в капельно-жидкой среде, обеспечивающей активное движение сперматозоидов к архегонию. Зигота, возникающая из оплодотворенной яйцеклетки, дает начало диплоидному зародышу, развивающему в диплоидный спорофит.




Лабораторная работа “Строение папоротника”
Цель: изучить строение папоротника .
Оборудование:  гербарные образцы папоротника мужского и хвоща полевого, спороносные колоски хвоща полевого, препаровальная игла.
Задание
Рассмотрите папоротник. Найдите корневище с отходящими от него корнями. Рассмотрите лист. Отметьте его особенности.
На нижней поверхности листа папоротника рассмотрите бурые бугорки, в них находятся спорангии со спорами.
Сделайте схематический рисунок в тетради. Обозначьте все части папоротника
Сделайте вывод
Лабораторная работа “Строение хвоща”
Цель: изучить строение папоротника и хвоща.
Оборудование:  гербарные образцы хвоща полевого, спороносные колоски хвоща полевого.
Задание
Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите корневище. Стебель и пленчатые листья, прижатые к стеблю. На верхушке побега рассмотрите спороносный колосок. На его оси расположены спороносные листья, состоящие из ножки и многогранной пластинки. На нижней части пластинки находятся спорангии. Аккуратно отделите спороносный лист и рассмотрите его.
Рассмотрите летний побег хвоща полевого. Найдите корневище, стебель и боковые побеги. Рассмотрите мутовки листьев, которые расположены на боковых побегах.
Выполните схематический рисунок в тетради, сделайте обозначения.
Сделайте вывод
Лабораторная работа «Строение плауна»
Цель работы: изучить строение плауна.
Материалы и оборудование: лупа, гербарные или живые экземпляры плауна.
ХОД РАБОТЫ
Рассмотрите гербарные или живые экземпляры плауна. Найдите стебель, корень, листья, спороносный колосок, спорангии. Зарисуйте.
Как располагаются листья у плауна и в чем различия в строении плаунов и мохообразных
Выполните схематический рисунок в тетради, сделайте обозначения.
Сделайте вывод

Щ
О
В
Х

П а у
Л н

1. Папоротники
Папоротники произошли от потомков псилофитов, и представляют собой одну из наиболее древних групп высших растений. В каменноугольный период наряду с хвощами и плаунами, занимали господствующее положение в растительном мире Земли, образуя обширные леса.
В настоящее время насчитывается около 300 родов и более 10000 тысяч видов папоротников. По своим размерам папоротники варьируют от тропических древовидных форм, достигающих иногда высоты 25 метров с диаметром ствола до 50 см, до крошечных растений всего лишь в несколько миллиметров длины. Папоротники распространены по всему земному шару. Наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах.
1. Папоротники
В большинстве своём - это травянистые растения, но встречаются и древовидные, лиановидные формы. Также встречаются и папоротники- эпифиты, селящиеся на других растениях. Для лечения разнообразных недугов применяют не только корни, но и надземные части растения. Высокое содержание алкалоидов и различного рода кислот в корневищах делает их весьма эффективным средством для снятия болевых ощущений в области желудочно-кишечного тракта.
Порошок из корней обладает сильнейшими противоглистными свойствами, благодаря которым используется не только в борьбе с паразитами, но и снимает застойные явления в селезенке и в кишечнике.
2. Хвощи
Произрастают в Северном полушарии. Более 300 млн лет назад хвощи преимущественно были огромными деревьями, сейчас хвощевидные представлены исключительно травами. Листья у хвощей мелки, чешуевидные. Стебли пропитаны кремнеземом, поэтому достаточно жесткие. Хвощи можно встретить на болотах, лугах, в лесах. Представителем хвощевидных является хвощ полевой. Он обычно растет на кислых почвах, является лекарственным растением и сорняком. В древности это растение даже употребляли в пищу.
Хвощи — многолетние травянистые корневищные растения. Они имеют членистое строение. Побеги разделены на узлы и междоузлия. Листья редуцированы до цельных мелких пластинок, которые расположены в узлах мутовками.
Функцию фотосинтеза выполняет стебель. В клетках хвощей накапливается кремнезем, что делает стебель жестким. Размножение.
2. Хвощи
Хвощи размножаются спорами, которые образуются в спороносных колосках. Спороносные колоски образуются или на специальных спороносных побегах (у хвоща полевого), или на верхушках вегетативных побегов (хвощ луговой, хвощ зимующий). Спороносный колосок состоит из оси, на которой располагаются спорангиофоры, которые содержат спорангии. В спорангиях образуются споры. В сухую погоду споры высыпаются. Из споры образуется гаметофит (заросток). На нем имеются антеридии со сперматозоидами и архегонии с яйцеклетками. После оплодотворения образуется зигота, а из нее развивается зародыш и новое растение.
3. Плауны
Это древние растения, существующие на Земле очень давно, почти четыреста миллионов лет, с девонского периода палеозойской эры. Эпоха господства плауновидных в растительном мире давно позади. Крупные древовидные плауны исчезли с лица нашей планеты сотни миллионов лет назад. А вот многие их травоядные родственники уцелели, пережив и эпоху господства голосеменных, и неплохо уживаясь в современных природных комплексов, где главная роль принадлежит цветковым.
То растение, которое мы видим в лесу – это спорофит (бесполое поколение). И размножается спорофит плауна булавовидного бесполым путем – спорами, мельчайшими пылинками без малейшего запаса питательных веществ. Размножение это очень ненадежно. Ведь из десятков тысяч спор попадет в благоприятные условия, прорастет и выживет, возможно, одна. И лишь огромное количество спор все же позволяет достичь результата.
3. Плауны
Трава находит применение только в народной медицине — измельчённой в порошок ею присыпают раны, а настой из неё пьют при заболеваниях мочевого пузыря, печени, дыхательных путей, недержании мочи, болях в желудке, воспалительных процессах желудочно-кишечного тракта.
Большое значение споры плауна имеют в металлургии, где их используют для обсыпки форм при фасонном литье.
Быстро внесённые в пламя, споры плауна сгорают со вспышкой, поэтому иногда их применяют в театральном деле, а также при изготовлении бенгальских огней.
Сообщение
Плауны ядовиты, причем яды, в них содержащиеся, достаточно серьезны, чтобы с ними шутить. Безусловно, обладают они и лечебными свойствами. Только применение ликоподия (спорового порошка) возможно без соблюдения этого условия – для лечения опрелостей у детей, а также пролежней, обморожений. Вот только ликоподия в лесу стало маловато. Плаунов объединяет еще одна «общая черта» — прожив на Земле сотни миллионов лет, они под воздействием деятельности человека стали растениями исчезающими. И если человек не озаботится судьбой этих растений, они вскоре могут стать «ископаемыми», как дальний их родственник лепидодендрон.. У плаунов (как, впрочем, у мхов, папоротников, хвощей) в жизненном цикле происходит чередование двух поколений, полового и бесполого. Подчеркну, что это самостоятельные, очень не похожие друг на друга, но все же стадии жизни одного и того же растения.
Сообщение
Споры плауна булавовидного, называемые ликоподием, применяют в качестве лекарственного сырья с теми же целями, что и у плауна годичного (Lycopodium annotinum). Собирают пожелтевшие колоски, осторожно срезая и не повреждая при этом корневой системы. Сушат колоски на воздухе, на бумаге или плотной ткани, затем споры отряхивают и отсеивают. Тепловая сушка не допускается
Трава находит применение только в народной медицине — измельчённой в порошок ею присыпают раны, а настой из неё пьют при заболеваниях мочевого пузыря, печени, дыхательных путей, недержании мочи, болях в желудке, воспалительных процессах желудочно-кишечного тракта.
Большое значение споры плауна имеют в металлургии, где их используют для обсыпки форм при фасонном литье.
Быстро внесённые в пламя, споры плауна сгорают со вспышкой, поэтому иногда их применяют в театральном деле, а также при изготовлении бенгальских огней.